После того как все участники ходы заняли свои места, а
музыканты извлекли первые звуки, мастер начинает петь.
По традиции песенный цикл в Капоэйре делится на три
основных части — ladainha, chula и куридуш.
Ladainha — «ладаинья» — это длинная вступительная часть
песни, которую исполняет исключительно мэстрэ, рассказывающая целую историю (на
любые темы, исторические факты поучительные истории или актуальные события,
возможна импровизация). Поется в ходе только один раз, в самом начале (после Ie,
что означает приветствие или же зов к началу ходы). Пока поет мастер, пара
игроков, которые хотят первыми вступить в игру, неподвижно притаилась у его ног,
внимательно слушая ладаинью. В стиле Режиональ функцию ладаиньи выполняют
квадрас (quadras).
Следом за ладаиньей начинается другая форма песен, когда
солист бросает ходе зов и получает ответ. Это Chula — «шула» — вступительная
часть уже сложенной песни, иногда запев. Певец приветствует и оказывает почтение
тем, кто заслужил огромное уважение, возносит молитвы. Наблюдающие и игроки
отвечают солисту, повторяя вслед за ним каждую фразу.
Переход к «куридуш» является сигналом для начала игры. Два
капоэриста начинают свою игру. Куридуш, как и шула, является ответной формой
пения. Но отличается тем, что в ней ответы каждой песни всегда одинаковые, а не
являются повторением строчек, спетых лидером. Хороший лидер будет
импровизировать, комментируя ход игры, адресуя свои слова происходящим событиям,
советуя что-либо игрокам. Песни часто выбираются с определенными целями и
намерением. Например, лидер может начать с песни о большом падающем дереве (Barauna
Caiu) после того, как кого-то из игроков собьет с ног его оппонент, или может
ободрить игроков и попросить играть более красиво и зажигательно песней «Ai, Ai,
Aide».
Песни капоэйры, как и большинство песен
западно-африканского происхождения, имеют диалоговый характер «вопрос-ответ».
Обычно ведущий певец («регент») заводит песню, пропевая первый куплет (chorus).
В соответствующий момент вступает хор, и ведущий продолжает песню со вторым
куплетом, поддерживая диалоговую структуру песни. По существу, песня создает
лирический диалог социального, фольклорного либо задиристого, дразнящего
характера, оживляя атмосферу, царящую в ходе.
Длинные, богатые по содержанию лирические поэмы «quadras» в
региональном и «ladainha» в ангольском стилях традиционно поются только при
открытии ходы, когда игроки, сидя на корточках перед беримбау, готовятся к игре.
Непосредственно следующая за этим шула («chula»), является диалогом с быстрыми
вопросами и ответами, и фразами «vamos embora» или «volta do mundo» приглашает
игроков войти в круг и начать игру. После этого, пока не закончится игра либо
музыка, поются corridos. Если после окончания игроки решили продолжить игру, то
«quadras» или «ladainha» могут быть спеты вновь.
Подобно физическим действиям, происходящим в центре ходы,
песни капоэйры также имеют свою собственную жизнь, которую непросто переложить в
письменную форму. Они растут, изменяются и развиваются в зависимости от стиля,
настроения и творческого потенциала певца. Скорее это неотъемлемая часть
искусства, дающая энергию и поддержку игрокам и соединяющая ходу с духовностью и
историей.
Песни — одно из наиболее важных средств передачи
традиционной мудрости капоэйры.
http://capoeirabelarus.org/capoeira/music/songs/