Besouro Mangangá
Можно с уверенностью сказать что Бессоуро Манганга самый
известный капоэйрист всех времён.
Сын Жоао Гроссо (João Grosso) и Марии Айфы (Maria Haifa)
Мануэль Энрикес (Manuel Henriques) родился в 1897-ом году в Santo Amaro da
Purificacão - Bahia, на улице Rua do Trapiche de Baixo. Он начал заниматься
капоэйрой у Тио Алипио (Tio Alípio), бывшего африканского раба. Тио Алипио дал
Мануэлю Энрикесу кличку "Besouro Mangangá" из-за того что он мог быстро и
безследно изчезать , чувствуя опасность. Когда он стал известным капоэйристом
эта слава закрепилась за ним прочно и через некоторое время поползли слухи и
легенды приписывающие ему сказочные качества. К примеру что он якобы умел
растворятся в воздухе чуствуя опастность, или что он мог превращатся в большого
чёрного жука. Но самую большую известность принесли ему столкновения с полицией,
от которой он никогда не сбегал. Говорят что вплоть до своей смерти он не разу
не был побит полицией. Одна легенда говорит так-же что Бесуоро Манганга победил
один целый взвод конной полиции (cavaleria), прочёсываущий местность в поисках
капоэйристов. В народе его называли "Besouro Cordao-de-Ouro". Бесоуро был
предшественником эры двух больших мастеров капоэйры. Известно так-же что он
состоял в банде капоэйристов (Мальта - см. Maltas), или даже был её главарём.
Бесоуро так-же широко почитаем как народный герой, по скольку своё умение он
направлял только против местных фабрикантов, их личных армий и полиции. К
примеру известен случай, когда он тяжело проработал месяц в поле на плантации и
когда пришёл за получкой управляющий плантации обьявил рабочим что дела у
плантации якобы идут плохо и по этому в этом месяце зарплаты не будет, бесоуро
его ударил, и избивал до тех пор пока тот не выплатил всем обещанную зарплату.
После этого случая и многих похожих бесоуро приобретает в народе репутацию борца
за социальную справедливость.
Белые фабриканты - бывшие рабовладельцы и полиция бесоуро
боялись - за его голову было назначено вознаграждение. Боялись как капоэйриста,
головореза и бандита, боялись до такой степени что прошёл слух приписывающий ему
"corpo fechado" (якобы полученная им через некие магические ритуалы неуязвимось).
В 1924-ом году полиции удаётся поставить засаду для Бесуоро Манганга , в которую
он попадается. Он не умел читать и сам принес записку со своим смертным
приговором, думая, что данная ему записка это рекомендательное письмо для приёма
его на работу (иногда он подрабатывал грузчиком в порту). При возникшем бое,
тогда двадцатисемилетний Бесоуро Манганга гибнет. По приданию, он был убит
специально для него приготовленным деревянным ножом который был закалдован,
специально чтобы снять его corpo fechado. За свою жизнь Бесоуро Манганга начал
обучать капоэйре многих ставших в последствии известными мастерами, Mestre
Cobrinha verde (его двоюродный брат) и Mestre Siri de Mangue только двое из
многих. Так-же существует довольно большая группа практикующая современную
капоэйру названная "Cordao de Ouro".
"...tum tum tum Besouro Mangangá, bateu
foi na polícia de soldado a general..."
Автор: Sheepdog
Mestre Pastinha
Мастер Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья, 1889-1982)
Мастер Пастинья родился 5-го апреля в 1889 в Сальвадоре
штате Баия) в семье испанца Хосе Сенора Пастиньи и негритянки Раймунда Дос
Сантос ( Raimunda dos Santos ). Мастер Пастинья обучался капоэйре у мастера по
прозвищу "Velho Africano", который видел как маленький мальчик всё время получал
шлепки от старших подростков. Бенедикт начал обучать этого мальчика в возрасте 8
лет древнему искусству Анголы: "Манджинги", "Малисии" и "Маландражи". И
результаты не заставили себя долго ждать, Пастинья давал достойный отпор всем
докучливым. Он обучался у своего мастера каждый день в течении 10 лет. Ему
довелось служить в бразильских военно-морских силах, где в течении 8 лет ему
выпало испробовать понемногу различные виды деятельности, начиная от каменщика,
маляра, почтальона до работы в "Игорном доме". Но самым лучшим по его словам,
что доставляло ему огромную радость, так это учить великому искусству капоэйры и
сохранять её древние традиции. Он называл её отцом и матерью всех боевых
искусств Бразилии. В начале своей преподавательской карьеры он в течение 12 лет
обучал капоэйре своих коллег по работе, моряков. Покинув в 1910 году флот,
Пастинья продолжил свою деятельность в качестве преподавателя капоэйры. Большой
опыт и достаточный уровень образования позволяли Пастиньи легко и непринужденно
обучать традициям капоэйры. И после 20 лет практики в капоэйре, он открыл свою
первую школу. Офис этой школы располагался в велосипедном клубе, которая
находилась на площади Cruise of the Are Francisco.
