Газета "Мир боевых искусств"за 12 января 2005г,
среда. N 1-2 (25-26)
У него повсюду друзья,
Улыбка на лице не помешает.
Это - шутка для народа,
Делай Джингу туда-сюда.
Что такое капоэйра? "Пой и танцуй - и сам всё поймёшь", - в
своё время ответил один мастер капоэйра, когда ему задали подобный вопрос. Мы же
- далеко не мастера, поэтому попытаемся более подробно рассказать Вам про
капоэйру, про это прекрасное искусство, популяризация которого в последние годы
растёт, как говорится, не по дням, а по часам.
Танец, музыка, фольклор, традиции, игра, обман, боевое
искусство, захватывающая дух акробатика - всё это включает в себя капоэйра. Для
некоторых капоэйра - это жизнь.
Капоэйра появилась, как средство борьбы африканских рабов с
португальскими колонизаторами. Африканцев вывозили в Бразилию для работы на
плантациях сахарного тростника, т.к. местное население (индейцы) часто умирали,
а те, кто оставались в живых, не упускали возможности скрыться в джунглях.
Африканцы также часто убегали и образовывали поселения, называемые киломбос,
которые часто отслеживались португальцами в попытках вернуть себе дармовую
рабочую силу. По одной из версий, в одном из таких поселений и зародилась
капоэйра.
Ясное дело, что ни один хозяин не позволил бы заниматься
своему рабу боевым искусством, поэтому капоэйра была замаскирована под танец.
Некоторое время спустя, когда рабство уже давно отменили,
капоэйра использовалась уже не как защита от врага, а как хороший способ
обогатиться за счёт других миролюбивых людей. Она преследовалась полицией, а
капоэйристы ассоциировались с преступниками.
Прошли те далёкие времена, и наступило теперь. На
сегодняшний день капоэйрой занимаются, ставя перед собой разные задачи. Её
рассматривают, как развлечение, как вариант поддержания своего организма в
тонусе, как способ заработать себе на хлеб и т.д. Единственное обстоятельство,
которое продолжает волновать многих капоэйристов нашего времени, - это то, что
капоэйра может стать спортом, что просто не допустимо, т.к. спорт положит конец
традициям капоэйры, которые так тщательно береглись и передавались мастерами
прошлого и многими мастерами настоящего. Вторая причина, по которой не стоит
рассматривать капоэйру, как спорт - это исчезновение АШЕ - энергии, которая
возникает во время занятий, сопровождающаяся повышением настроения и снятием
усталости. В капоэйре выделяют два основных стиля: Ангола и, появившийся
сравнительно недавно, Режиональ.
В Анголе преобладают движения, которые выполняются низко у
земли. Игра этого направления может быть, как очень медленной, так и достигать
ощутимых скоростей. Очень часто игроки исполняют кроме привычной Джинги (базовое
движение капоэйры) замысловатые движения, схожие с движениями различных
животных.
Отличие игры стиля Режиональ в том, что она выполняется
быстрее, чем Ангола, и на более высоком уровне. Здесь присутствуют прыжки,
резкие удары, которых нет в капоэйра Ангола. Данный стиль был создан в XX
столетии мастером Бимбой, объединившим традиционную капоэйру (капоэйру стиля
Ангола) с африканским боевым танцем Батуке и внеся некоторые другие изменения в
технику. Существует ещё и третий стиль - Режиональ-Сензала. Отличие этого
направления от обычного заключается в том, что в последнем добавлены некоторые
удары и броски, взятые из восточных единоборств, которых нет в обычном Режиональ.
Именно по технике Режиональ-Сензала идёт наша одесская группа под
предводительством Павла Кузнецова и Чечетова Максима, двух инструкторов,
которые, в свою очередь, черпают информацию с семинаров контра-местре Руй.
Игра, т.е. жога ди капоэйра, выполняется под музыку. Музыку
создают такие инструменты как беримбау (музыкальный лук), пандейру (бубен),
атабаки (барабан), реко-реко (трещотка), агого (двойной колокольчик) и др.
Музыка играет очень важную роль и в первую очередь является аккомпанементом.
