Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


Зов джунглей - Статьи - Капоэйра

Светлана Иванова
Опубликовано 9 сентября05
В нем причудливо смешались акробатическое шоу, игра и борьба. Бесконтактный танец-поединок, приправленный острым соусом звуков традиционного музыкального инструмента беримбау. Названия инструментов — пандейру, атабаке и агото — сама музыка, без которой капоэйра — ничто. Бразильская система защиты и нападения, придуманная еще в XVI веке чернокожими рабами, покорила в веке XXI не одно сердце белого жителя каменных джунглей.
Достояние республики
Происхождение второго по популярности после футбола вида спорта в Бразилии овеяно массой гипотез и легенд. Все они относятся к началу XVI века, когда в страну приехали португальцы и привезли с собой чернокожих рабов. Многие из них бежали в джунгли и создавали свободные поселения  — «киломбуш». Собственно, поэтому капоэйра — своего рода символ свободы и единения, жизни в любых условиях и при любых обстоятельствах.
В основу легли религия, культура и боевые традиции африканских племен, вывезенных португальцами из Анголы, Мозамбика, Гвинеи и Конго. Свободные поселения приходилось защищать, поэтому капоэйра формировалась и развивалась как боевое искусство. Его изучение наказывалось чуть ли не тюрьмой. Поэтому рабы ловко замаскировали его под танец с музыкальным сопровождением. И лишь в 1928 году правительство Бразилии официально разрешило капоэйру. А еще четыре года спустя появилась и первая школа бразильской борьбы.
Перебравшись из сельвы в город, бразильско-африканское боевое искусство со временем превратилось в настоящее достояние республики. Сейчас же поклонников капоэйры
во всем мире сотни тысяч.
Капоэйра — бразильский вид боевого искусства, в котором используется в основном техника ног при тщательно разработанных перемещениях, включающих элементы акробатики, а ритм во время боя задается традиционными музыкальными инструментами.
Клюв попугая
С громким криком «Йооха!!!» входили в традиционный круг, называемый «рода», игроки капоэйры в Бразилии. Чистоту жанра иногда соблюдают и современные капоэйристы.
Но неизменными остаются правила бесконтактного поединка — жогу, в котором боец атакует противника, в отличие от других боевых искусств, ногами. Капоэйрист при этом балансирует на голове или на руках, что требует приличной физической подготовки и гибкости. Собственно, поэтому капоэйру часто называют «боксом ногами».
Раньше в ней было разрешено использование острых предметов, поэтому в капоэйре столько акробатических элементов. Большинство из последних — вращения на полу, различные виды стоек на руках — заимствовали хип-хоп и брейк-данс, прямые потомки капоэйры.
Вся техника капоэйры делится на три уровня: основные стойки и перемещения на ногах, стойки и перемещения на руках и удары ногами и руками. Жинга (ginga) — визитная карточка капоэйры. Это непредсказуемое перемещение игрока, напоминающее маятник. Стойки на руках освоить сложнее. Основой элемент их — «ау» (переводится как «колесо»), во время его выполнения игрок то приближается к противнику, то удаляется, и в это время может незаметно нанести ему сокрушительный удар ногами. Естественно, не прикасаясь к нему. «Ау» — своего рода база для одного из сложнейших элементов в капоэйре, так называемой стойке «клюв попугая» — bico de papagaio. Игрок фактически делает шпагат, стоя на одной руке.
Песня падающего дерева
В отличие от боевых искусств, душа капоэйры — не рисунок борьбы и ее идеология, а музыка, точнее, ритм, который задают инструменты. Без нее капоэйру сложно представить. «Главная скрипка» ансамбля — беримбау, который представляет собой лук с туго натянутой струной и подвешенной к нему... сушеной тыквой. Оркестр «роды» может состоять из трех беримбау разной высоты тона. Музыкальный лук делают из согнутой в дугу палки из дерева беримба, отсюда и название, на которую натягивают вытянутую из автомобильной покрышки стальную струну. Сушеная тыква — кабаса — играет роль резонатора. Играют на беримбау тонкой деревянной палочкой, а сам инструмент придерживают мизинцем.
