Сами капоэйристы называют ее Игрой. Это обширное понятие
подходит к капоэйре как нельзя лучше. Впрочем, рационально мыслящий европеец,
посмотрев на занятия капоэйрой , скажет, что это смесь боевого искусства,
танцев и музыки, замешанная на непонятных обрядах. По справедливости это будет
равносильно утверждению, что шахматы - это клетчатая коробка с фигурками внутри.
То есть с определенной точки зрения совершенно справедливое утверждение, но если
копать глубже...
История
Однажды давным-давно жестокие португальцы приплыли на
территорию нынешней Бразилии строить рабовладельческое общество. Поначалу дела
шли неважно: отсталые индейцы не желали работать, убегали домой или умирали в
знак протеста. Пришлось португальцам завозить рабочую силу из Африки. Чернокожие
рабы оказались более выносливыми, бежать им было некуда, и дело пошло: из Африки
в Южную Америку было импортировано четыре миллиона невольников. Прошли годы,
прежде чем представители разных африканских племен нашли общий язык и стали
затевать массовые побеги с плантаций. Вольные поселения, появившиеся таким
образом, назывались киломбос. Там, в смеси африканских культур и религий,
спроецированных на бразильскую почву, и родилась капоэйра .
Единственным оружием черных братьев были их мощные
руки-ноги, задорные африканские танцы и бубны с барабанами. Естественно, что
танцевальные движения стали постепенно обогащаться приемами защиты и нападения.
То, что получилось в результате этого смешения жанров, и стали называть
капоэйрой . Ее практиковали и невольники на плантациях - со стороны капоэйра
выглядела, как обрядовые пляски и не вызывала подозрений эксплуататоров. Были ли
танцы лишь маскировкой боевого искусства, или, наоборот, элементы единоборства
дополнили безобидные развлечения рабов - теперь уже непонятно.
Суть в том, что все ипостаси капоэйры составляют
неразрывное целое. Капоэйра была и мощным оружием, и развлечением, и религией.
В конце XIX века рабство было отменено, и работники плантаций обнаружили, что
единственный их навык - это повергать противника на землю ловкими пируэтами.
Наиболее востребованными эти способности оказались в бандитских кварталах
больших городов - Рио, Сальвадоре. Капоэйра стала повсеместно преследоваться,
ее любители вынуждены были вести двойную жизнь. С тех самых пор и повелась
традиция брать новое имя, начиная занятия капоэйрой . В тридцатых годах
капоэйра обрела легальный статус, став национальным достоянием Бразилии наравне
с карнавалом, самбой и дикими обезьянами. В 1932 году в г. Сальвадор мастер
Бимбо открывает первую школу, и капоэйра входит в эпоху процветания, длящуюся
по сей день. Нелишним будет заметить, что элементы капоэйры мы можем ежедневно
наблюдать в современных танцах: все эти вращения на полу и стойки на руках
целиком заимствованы оттуда. Впрочем, об этом ты можешь прочитать в любой статье
об истории брейка и хип-хопа.
Как выглядит
Чтобы понять и оценить капоэйру , ее надо увидеть.
Пытаться передать дух, колорит и красоту этого действа словами - неблагодарный
труд. Мы, пожалуй, ограничимся сухими формулировками спортивных комментаторов.
Участники выстраиваются в круг. Этот круг - как и все
движения, знаки и звуки в капоэйре - имеет ритуальный смысл. Круг называется
Рода, он символизирует солнце. С одной стороны Роды стоят или сидят музыканты.
Их неизменные инструменты - барабан Атабаке, бубен Пандейро и замысловатое
смычковое сооружение Беримбау - лук с привешенной к тетиве выдолбленной тыквой.
В исполняемой музыке слышатся традиционные
латиноамериканские напевы и африканские ритмы. Песни на португальском
распеваются всеми участниками капоэйры , глубина текстов традиционна для
фольклорного жанра: "Ой цветут бананы в сельве у ручья..."
