Капоэйра – это игровой вид боевого искусства. В сущности,
капоэйра – это процесс Игры, переходящий в игровое состояние. То есть, ощущение
психологического состояния игры переходит из процесса обучения в реальные
условия.
Одно из основных условий капоэйры – приобретение боевых
навыков и рефлексов через игру в «бой» с партнером. В результате этих действий,
боец капоэйры в процессе тренировочного боя в паре пытается достигнуть состояния
веселой шуточной игры, входить в события, играть. Это состояние должно стать
естественным как при тренировочной игре в «бой», так и на соревнованиях с
фул-контактом или реальной смертельной схватке.
Боец капоэйры должен одинаково уметь играть в бой, как с
игроком, так и с противниками, желающими нанести серьезную травму, либо привести
бой, со своей стороны, к летальному исходу противника.
Ашэ – не только высшее состояние игры, это состояние
эйфории, высшего наслаждения игры и боя. В основе восточных единоборств (если
отбросить в сторону философско-энергетические каноны) лежит инстинкт
самосохранения, который, в свою очередь, в силу физиологических и
психологических качеств бойца, может быть вызван в процессе противостояния либо
агрессией, либо страхом. То есть как в первом, так и во втором случае – эмоции.
При помощи саморегуляции длительных физических нагрузок, воспитывающие
скоростно-волевые качества, которые можно контролировать и направить в нужное
русло противопоставления (противоборства) двух бойцов – двух характеров, т.е. в
боевых искусствах, в силу вышеизложенных обстоятельств, боец может подготовиться
индивидуально, например КАТА – Карате-До, или мешки и «бой с тенью» - бокс.
В капоэйре, в противоположность восточным единоборствам,
самостоятельно достигнуть АШЭ невозможно, ввиду того, что Ашэ выходит из
психологического состояния Игры, т.е. несерьезного отношения к поединку, которое
нарабатывается длительными спаррингами в игровой манере. В результате этого Игра
переходит в психологическое состояние. И это состояние, в дальнейшем может быть
вызвано любой стрессовой ситуацией. И только в состоянии Ашэ можно использовать
весь огромный арсенал приемов капоэйры.
В поисках супероружия
В капоэйру не сражаются, в капоэйру играют. Чтобы это
понять, мне понадобилось шесть лет капоэйры, а там еще кто знает, что пойму
дальше?
Когда же статьи о боевых искусствах перестанут писать
дилетанты? Не скрывающие своего невежества в данной отрасли, считающие, что о
боксе, борьбе, капоэйре и т.д. может рассуждать каждый, уверенные, что каждый
«индеец» в силах понять и обсудить, что в данный момент происходит на ринге,
татами, в Роде и т.д. Смешно! Человек, никогда не стоявший на ринге учит
боксеров, как правильно действовать в той или иной ситуации. Люди! Когда вы
поймете, что вас смешно и противно слушать. Почему вы со школьным знанием
математики не пытаетесь учить какого ни будь профессора? Не зная броду, не суйся
в воду.
Так вот, одну из таких «интересных» статей прочитал в
журнале «Киевские ведомости». Приведу цитату: «Я еще и студентка, - сказала моя
новая знакомая, - учусь в университете культуры. Дело в том, что у нас в Киеве
капоэйра только начала развиваться - мастеров пока нет. А я занимаюсь ею уже
около двух лет. Для капоэйры это большой срок». Ха! Я занимался до капоэйры 12
лет боевыми искусствами плюс капоэйрой 6 лет и скажу так: в капоэйре, как
собственно и в жизни, за два года ничего не узнаешь. Чем ты дольше учишься, тем
ты больше узнаешь, чем ты больше узнаешь – тем ты больше понимаешь, что ты
абсолютно ничего не знаешь.
Каждый «ботаник» или просто ребенок-фантазер с малым
реальным боевым опытом, увидев новый фильм или услышав об очередном виде
единоборств, пытается найти в нем «совершенное оружие». Причем так, чтобы он
выходил неповрежденным из боя каждый раз и легко, с артистизмом, поверг наземь
любого (любых) противника. Остановлю сразу: ТАК НЕ БЫВАЕТ!!!
