"Я - ученик, который учится, я мастер, который учит." Эта
цитата из популярной капоэйристской песни говорит об одной из наиболее
интересных и уникальных фундаментос (философских основ) капоэйры: капоэйрист
всегда играет двойственную роль учителя и ученика, будь он зеленый новичок или
седовласый восьмидесятилетний мастер. Он всегда ученик, которому есть чему
поучиться и в рода и в жизни, но он также и учитель, которому найдется чему
научить своего соперника на любом поприще.
Фактически, общение в рода, а не формализованные
тренировочные занятия, и является реальным способом постижения искусства
капоэйры. В рода игроки учатся друг у друга - не только трюкам и ударам, но
также стратегии поведения в игре или в той большой партии, которую мы играем
каждый день в "реальной" жизни.
Игроки учатся друг у друга, а зрители, в свою очередь,
учатся, наблюдая за ними. Эти различные наблюдения за различными
индивидуальностями, взаимодействующими между собой, закладывают фундамент знания
о человеческой природе, знания, составляющие фундамент под названием малисиа.
В "старые добрые времена", которые наверное не были такими
уж добрыми - капоэйре учились естественным образом и интуитивно, наблюдая за
движениями в рода и пытаясь их воспроизвести. Если вам улыбалась удача, вы могли
найти мастера. Куда бы мастер не направлялся, как правило его сопровождали двое,
трое подмастерьев, которых он учил от случая к случаю.
Теперь все изменилось. У людей стало меньше свободного
времени, чтобы тратить его на поиски мастера. Почти исчезли уличные рода, где
можно было учиться капоэйре интуитивно, методом проб и ошибок. Ее сегодня
преподают в академиях, где каждый мастер учит в соответствии с собственными
методиками.
В академиях стиля Регионал обучение более структурировано и
направлено на быстрое освоение техники, часто в ущерб импровизации, спонтанности
поведения и развитию индивидуальности игрока.
В академиях Ангола, бурный рост которых начался в 1985 г.
после многих лет пребывания в тени стиля Регионал, обучение построено более
интуитивно. Как правило Анголейро всегда более гибок, способен лучше
импровизировать и проявляет больше малисия. Тем не менее на первых порах
Анголейро проигрывает игрокам Регионал, так как стандартизованные техники и
методы обеспечивают тем уверенное превосходство в первые годы обучения.
Если не считать мастеров традиционного стиля Ангола и
двух-трех учеников Бимбы, которым сейчас около пятидесяти и которые пытаются
преподавать оригинальную капоэйру Регионал, в подавляющем большинстве академий
Бразилии учат тому, что называется стилем Регионал/Сензала, построенному на
методических приемах, разработанных в 60-е годы группой Сензала. Основу их
разумеется составляет методика, созданная мастером Бимба.
Таким образом, сегодняшние занятия капоэйрой включают в
себя множество последовательностей заранее оговоренных атак и защитных движений
для двух игроков, напоминающие связки Бимбы. Можно наблюдать также многократное
повторение за инструктором однотипных атак или движений, характерное для школ
восточных боевых искусств. За последние тридцать лет методический арсенал
капоэйры обогатился и за счет общеразвивающих упражнений, гимнастики и развития
гибкости.
Идеалом для опытного игрока считается знание обоих стилей и
умение играть капоэйру Ангола со всем ее ритуалом и малисиа, и играть капоэйру
Регионал (точнее Регионал/Сензала), с ее реализмом схватки и боевым духом.
Начинающему же, для пользы дела, лучше следовать популярной
поговорке, определяющей суть философии маландрагем - "Куем нао поде ком мандинга
нао каррега патуа" ("Кто не может действовать с мандинга тому не поможет
патуа.") ( Магические амулеты, обычно носимые на шее для защиты от злых духов и
несчастий) Иными словами нужно всегда знать предел своих возможностей. Еще два
подходящих к данному случаю изречения гласят "Стервятника долго учить петь" и
"Говорить с глупцом - пустая трата времени".