У Роды есть два построения: Мастера располагаются ближе к
музыкантам (тоже Мастерам), за ними стоят любимые ученики, замыкают круг
новички. Второе построение зеркально первому. В круг выходят два участника, они
садятся подле музыкантов, делают приветственные движения и начинают Игру.
Двигаясь в такт звучащей музыке, игроки производят атакующие и танцевальные
движения. Они как бы ведут диалог - в каждом жесте угадывается смысл, но до
конца понятен этот язык только капоэйристам. Импровизации сменяются почти
акробатическими парными элементами. Резкие выпады руками и ногами очень изящны и
явно несут в себе разрушительный потенциал, но не более того: в капоэйре
нельзя касаться соперника. "Нельзя" - не совсем верное слово, в капоэйре нет
правил, их заменяют этика и ритуал.
Задача игрока - не потерять ритма, не упустить соперника из
поля зрения, вывести его из равновесия, наметить удар или просто "перетанцевать"
его. Игроки по очереди входят в Роду, мастера выводят в круг учеников особыми
приглашающими движениями. Между тем темп музыки увеличивается, вместе с ним
ускоряется игра, и пара участников сплетается в каком-то бешеном танце,
попирающем законы физики и анатомии. Головы, пятки и ладони свистят в воздухе, и
кажется чудом, что соперники не просто выживают, а даже не касаются друг друга
пальцем. Музыканты и игроки сменяют друг друга, постепенно доводя себя и
зрителей до полного экстаза, то ли рок-н-ролльного, то ли религиозного. Такое
шоу продолжается часами...
Техника
Движения в капоэйре непривычны для восточных единоборств,
со стороны может показаться, что большую часть времени игроки ходят на руках.
Капоэйра - оружие слабых. Нельзя сказать, что капоэйра культивирует слабость
- просто в основе ее техники лежит убеждение, что для бойца нет невыгодных
позиций или неудачных моментов для атаки. Ее приемы подходят и женщинам, и
детям, и даже калекам - ни физическая сила, ни положение в пространстве не имеют
значения для капоэйриста. В его арсенале удары головой, спиной, грудью и
ягодицами. По сути все его тело является оружием. В техническом плане в
капоэйре все поставлено с ног на голову в прямом и переносном смысле.
Если в других единоборствах положение лежа считается
признаком поражения, то здесь - это самая грозная и удобная позиция для атаки.
Чем ближе ты находишься к земле, считают капоэйристы, тем более ты устойчив.
Именно поэтому стойка на руках считается предпочтительной: уязвимые места -
голова и шея - защищены, к сопернику обращены выносливые ягодицы и свободные
сильные ноги. Так что, откинув предрассудки и немного подумав, поневоле
приходишь к мысли, что эта позиция оптимальна для ведения рукопашного (скорее,
правда, ногопашного) боя. Неслучайно само слово " капоэйра " переводится как
"низкий кустарник" (тоже одна из версий).
Капоэйра допускает весьма широкую трактовку всех своих
ипостасей. Это относится и к стилю исполнения, и к ее духовному содержанию.
Можно сказать, что у каждого игрока своя капоэйра . Для кого-то это синоним
духовных исканий, для кого-то физкультура или развлечение. Стиль Ди Ангола,
например, характеризуется очень низкими стойками и большей значимостью
эзотерической составляющей. Стиль Режиональ представляет акробатическую
капоэйру . А в Сан-Паулу и Рио есть площади, где бандиты делают капоэйру с
заточками между пальцами ног, - это уже не просто фул-контакт, а бои с
непредсказуемыми последствиями.