В этом месте его академия находилась с 1910 по 1922 год.
Среди его первых учеников был Раймонд Абере, который стал выдающимся
капоэйристом в Баии. Помимо этого Пастинья был ещё и художником. В свободное
время он давал уроки рисования. Так же как и Бимба, Пастинья знаменит своей
полной отдачей капоэйре и своей школе.
В 1941 году Пастинья открыл свою новую академию капойэры на
площади Пелоуриньо в доме под номером 19, назвав ее "Академия капойэры Анголы".
В осуществлении его мечты ему помогал активно мастер Amorzinho, который и
предложил ему это место.
Пастинья был первым кто ввёл униформу в капоэйре. Его
академия использовала жёлтые майки и чёрного цвета штаны, цвета любимой
футбольной команды Пастиньи Ypiranga.
Шло время и Пастинья становился достаточно известным. Он
получал много приглашений на презентации своей группы в других штатах Бразилии.
В таких штатах как Foi ao Rio, Sao Paulo, Rio Grande do Sur он бывал много раз.
А кульминацией было приглашение из Министерства Иностранных дел Бразилии для
участия в делегации, которая представляла Бразилию на "Первом Международном
Фестивале Негритянского Искусства" в Дакаре в Африке, который проходил в апреле
1966 года.
Учитывая все нарастающее влияние популярности капоэйры и
тенденцию на прикладной характер, как искусства нападения и самообороны, мастер
Пастинья подчеркивал больше традиционный характер, включая игровой и ритуальный
подход к капоэйре, в которых возможно максимальное взаимодействие между
участниками в игровых ситуациях, и стремился возвратить капоэйре былой подход.
Поэтому, стиль Ангола обычно соотносят с традиционной капоэйрой. Термин "Angola"
по большинству версий исходит из слова "N"golo" - названия танца, который лег в
основу капоэйры. Хотя некоторые - утверждают, что этот термин происходит от
названия страны Ангола, из которой была вывезено большое количество рабов.
В 1964 году мастер Пастинья при помощи своего друга Jorge
Amado, написал книгу под названием "Капоэйра Ангола" и записал альбом "Капоэйра
ангола - Мастер Пастинья и его Академия". Но как и многие мастера, не смотря на
свою известность и популярность Висентэ Пастинья в 1981 году, покинутый всеми,
доживал свою жизнь в слепоте и бедности. Он скончался в 1982 году в городе Баия,
в центре древней колыбели Капоэйры. После мастера Пастиньи осталось много его
учеников, среди которых и по сей день живущих известных мастеров Жоао Гранджи и
Жоао Пекено.
Mestre No
Мастер Но (Наривал Моррейра ди Оливейра)
Родился в Бразилии в городе Сальвадор, штат Баия 22 июня
1945 года. Заниматься капоэйрой он начал в возрасте четырёх лет, получив первые
уроки от своего дедушки.
Мастер Но обучает капоэйре более 30 лет. Он основал
академии капоэйры Анголы: Retinos, Orixas da Bahia , Capoeira Palmares. Он
обучил тысячи капоэйристов, многие из которых стали мастерами, за что его
назвали "mestre dos mestres" или мастер мастеров.
Мастер Но является президентом и грандмастером Associacao
Brasileira Cultural de Capoeira Palmares ( АВССР ), организацией созданной для
обучения, распространения и сохранения традиций капоэйры Ангола. "Когда я выхожу
в Роду, то мир останавливается для меня и моё сердце входит в унисон ритму
Анголы. Это не просто игра, это магия воина и я аккуратно ступаю по её тропе,
полный решимости следовать её пути".
Mestre Vaginho
Мастер Вагиньо (Вагнер Буэно)
Вагнер Буэно родился в Бразилии начал заниматься капоэйрой
в 1970 году. Через 10 лет он открыл свою школу в Сан Пауло, центр Motriz, где
начать обучать капоэйре. В 1984 году Вагиньо получил свой первый мастерский
пояс. В восьмидесятые годы Вагнер и его ученики выиграли множество наград и
призов в соревнованиях по фулконтактной и фольклорной капоэйре. В 1994 году
Вагиньо получил свой второй мастерский пояс, а в 1995 открыл свою академию в
Сан-Хосэ, штат Калифорния, которая на сегодняшний день является одной из самых
крупных академий по числу учеников в Соединённых Штатах. Вагиньо часто выступает
в различных школах и университетах с лекциями по бразильской культуре, а так же
со своими учениками выступает на различных презентациях капоэйры.
