Светлана Иванова
Опубликовано 9 сентября”05
В нем причудливо смешались акробатическое шоу, игра и
борьба. Бесконтактный танец-поединок, приправленный острым соусом звуков
традиционного музыкального инструмента беримбау. Названия инструментов —
пандейру, атабаке и агото — сама музыка, без которой капоэйра — ничто.
Бразильская система защиты и нападения, придуманная еще в XVI веке чернокожими
рабами, покорила в веке XXI не одно сердце белого жителя каменных джунглей.
Достояние республики
Происхождение второго по популярности после футбола вида
спорта в Бразилии овеяно массой гипотез и легенд. Все они относятся к началу XVI
века, когда в страну приехали португальцы и привезли с собой чернокожих рабов.
Многие из них бежали в джунгли и создавали свободные поселения — «киломбуш».
Собственно, поэтому капоэйра — своего рода символ свободы и единения, жизни в
любых условиях и при любых обстоятельствах.
В основу легли религия, культура и боевые традиции
африканских племен, вывезенных португальцами из Анголы, Мозамбика, Гвинеи и
Конго. Свободные поселения приходилось защищать, поэтому капоэйра формировалась
и развивалась как боевое искусство. Его изучение наказывалось чуть ли не
тюрьмой. Поэтому рабы ловко замаскировали его под танец с музыкальным
сопровождением. И лишь в 1928 году правительство Бразилии официально разрешило
капоэйру. А еще четыре года спустя появилась и первая школа бразильской борьбы.
Перебравшись из сельвы в город, бразильско-африканское
боевое искусство со временем превратилось в настоящее достояние республики.
Сейчас же поклонников капоэйры
во всем мире сотни тысяч.
Капоэйра — бразильский вид боевого искусства, в котором
используется в основном техника ног при тщательно разработанных перемещениях,
включающих элементы акробатики, а ритм во время боя задается традиционными
музыкальными инструментами.
Клюв попугая
С громким криком «Йооха!!!» входили в традиционный круг,
называемый «рода», игроки капоэйры в Бразилии. Чистоту жанра иногда соблюдают и
современные капоэйристы.
Но неизменными остаются правила бесконтактного поединка —
жогу, в котором боец атакует противника, в отличие от других боевых искусств,
ногами. Капоэйрист при этом балансирует на голове или на руках, что требует
приличной физической подготовки и гибкости. Собственно, поэтому капоэйру часто
называют «боксом ногами».
Раньше в ней было разрешено использование острых предметов,
поэтому в капоэйре столько акробатических элементов. Большинство из последних —
вращения на полу, различные виды стоек на руках — заимствовали хип-хоп и
брейк-данс, прямые потомки капоэйры.
Вся техника капоэйры делится на три уровня: основные стойки
и перемещения на ногах, стойки и перемещения на руках и удары ногами и руками.
Жинга (ginga) — визитная карточка капоэйры. Это непредсказуемое перемещение
игрока, напоминающее маятник. Стойки на руках освоить сложнее. Основой элемент
их — «ау» (переводится как «колесо»), во время его выполнения игрок то
приближается к противнику, то удаляется, и в это время может незаметно нанести
ему сокрушительный удар ногами. Естественно, не прикасаясь к нему. «Ау» — своего
рода база для одного из сложнейших элементов в капоэйре, так называемой стойке
«клюв попугая» — bico de papagaio. Игрок фактически делает шпагат, стоя на одной
руке.
Песня падающего дерева
В отличие от боевых искусств, душа капоэйры — не рисунок
борьбы и ее идеология, а музыка, точнее, ритм, который задают инструменты. Без
нее капоэйру сложно представить. «Главная скрипка» ансамбля — беримбау, который
представляет собой лук с туго натянутой струной и подвешенной к нему... сушеной
тыквой. Оркестр «роды» может состоять из трех беримбау разной высоты тона.