В чем смысл
Когда-то давно капоэйра являлась частью двух африканских
религий - Умбанда и Кондомбле. Строго говоря, она еще не была тогда капоэйрой
в сегодняшнем понимании этого термина. Это были обряды, шаманские танцы,
подражания движениям птиц и животных. По мере смешения народов Бразилии
капоэйра менялась и в итоге превратилась в некую загадочную философию, похожую
на пресловутый айсберг. Большая часть этой философии необъяснима - новички ее не
знают, а мастера о ней не рассказывают. В поведении мастеров можно заметить
множество странностей, на их одежде присутствуют загадочные амулеты, о смысле
которых остается только гадать. Видимая часть айсберга дает нам такую
трактовку: капоэйра - это стремление к свободе. (Еще одно емкое понятие,
объясняющее все и ничего одновременно.) Свободе внешней и внутренней, свободе
как независимости от расхожих ценностей - физической силы и достатка. Многие
века капоэйра была достоянием рабов, чьим единственным имуществом было
собственное тело.
Максимальная концентрация на его возможностях, физическая
гармония как основа гармонии душевной, непредсказуемость - вот подлинные
ценности капоэйры . По степени сосредоточенности капоэйрист может посоперничать
с йогом, по медитативным способностям - с шао-линьским монахом. Оптимально
использовать ресурсы организма - вот цель. А возможность снести кому-нибудь
голову легким движением ноги - лишь частный случай такой практики. В капоэйре
есть понятие - Аше. Это состояние, к которому стремится капоэйрист. Как ты уже
догадываешься, словами его описать невозможно. Что-то вроде счастья, эйфории и
вселенской гармонии. К Аше можно прийти, покувыркавшись в Роде, можно пребывать
в нем постоянно, Аше - венец капоэйры . - Как дела, Педро? - Аше, брат, полное
Аше...
Что дает
Возвращаясь к прагматичному взгляду европейца, можно
сказать, что капоэйра дает прекрасную физическую форму, здоровье и долголетие.
И уже упомянутая перевернутость с ног на голову отражена в самом отношении к
понятию возраста. Если про хорошего спортсмена мы говорим: смотрите, ему уже
тридцать, а он еще прыгает, как мальчик, то капоэйристы говорят: смотрите на
этого мастера, ему только пятьдесят, а он уже кое-чего достиг.
Шестидесятилетний бодрячок, ходящий на руках в центре Роды,
- вполне привычное зрелище в Бразилии. Люди не умеют пользоваться своим телом,
считают капоэйристы. Сила удара зависит не от накачанных мышц, а от соотношения
опоры и баланса, например, копчика и позвоночника. Нужно уметь слушать
собственное тело, настраивать его, как музыкальный инструмент. Естественно, что
хорошо настроенное тело может и по мозгам кому-нибудь надавать, и потанцевать, и
на беримбау поиграть, и пищу хорошо переварить.
Как и где заниматься
Капоэйристами не рождаются, более того, возраст почти не
имеет значения. Cильному и молодому проще освоить нужные движения, но в плане
достижения Аше все равны. Капоэйра - это вообще новый мир, в котором можно
начать все сначала. Вместе с традиционной белой формой - одеждой раба - ты
получаешь новое имя, статус ученика и точку отсчета стажа. Живя капоэйрой , ты
постепенно движешься к статусу Мастера, проходя через ряд Батисад (экзаменов).
Учти, что раньше чем через 10 лет Мастеров не дают.
Российской капоэйре всего пара лет, ни о каких
отечественных мастерах речь еще не идет, однако есть уже несколько мест, куда
можно прийти позаниматься. В Москве капоэйрой занимается центр ИНБИ -
организация сама по себе довольно экзотическая. Есть еще секции в Орле, Питере и
в Днепропетровске.
О капоэйре ничего нельзя сказать наверняка. Даже
изложенное в этой статье - всего лишь версия, одна из точек зрения, все та же
верхушка айсберга. Нижняя часть этого ледового массива не просто скрыта - она
недоступна взгляду по определению, ибо капоэйра не имеет границ.
Это Игра, это искусство, это культ и философия. Каких духов
вызывают на Роде в Рио-де-Жанейро, что означает амулет мастера Бандейры - не
узнает никто и никогда. Считай, что это танцы и единоборство под музыку. Пока не
разберешься в этом лично. Но тогда наступит Аше, и ты уже не захочешь никому
ничего объяснять.
http://faculty.ru/show.php?id_a=54