Mestre Pastinha
Игроки прыгают, уклоняются, делают обманные движения и бьют
противника, а потом - легко избегают возмездия, скользя у самой земли, словно
змеи.
Около четырехсот лет назад в Анголе, на западном побережье
африканского континента, один из видов борьбы, практикуемый местными племенами,
стал приобретать форму того, что сейчас называют боевым искусством. А уже в наши
дни благодаря португальцам, которые послужили связующим звеном между Анголой и
Бразилией, это боевое искусство, именуемое Капоэйрой, практикуют и на
Южноамериканском континенте. Однако теперь Капоэйра это уже не тот жестокий
метод самообороны, который когда-то зародился на черном континенте.
Во времена рабовладения плантаторы имели весьма туманное
представление о возможностях борьбы, которой занимались рабы. Однако все люди,
практикующие Капоэйру, испытывали сильные гонения со стороны рабовладельцев и
подвластной им полиции. Для того чтобы избежать преследования, капоэйристы
начали маскировать свой "спорт", превратив его в причудливый танец. Они добавили
к борьбе музыку, пантомиму и собственно танцевальные движения. Таким образом,
капоэйра перестала представлять собой жестокость и смерть и превратилась в
своего рода забаву. Также вошло в привычку говорить, что "местные жители играют
в стиле Ангола". Даже плантаторы аплодировали на таких своеобразных
"представлениях", где два "игрока" прыгали, уклонялись, делали обманные движения
и били своего оппонента, а потом легко избегали возмездия, скользя у самой
земли, словно змеи.
Итак, несмотря на всевозможные препятствия, Капоэйра стала
популярной. Даже начали появляться легенды о непобедимых бойцах - людях, тело
которых не могли поразить нож и пуля, людях, заключивших контракт с дьяволом,
людях, обладающих защитными талисманами даже против самых грозных противников,
людях, способных освободиться из любой ловушки…
Инструменты Капоэйры
Berimbau (инструмент, напоминающий иудейскую арфу) можно
разделить на два типа - berimbau de boca и berimbau de barriga. Инструменты
первого типа использовались старыми ангольцами, поэтому было принято говорить,
что этот инструмент пришел к нам из Анголы (хотя это утверждение и оспаривается
многими специалистами, изучающими этот вопрос). Berimbau de boca состоит из
деревянного лука, натянутого с помощью шнура из лимбо (разновидность лозы). В
качестве резонатора инструмента используется ротовая полость музыканта, сама же
игра осуществляется ударами по струне с помощью ножа.
Berimbau de barriga - самый
обычный тип berimbau. Его делают из куска древесины,
который поддерживается в натянутом положении с помощью стальной струны.
Резонатором инструмента служит высушенная тыква, которая прикрепляется к струне
с помощью веревки. Звуки, издаваемые струной, изменяются с помощью монеты,
которая регулирует ее длину. А также путем изменения расстояния между отверстием
тыквы резонатора и животом человека, играющего на berimbau.
Berimbau имеет множество звуков, которые самым чудесным
образом сливаются с раскачивающимися движениями и кошачьими прыжками
капоэйристов. Кроме того, инструмент аккомпанирует пению "Lundus" - песен,
сопровождающих движения в игре Капоэйры. По мнению Oneyda Alvarenga, музыка
berimbau это "та сила, которая пробуждает энергию двух бойцов - таким образом
музыка связанна с игрой, и последняя полностью от нее зависит, поскольку
управляется ею". Азарт поединка изменяется вместе с музыкой, которая ему
аккомпанирует.
Еще одним инструментом, сопровождающем развитие Капоэйры
является caxixi. Он состоит из круглой плетеной корзинки с высушенными семенами
внутри. Отверстие корзинки закрывается куском высушенной тыквы. Caxixi
сопровождает игру berimbau. Всякий раз, когда звучит струна, оно подыгрывает ему
шуршанием сухих зерен.
