Фирменный мордобой беглых рабов покоряет столицу.
Бразилия славится не только большим количеством диких
обезьян. Капоэйра - еще одно достояние республики. Казалось бы, какое отношение
к единоборствам имеют хип-хоп и брейк-данс? Оказывается, самое прямое. И то и
другое появилось на свет благодаря капоэйре - афро-бразильскому боевому
искусству. Сейчас капоэйра набирает популярность во всем мире. И естественно,
модная бразильская "фишка" уже есть в столице.
Борьба вверх ногами
Капоэйра - система защиты и нападения, изобретенная в XVI
веке в Бразилии чернокожими рабами. В 1530-х годах многие из рабов бежали в
джунгли и создавали свободные сообщества - "киломбуш". На "киломбуш"
периодически нападали белые надсмотрщики, поэтому их обитателям срочно пришлось
учиться защищать себя. Так и зародилась капоэйра. В 1707 году бразильский
правящий класс запретил это боевое искусство. Изучение капоэйра наказывалось
шестью месяцами тяжелого труда. Капоэристам пришлось адаптироваться. Выход был
найден: капоэйру замаскировали под танец. Так появилась традиция боев под
музыку. В 1928 году правительство Бразилии все-таки признало эту борьбу
законной. И, как выяснилось, не зря - на сегодняшний день капоэйра второй по
популярности после футбола вид спорта в стране.
Капоэйру иногда называют "бокс ногами". Причем если во всех
остальных боевых искусствах положено бить, опираясь на ноги, то в капоэйре боец
атакует стоя на голове или на руках. Если в остальных боевых искусствах положено
бить, опираясь на ноги, то в капоэйре боец атакует стоя на голове или на руках.
Таким образом, удары противника приходятся на ноги и ягодицы, голова же и шея
бойца защищены. Положение лежа в капоэйре совсем не признак поражения. Боец
использует свою подвижность и равновесие даже в такой незавидной, казалось бы,
ситуации. Так что не бей лежачего капоэриста - ответить может. В ранней капоэйре
считалось, что противник обязательно вооружен чем-то острым. Для того чтобы
избежать порезов и рассечений, в технике этого стиля присутствует огромное
количество акробатических элементов. Поединок в капоэйре называется игрой. Джогу
(игра) является одновременно и единоборством, и красивым музыкальным
представлением с элементами гимнастики и акробатики. Форма капоэриста - белые
штаны и такого же цвета футболка. Элементы техники капоэйра очень четко
просматриваются в современных танцах. Что неудивительно, так как все вращения на
полу и стойки на руках целиком заимствованы из этого единоборства.
Хип-хоп, брейк и "мордобой"
Если хип-хоп и брейк уже давно покорили столицу, то их
бразильский "предок" только начинает это делать. В Москве существует клуб, в
котором преподается это боевое искусство. Я попыталась выяснить у главного
инструктора школы Алексея Найденова, что представляет собой бразильский бой в
каменных джунглях столицы.
В капоэйра существует множество направлений, так называемых
групп. Мы не стремимся изучать какую-то одну школу, для нас капоэйра интересна
именно как система. Здесь нет жестких разграничений по стилям, как в каратэ.
Капоэйра гораздо более демократична.
Как давно капоэйра существует в России?
Первые попытки развивать капоэйру у нас в стране были еще в
1995 году.
Но слово "капоэйра" стало часто появляться в русскоязычном
Интернете и в СМИ гораздо позже. Почему именно сейчас эта борьба стала так
активно набирать очки?
Это довольно логично в сегодняшней ситуации и обусловлено,
на мой взгляд, тем, что многие восточные единоборства себя достаточно сильно
дискредитировали и люди туда сейчас не очень-то сильно стремятся. А почему
именно капоэйра?.. Конечно, огромную роль для рекламы этой борьбы сыграл фильм
"Только сильнейшие" с Марком Дакаскосом в главной роли.
Какова квалификация тренеров в московском клубе?
Местре (мастер) - наивысшая квалификация в капоэйре. Только
официально аттестованные инструкторы имеют право преподавать. В клубе на данный
момент всего три человека, носящих это звание. Кстати говоря, один из наших
инструкторов в спарринге победил всемирно известного бразильского капоэриста
местре Бахао. По традиции, для того чтобы получить право быть мастером, нужно в
открытой роде победить бойца, уже обладающего этим званием. Это очень сложно.
Ведь помимо того, что капоэрист должен обладать очень хорошей физической и
акробатической подготовкой, он должен еще и уметь играть на национальных
музыкальных инструментах и петь. Естественно, на национальном языке.
Москву сушеной тыквой не напугаешь
Мне сразу же представился боец, исполняющий сальто и
одновременно голосящий на корявом португальском что-то вроде "Ой цветут бананы в
сельве у ручья". Но москвичам, желающим освоить капоэйру, не стоит пугаться. По
крайней мере сразу. Алексей пояснил, что все происходит совсем не так. По
традиции в центре круга под названием "рода", на котором проходит бой, стоят
люди с музыкальными инструментами. Инструменты, кстати говоря, весьма
своеобразные. Непременный атрибут ансамбля - беримбау. Он представляет собой лук
с натянутой струной и подвешенной к нему сушеной тыквой. На беримбау играют
специальным смычком (бакета). Звучание беримбау дополняют бубен (пандейро) и
барабан (отабаку). В центр роды выходят двое капоэристов, свободных от
музыкальных инструментов, и начинают бой. Но по-настоящему все ритуалы
соблюдаются только в Бразилии. Да и, по словам Найденова, их клубу более
интересна сама техника этого единоборства, а не музыкальное сопровождение. Тем
не менее музыка - неотъемлемая часть процесса тренировки. Исторически она
использовалась для сокрытия боевого применения системы. В современной же
капоэйре музыка помогает ученикам развивать чувство ритма, а также задает темп
тренировки и спарринга. Определяемый музыкой искусственный ритм помогает
"нащупать" естественную мелодию боя, а благодаря танцевальной основе
отрабатываются ложные выпады, отвлекающие и обманные движения.
"Советский спорт"
http://keishada.narod.ru/1.htm