Аккомпанирует беримбау пандейро — бубен, барабан атабаке, двойной колокольчик агу-то (см. выше) и зазубренная трещотка из бамбука реко-реко. По традиции, музыканты располагаются на одной линии с одной стороны «роды» капоэйры.
Несколько веков назад музыка использовалась, чтобы скрыть боевую систему борьбы, сейчас же она задает ритм спарринга. Ритм и скорость борьбы-танца определяется звучащей музыкой, объединяющей тело и разум капоэйриста. Двигаясь под мелодии оркестра, капоэйрист примитивную борьбу превращает в искусство, в настоящий танец. В этом эстетика капоэйры: баланс на грани между атлетическим, артистическим и боевым началами одновременно. При этом рисунком танца руководит поющий мастер: песней он то критикует игроков, то хвалит, то подзадоривает или же провоцирует. Например, если кто-то из игроков упал, мастер может спеть песню о падающем дереве — «Barauna Caiu».
Вообще же песенный цикл делится на три части: ладаинья, шула и куридуш. Сольную песню мастера — ладаинью — игроки слушают, замерев у его ног. Затем певец бросает вызов роде и получает ответ — это шула, своего рода приветствие. За ним следует третья форма песен, служащая сигналом к игре капоэйристов,— куридуш. Так что кажущиеся на первый взгляд лишь аккомпанементом пение и музыка на самом деле часть искусства капоэйры. Благодаря им зрители становятся соучастниками поединка.
«Бокс вверх ногами» на Красной площади
У нас в стране капоэйра, несмотря на всю свою фантастическую популярность, сравнительно молодой вид спорта. Точкой отсчета можно считать 1994 год, когда на экраны вышел фильм «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом в главной роли. На следующий год два инструктора из московского клуба, занимающегося исследованием воинских искусств народов мира, снарядили экспедицию в Мексику. Из страны древних ацтеков попали в итоге на фестиваль капоэйры в Сан-Франциско. Там на двух любознательных русских обратил внимание один из гуру бразильского боевого искусства в Штатах — местре (иначе говоря, мастер) Вагинью из Сан-Хосе — и пригласил к себе в школу. В Москву вернулись с кипой видеоматериалов, музыкальными инструментами и ворохом впечатлений, организовали несколько групп в столице… Дальше — больше, постигать истинную красоту бразильского боевого искусства и брать уроки мастерства стали ежегодно на семинарах по капоэйре в Бразилии. Доводилось бывать и в местечке Баия — самом сердце капоэйры, где сохранилась древняя негритянская культура и религия «кандомбле». Нескольких мастеров капоэйры — Бандейру, Браулину, Вагинью и Гладсона — пригласили на семинары в Москву, где горячие бразильские местре не только преподали уроки мастерства, но и, не удержавшись, поиграли капоэйру прямо на Красной площади. С тех пор мастер-классы именитых местре проходят почти ежегодно в Москве, Орле, Краснодаре, Уфе, Брянске. Появились российские школы капоэйры.
В 1999 году была создана федерация капоэйры России. ФКР имеет право международной аттестации и присвоения званий до мастера спорта России включительно, а также обладает эксклюзивными правами по развитию капоэйры у нас. Однако чтобы открыть для себя мир зажигательной музыки, ставшей основой практически всех латиноамериканских ритмов, научиться играть на атабаке, вовсе не обязательно становиться мастером спорта и поступать в Московский институт физкультуры по специализации «капоэйра». Достаточно один раз увидеть, как двигаются в необыкновенном танце-поединке два гибких тела под звуки беримбау, и полюбить бразильское искусство навсегда.
http://enter.akzia.ru/view/enter/sport/443.html

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)