Беримбау является символом капоэйры и представляет собой музыкальный лук с
резонатором-тыквой. Ему иногда приписывают магические свойства. Ритмы на
беримбау называются токе, причём каждому ритму соответствует своя игра в роде
(кругу, состоящим из участников): под один игроки передвигаются низко у земли,
под другой - двигаются, по большей части, стоя, пытаясь свалить партнёра с ног,
под третий - танцуют, переплетая боевую технику с запутанными передвижениями и
элегантной акробатикой. Ранее некоторые ритмы символизировали то или иное
событие: чью-либо смерть, приезд чужака, полиции и т.д.
Во главе роды стоят музыканты. Играют в кругу два человека.
Они начинают возле музыкантов (позиция перед беримбау),а после касания земли
рукой и приветствия (сальвэ), игроки начинают игру, по окончанию которой
возвращаются на исходную позицию, чтобы вновь пожать друг другу руки и занять
своё место в кругу.
Говоря о технике капоэйра, нужно заметить, что здесь
сравнительно мало ударов руками: основная ведущая роль отдаётся ударам ногами.
Это связано с тем, что у африканских народов считалось, что ноги выполняют
разрушительную функцию, а руки - созидательную. Удары руками и ногами включают в
себя удары ладонью и обратной частью кистей рук, удары локтями, стопой и
коленями.
Но не стоит считать, что на этом всё и заканчивается - нет.
Кроме ударов конечностями используются удары тазом и головой, часто применяются
заходы за спину, присутствуют броски и элементы борьбы. Всё вышеперечисленное
вплетается в умопомрачительное количество связок с использованием запутанной
акробатики и обманных движений (финта). Ситуация обостряется благодаря
использованию так называемого подлого обмана, именуемого маландражи.
Названия большинства движений имеют довольно красивый
перевод, например, Меалуа (полумесяц), Фолха сека (сухой лист), Бенсу
(благословение), Бананейра (банановая пальма), Марипоза (мотылёк) и т.д.
Как и во многих других боевых искусствах, в капоэйре
существует система градации. В соответствии с этой системой, аттестованный
человек получает шнур (кордао) - тесьму, которой в дальнейшем подпоясывается.
Цвет кордао зависит от уровня мастерства того, кто его носит. Аттестация
проводится на Батизаду. Батизаду - обряд посвящения в капоэйристы, на котором
человек, прошедший посвящение, получает кордао.
Со временем человеку, занимающемуся капоэйрой, дают второе
имя, своего рода псевдоним. Давать капоэйристу второе имя повелось ещё с тех
далёких времён, когда капоэйра была гонима, и люди, занимающиеся ею, брали себе
второе имя в целях собственной безопасности. Таким образом, они вели двойную
жизнь под разными именами: обычную и жизнь в мире капоэйра. Заниматься капоэйрой
некоторые люди начинают с самых ранних лет своей жизни и заканчивают аж по
окончанию таковой. Как не существует ограничений по возрасту, так и нет их по
отношению к полам: как мужчины, так и женщины способны достичь больших высот в
этом прекрасном искусстве. Мастер Пастинья (одна из легендарных личностей)
говорил: "Капоэйра для мужчин, женщин, детей и стариков. Не может ей научиться
только тот, кто не хочет этого".
Что может дать человеку, капоэйра? Это - и общая физическая
подготовка, и молниеносная реакция, и смекалка, и гибкость с пластикой, и
чувство ритма, и, конечно же, хорошее настроение. От многих приходилось слышать
о том, что во время тренировок, а иногда и продолжительное время после таковых,
на задний план уходят проблемы и неприятности, которые так мешают спокойно жить.
Почти каждый сможет здесь найти что-то для себя. Как когда-то сказал один мастер
капоэйра: "Я хотел быть танцором, но не смог. Сегодня я танцую в капоэйре. Я
хотел быть бойцом, и я дерусь в капоэйре. Так как я хотел быть художником,
самовыражаться, уважать себя и быть настоящим человеком, я стал капоэйристом".
Так что, если Вы ещё не определились: заниматься или нет
этим прекрасным видом искусства, то приходите на тренировку, и, я думаю,
капоэйра западёт Вам глубоко в душу, и Вы уже не сможете отказать себе в том,
чтобы потанцевать со всеми Джингу или сделать переворот-другой в
головокружительном Ау.
Максим ЧЕЧЕТОВ.
http://www.capoeiraodessa.sbn.bz/states/state3.html