Есть огромная разница между кино и жизнью. И красота того
или иного поединка определяется реальностью «ставок». Чем выше «ставка» тем
агрессивнее, скоротечнее и НЕкрасивее бой. И еще одно. Из реального боя выйти,
не помяв маникюра, не получится. Конечно, если только в противники вы не
выберете себе ребенка из детского сада, а еще лучше из ясель – он вообще не
будет оказывать никакого сопротивления, и тут то уж можно показать свое
«мастерство». А вообще противнику свойственно сопротивляться и, причем, в
агрессивной и болезненной форме. Если же вы сомневаетесь в своих силах и хотите
закалить для жестких поединков свой дух и тело - есть очень много систем с менее
богатым арсеналом приемов, чем у капоэйры, но с хорошим практическим их
применением. Зачем изобретать велосипед? Зачем из капоэйры делать подобие Муэй
Тая или Кикбокса? Люди! Они уже давно есть, очень хорошо себя чувствуют и
развиваются. И там, как и во многих остальных боевых искусствах и спорте есть
понятие ПРОТИВНИК. А в капоэйре, да будет вам известно, нет соперников и врагов.
Капоэйра это семья, это братья, это camara. А брат, отец или мать не могут быть
вашими врагами . И потому никаких соревнований в капоэйре быть не может.
Почему?! Да потому, что соревнования принесут дух соперничества, а не
взаимодействия, а это приведет, в свою очередь, к оскудению технического
арсенала (зачем тратить силы: танцевать, петь, играть на беримбао, прыгать
сальто?). Я занимался боксом три года у Сушкова В.И. (классный тренер из старого
состава), два года кик-боксом у Бассарта А. (чемпиона Европы и т.д.) и мне было
достаточно 3х-4х ударов, чтобы выигрывать бой и чувствовать себя уютно в любой
ситуации.
Вы посмотрите, что осталось от таких грандиозных боевых
систем как Ушу, Карате-до и т.д. - как только они стали спортом, они
растворились, и я уверен в том, что говорю: на ринге, ограниченном каким то из
правил не отличить Таэквондо от Хапкидо или Дзю-дзюцу от Карате-до. Так зачем же
из капоэйры делать этот салат?! Пусть капоэйра останется капоэйрой: со своими
песнями, танцами, играми, весельем и самобытностью!
А кто желает научиться драке, пусть дерется на улице или в
рюмочных, кто хочет стать спортсменом и завоевывать титулы и регалии пусть идет
в спорт. А капоэйру оставьте капоэристам.
Насчет «жестких» ребят хочу сказать одно: в наше время
НАСТОЯЩЕЕ боевое искусство – АК или ПМ, а не махание ногами или руками. Тут
ставка - «Жизнь».
Крепкие ребята, обладающие хорошим «оружием» (ударом,
броском и т.д.) заканчивают свою практику либо в тюрьме, либо на больничной
койке. Ставка – «Здоровье».
Спортивные ребята (я говорю о большом спорте) заканчивают
либо на больничной койке, либо у нарколога в кабинете. Ставка – «Слава».
И вообще - самым сильным никогда не станешь, всегда
найдется сильнее и больше, а случается, что и слабый сможет попустить. Все
сражения выиграть невозможно. А если пытаться на это ставить всю свою жизнь, то
в конце вас ждет разочарование - ведь сражаться вы, в сущности, будете с самим
собой.
В наше время, время судов и закона, гуманности и уголовной
ответственности даже за словесное оскорбление, не говоря уже о нанесении
телесных травм, такое понятие как «бой насмерть», принадлежащее любому
настоящему боевому искусству, является атавизмом. И согласитесь, что даже палка
раз в год может выстрелить… А если у вас на вооружении есть сильный (или
смертельный) удар, то вы его когда ни будь примените. И я уверен, что ту
ситуацию, в которой по той или иной причине применили это «оружие» можно было бы
(не будь у вас его) решить мирным путем или с менее травматичными последствиями,
которые в свою очередь (если не в первый, так во второй или третий раз) все
равно повлекут за собой криминальную ответственность, не говоря уже об этике и
морали. Ведь общество сейчас во всем мире стремится к гуманности и свободе, а не
к унижению личности. И начинать нужно с себя!
Как говорили древние мудрецы: «Человек в своем материальном
теле имеет три основные потребности: 1. Пища 2. Секс 3. Самооборона». Пища и
секс приносят, согласитесь, немалое удовольствие. Так почему самооборона должна
приносить грустный оттенок и быть мрачной необходимостью, а не приносить радость
и наслаждение. Ведь итог жизненного пути – это смерть. Ее не избежать никому.
Так почему этот факт нужно принимать со слезами на глазах и со стенанием в горле
(ведь вашими стонами ничего не изменить)? Так почему смерть не принять с улыбкой
на устах? Так почему не встретить ее с песней в груди? По крайней мере, так
веселей!
http://schew.narod.ru/branco.html