Музыкальный лук делают из согнутой в дугу палки из дерева беримба, отсюда и
название, на которую натягивают вытянутую из автомобильной покрышки стальную
струну. Сушеная тыква — кабаса — играет роль резонатора. Играют на беримбау
тонкой деревянной палочкой, а сам инструмент придерживают мизинцем.
Аккомпанирует беримбау пандейро — бубен, барабан атабаке,
двойной колокольчик агу-то (см. выше) и зазубренная трещотка из бамбука
реко-реко. По традиции, музыканты располагаются на одной линии с одной стороны
«роды» капоэйры.
Несколько веков назад музыка использовалась, чтобы скрыть
боевую систему борьбы, сейчас же она задает ритм спарринга. Ритм и скорость
борьбы-танца определяется звучащей музыкой, объединяющей тело и разум
капоэйриста. Двигаясь под мелодии оркестра, капоэйрист примитивную борьбу
превращает в искусство, в настоящий танец. В этом эстетика капоэйры: баланс на
грани между атлетическим, артистическим и боевым началами одновременно. При этом
рисунком танца руководит поющий мастер: песней он то критикует игроков, то
хвалит, то подзадоривает или же провоцирует. Например, если кто-то из игроков
упал, мастер может спеть песню о падающем дереве — «Barauna Caiu».
Вообще же песенный цикл делится на три части: ладаинья,
шула и куридуш. Сольную песню мастера — ладаинью — игроки слушают, замерев у его
ног. Затем певец бросает вызов роде и получает ответ — это шула, своего рода
приветствие. За ним следует третья форма песен, служащая сигналом к игре
капоэйристов,— куридуш. Так что кажущиеся на первый взгляд лишь аккомпанементом
пение и музыка на самом деле часть искусства капоэйры. Благодаря им зрители
становятся соучастниками поединка.
«Бокс вверх ногами» на Красной площади
У нас в стране капоэйра, несмотря на всю свою
фантастическую популярность, сравнительно молодой вид спорта. Точкой отсчета
можно считать 1994 год, когда на экраны вышел фильм «Только сильнейшие» с Марком
Дакаскосом в главной роли. На следующий год два инструктора из московского
клуба, занимающегося исследованием воинских искусств народов мира, снарядили
экспедицию в Мексику. Из страны древних ацтеков попали в итоге на фестиваль
капоэйры в Сан-Франциско. Там на двух любознательных русских обратил внимание
один из гуру бразильского боевого искусства в Штатах — местре (иначе говоря,
мастер) Вагинью из Сан-Хосе — и пригласил к себе в школу. В Москву вернулись с
кипой видеоматериалов, музыкальными инструментами и ворохом впечатлений,
организовали несколько групп в столице… Дальше — больше, постигать истинную
красоту бразильского боевого искусства и брать уроки мастерства стали ежегодно
на семинарах по капоэйре в Бразилии. Доводилось бывать и в местечке Баия — самом
сердце капоэйры, где сохранилась древняя негритянская культура и религия «кандомбле».
Нескольких мастеров капоэйры — Бандейру, Браулину, Вагинью и Гладсона —
пригласили на семинары в Москву, где горячие бразильские местре не только
преподали уроки мастерства, но и, не удержавшись, поиграли капоэйру прямо на
Красной площади. С тех пор мастер-классы именитых местре проходят почти ежегодно
в Москве, Орле, Краснодаре, Уфе, Брянске. Появились российские школы капоэйры.
В 1999 году была создана федерация капоэйры России. ФКР
имеет право международной аттестации и присвоения званий до мастера спорта
России включительно, а также обладает эксклюзивными правами по развитию капоэйры
у нас. Однако чтобы открыть для себя мир зажигательной музыки, ставшей основой
практически всех латиноамериканских ритмов, научиться играть на атабаке, вовсе
не обязательно становиться мастером спорта и поступать в Московский институт
физкультуры по специализации «капоэйра». Достаточно один раз увидеть, как
двигаются в необыкновенном танце-поединке два гибких тела под звуки беримбау, и
полюбить бразильское искусство навсегда.
http://enter.akzia.ru/view/enter/sport/443.html