Третий инструмент, который часто слышен во время игры
Капоэйры, - recoreco. Он представляет собой большой кусок бамбукового стебля,
вдоль которого сделано бесчисленное множество сквозных поперечных засечек.
Играют на recoreco с помощью небольшой тростниковой палочки, которой проводят по
засечкам вдоль бамбукового стебля, издавая при этом характерный потрескивающий
звук.
И наконец, мы должны рассказать о pandeiro. Это местный
инструмент, который используется для аккомпанирования не только Капоэйре, но и
издает шуршащий ритм в самбе. Форма этого инструмента всем хорошо известна - это
обруч из древесины айвы, на который натянута козлиная шкура, а также прикреплены
небольшие жестяные погремушки.
В некоторых сообществах капоэйристов для игры используется
также agogo (пара небольших металлических колокольчиков, на которых играю с
помощью палочки - Прим. переводчика).
Мелодии berimbau
Berimbau используется музыкантом, аккомпанирующим игре
Капоэйры, для того, чтобы воспроизводить ясные и четкие мелодии, которые
регулируют ритм игры. Наиболее важными мелодиями являются следующие (приведенный
ниже перечень мелодий и их описание наверняка в первую очередь характерны для
капоэйры-анголы времен мастера Пастиньи и могут не совсем соответствовать
традиция современной капоэйры - Прим. переводчика):
Sao Bento Grande - под этот ритм в роде происходит легкая
игра;
Sao Bento Pequeno - самба, танец в Капоэйре;
Banquela - игра с ножами, очень живая и подвижная;
Santa Maria - сдержанная, неторопливая игра;
Ave Maria - под эту мелодию исполняется гимн Капоэйры;
Amazonas - средняя по скорости игра;
Iuna - крадущаяся игра, под этот ритм капоэйристы двигаются
у самом земли;
Cavalaria - сигнал, извещающий о приближении чужаков;
Angolinha - самба в капоэйре-анголе;
Исходя из этого, мы можем сказать, что понять характер игры
в Капоэйре достаточно просто. Например, под звуки мелодии Sao Bento Pequeno
поединок превращается в танец самбу.
Хорошие мастера капоэйры, чтобы продемонстрировать свои
выдающиеся способности в игре, после ударов и контратак много крутятся в клубке
из рук и ног и заканчиваю поединок без единого пятнышка на своих воскресных
костюмах. Такие старые мастера как я настолько же ловки. В свои 74 года я также
демонстрирую Капоэйру со своими учениками. И я хотел бы давать такие выступления
в любой части мира.
Будучи бразильцем, я горжусь за эту дружелюбную страну (по
всей видимости, имеются в виду Соединенные Штаты Америки - Прим. переводчика),
которая дает возможность мне и моим ученикам продемонстрировать здесь свои
умение. Мы хотим сделать это с целью показать своим американским братьям
возможности самозащиты от одного или нескольких противников без использования
холодного или огнестрельного оружия.
Как раз наоборот, капоэйрист, столкнувшись с вооруженным
противником, используя легкость и скорость капоэйры, имеет возможность
разоружить своего оппонента. Или же, если отобрать оружие невозможно, победить
своего противника, бросив его на землю. Даже если оппонент превосходит его в
силе, хороший капоэйрист не испытывает к нему страха. Пускай даже враг имеет
лучшие физические данные, более молод и вооружен до зубов.
В том случае, если у меня больше не будет возможности
продемонстрировать капоэйру в Америке, я буду очень рад, если ваши люди найдут
возможность посетить нашу страну - Бразилию, пожить в городе Баия, штата
Сальвадор, поближе познакомиться с этой игрой и средством самозащиты, которым
является Капоэйра. Для самозащиты она прекрасно заменяет собой физическую силу и
молодой возраст.
Перевод с английского — Владислав Ткачук, 2003-2004
http://genteboa.livejournal.com/1075.html