Но возможно лучший из афоризмов, который нужно помнить
новичку это "Валенте нао екзисте" ("Страшных противников не существует"). Очень
важно, чтобы начинающий не обманывался внушительной внешностью так называемых
"крутых парней" и осознавал, что каждый из них чувствует страх и каждый - в
большей или меньшей степени - уязвим.
Игрок капоэйры должен научиться видеть, как в других, так и
в себе самом, человеческое существо, спрятавшееся за фасадом физической силы и
самоуверенности. Если этого не произойдет, новичок будет строить свое дальнейшее
развитие на ложных предпосылках и стереотипах, таких как "неотразимый" удар или
превосходство одного стиля над другим. С течением времени он превратится в
колосса на глиняных ногах, в "накачанного" атлета с мощными ударами, но без веры
в того, кто эти удары наносит. Развитие внешних качеств в ущерб крепости духа -
приведет его к необходимости постоянно доказывать, как другим так и себе самому,
свое превосходство в уличных драках. И, нарвавшись на противника с горячим
темпераментом и холодной головой он потерпит сокрушительное поражение, которое
превратит в жалкий фарс дальнейшие попытки самоутверждения этого "сверхчеловека"
Он может, например, начать носить пистолет, но потом
поймет, что оружие может оказаться и у его противника. Мучительно
прогрессирующая паранойя в итоге сделает его трусом, пресмыкающимся перед
сильными и жестокими и тиранящим более слабых. И все это произойдет оттого, что
ему не достало смелости заглянуть в себя и увидеть там человека, имеющего право
на все - будь-то хорошие или плохие - человеческие проявления.
Что такое капоэйра?
"Пой и танцуй - и сам всё поймёшь", - в своё время ответил
один мастер капоэйра, когда ему задали подобный вопрос. Мы же -далеко не
мастера, поэтому попытаемся более подробно рассказать Вам про капоэйру, про это
прекрасное искусство, популяризация которого в последние годы растёт, как
говорится, не по дням, а по часам.
Танец, музыка, фольклор, традиции, религия, магия, игра,
обман, боевое искусство, захватывающая дух акробатика - всё это включает в себя
капоэйра. Для некоторых капоэйра - это жизнь. Капоэйра появилась, как средство
борьбы африканских рабов с португальскими колонизаторами. Африканцев вывозили в
Бразилию для работы на плантациях сахарного тростника, т.к. местное население
(индейцы) часто умирали, а те, кто оставались в живых, не упускали возможности
скрыться в джунглях. Африканцы также часто убегали и образовывали поселения,
называемые киломбос, которые часто отслеживались португальцами в попытках
вернуть себе дармовую рабочую силу. По одной из версий, в одном из таких
поселений и зародилась капоэйра. Ясное дело, что ни один хозяин не позволил бы
заниматься своему рабу боевым искусством, поэтому капоэйра была замаскирована
под танец.
Некоторое время спустя, когда рабство уже давно отменили,
капоэйра использовалась уже не как защита от врага, а как хороший способ
обогатиться за счёт других миролюбивых людей. Она преследовалась полицией, а
капоэйристы ассоциировались с преступниками, бандитами или грабителями. Прошли
те далёкие времена, и наступило теперь. На сегодняшний день капоэйрой
занимаются, ставя перед собой разные задачи. Её рассматривают, как развлечение,
спорт, способ заработать себе на хлеб. В капоэйре выделяют два основных стиля:
Ангола и появившийся сравнительно недавно Режиональ. В Анголе преобладают
движения, которые выполняются низко у земли. Игра этого направления может быть,
как очень медленной, так и достигать ощутимых скоростей. Очень часто игроки
исполняют кроме Джинги замысловатые движения, схожие с движениями различных
животных.
Отличие игры стиля Режиональ в том, что она выполняется
быстрее, чем Ангола, и на более высоком уровне. Здесь присутствуют прыжки,
резкие удары. Данный стиль был создан в XX столетии мастером Бимбой,
объединившим традиционную капоэйру (капоэйру стиля Ангола) с африканским боевым
танцем Батуке и внеся некоторые другие изменения в технику.
Игра, т.е. жога ди капоэйра, выполняется под музыку. Музыку
создают такие инструменты как беримбау, пандейру, атабаку, реко-реко, агого и
др. Музыка играет очень важную роль и в первую очередь является аккомпанементом.
Беримбау является символом капоэйры и представляет собой музыкальный лук с
резонатором-тыквой. Ему иногда приписывают магические свойства. Ритмы на
беримбау называются токе, причём каждому ритму соответствует своя игра в роде
(кругу, состоящим из участников). Ранее некоторые ритмы символизировали то или
иное событие: чью-либо смерть, приезд чужака, полиции и т.д. Во главе роды стоят
музыканты, далее игроки располагаются по старшинству. Играют два человека.
Начинают возле музыкантов (позиция перед беримбау), после касания земли рукой и
приветствия (сальвэ), игроки начинают игру, по окончанию которой возвращаются на
исходную позицию, чтобы вновь пожать друг другу руки и занять своё место в
кругу. Возможны также и другие варианты начала и завершения жогу. Говоря о
технике капоэйра, нужно заметить, что здесь сравнительно мало ударов руками:
основная ведущая роль отдаётся ударам ногами. Это связано с тем, что ранее руки
использовались в качестве опоры при передвижении низко у земли и для того, чтобы
брать энергию от последней. Кроме того, у африканских народов считалось, что
ноги выполняют разрушительную функцию, а руки - созидательную. Удары руками и
ногами включают в себя удары ладонью и обратной частью кистей рук, удары
локтями, стопой и коленями. Но не стоит считать, что на этом всё и заканчивается
- нет. Кроме ударов конечностями используются удары тазом и головой, часто
применяются заходы за спину, присутствуют броски и элементы борьбы. Всё
вышеперечисленное вплетается в умопомрачительное количество связок с
использованием запутанной акробатики и обманных движений, называемых банда.
Ситуация усугубляется благодаря использованию так называемого подлого обмана,
именуемого маландражи.
Названия большинства движений имеют довольно красивый
перевод, например, Меалуа (полумесяц), Фолха сека (сухой лист), Бенсу
(благословение), Бананейра (банановая пальма), Марипоза (мотылёк) и т.д.
Как и во многих других боевых искусствах, в капоэйре
существует система градации. В соответствии с этой системой, аттестованный
человек получает шнур (кордао) - тесьму, которой в дальнейшем подпоясывается.
Цвет кордао зависит от уровня мастерства того, кто его носит. Аттестация
проводится на Батизаде. Батизада - обряд посвящения в капоэйристы, на котором
человек, прошедший посвящение, получает кроме кордао ещё и второе имя,
сопровождающее его в дальнейшем в мире капоэйра. Давать капоэйристу второе имя
повелось ещё с тех далёких времён, когда капоэйра была гонима, и люди,
занимающиеся ею, брали себе второе имя в целях собственной безопасности. Таким
образом, они вели двойную жизнь под разными именами: обычную и жизнь в мире
капоэйра
Заниматься капоэйрой некоторые люди начинают с самых ранних
лет своей жизни и заканчивают аж по окончанию таковой. Как не существует
ограничений по возрасту, так и нет их по отношению к полам: как мужчины, так и
женщины способны достичь больших высот в этом прекрасном искусстве. Так что,
если Вы ещё не определились: заниматься или нет этим прекрасным видом искусства,
то приходите на тренировку, и, я думаю, капоэйра западёт Вам глубоко в душу, и
Вы уже не сможете отказать себе в том, чтобы потанцевать со всеми Джингу или
сделать переворот-другой в головокружительном Ау.
Grupo Expressao Paulista de Capoeira
В группе Expressao Paulista существует собственная система
цветных поясов - cordao, которая служит для определения уровня занимающихся
Капоэйрой. В cordao, символизирующем определенный уровень, используется один или
комбинация из нескольких основных цветов бразильского флага. Всего таких цветов
четыре: verde (зеленый), amarelo (желтый), azul (синий) и branco (белый).
http://www.ezoterik.info/capoeira/