Как прекрасный музыкант, он достаточно часто даёт концерты
по традиционной бразильской музыке. А его личный дом, словно современный
"киломбос", где процесс познания и творчества не прекращается не на минуту. "
Капоэйра для меня это жизнь, и я играю в неё и отвожу большое внимание своему
стилю. Нет необходимости иметь большие мышцы. Стильный игрок-это прежде всего
умение не только атаковать, но и красиво уходить. Во всём нужно искать прелесть
игры, тогда вы сможете познать её в совершенстве."
Mestre Barrao
Мастер Бахао (Маркос Бахао) родился в штате Ресифе,
расположенном на северо-восточном побережье Бразилии, и известном своей
афро-бразильской музыкой, танцами и традициями капоэйры. Он начал заниматься
капоэйрой в возрасте девяти лет, а в двенадцать уже неплохо играл на беримбау. В
1982 году Бахао стал чемпионом Бразилии , выиграв престижное национальное
соревнование. После чего стал преподавать капоэйру в различных школах, академиях
и университетах. И в последствии основал свою академию Grupo Axe Capoeira.
Сейчас в Бразилии у него несколько академии, в Ресифе и Олинда, Пернамбуко.
Главная же академия находится в Канаде, где он сейчас живёт и обучает своих
учеников. Маркос хорошо известен и уважаем в мире капоэйры, как прекрасный игрок
и музыкант. Его игре присуща истинно бразильская искрометность и
зажигательность.
За долгие годы своей профессуры, Маркос объездил большое
количество стран. Его восприятие капоэйры поражает своим разнообразием, что
достойно глубокого уважения. Он признан среди различных кругов капоэйристов,
будь то анголеросы или региональцы. Его взгляд на капоэйру очень разносторонний.
Когда мы его в первый раз встретили в Америке, то он предстал перед нами как
весьма опытный игрок и боец. И не пропускал ни единого случая поиграть с самыми
именитыми. Его любовь, это скорость и игра. Он ввёл в арсенал капоэйры несколько
новых акробатических элементов, такое как скольжение на голове без рук. Это
произвело большое впечатление на одном из семинаров в Америке. Во второй раз,
когда мы его повстречали в Казадеро кэмпе, он был совсем иной. Ночи напролёт с
другими бразильцами играли и пели "самба ди рода". Стоит только рядом оставить
или сознательно положить музыкальные инструменты, как всё вокруг начинает ходить
ходуном. Как-то раз он сказал, что капоэйра это не просто бой или танец. Это как
фейерверк, здесь переплетается всё в один единый клубок и бой, и танец, и
музыка, и песни, и шутки. Тот, кто не может всего этого уловить не может
считаться настоящим капоэйристом. И не сможет постичь бразильскую душу, полную
детского озорства и авантюризма.
Мастер Баррау
(Mestre Barrao), он же Маркос да Сильва, родился в портовом
городе Ресифи, расположенном на северо-восточном побережье Бразилии. Как и в
любом провинциальном бразильском городе, в Ресифи есть своя капоэйра.
В 1974 году Маркос начал обучение в школе Mestre Piraja.
Будучи типичным горячим бразильским парнем, молодой человек, разумеется,
обнаружил в себе скрытые музыкальные способности. Когда он начинал играть на
барабанах, все окружающие невольно начинали покачиваться в ритм музыке. В своей
первой школе будущий Мастер проучился 3 года. И вот в один прекрасный момент
Mestre Piraja укатил в долговременный отпуск. Рано или поздно тренировки
становятся наркотиком для спортсмена. Большие и желательно оригинальные нагрузки
нужны были Маркосу как воздух. И не выдержав долгосрочного отсутствия Учителя
капоэйрист начал тренироваться у Mestre Tete. Второй мастер дал ему азбуку
уличной капоэйры. Молодой капоэйрист учился тому, что может произойти на улице в
реальном бою и как ему на это реагировать. Узнал, что ткнуть противника пальцем
в глаз или пырнуть ножом в спину ничуть не менее зазорно, чем честно обыграть в
Роде. Те кто изучают капоэйру, знают, что все происходящее с нами в Роде -
проекция нашей реальной, общественной жизни в социуме. И Маркос учился жить в
социуме бандитского квартала.
Впервые на соревнованиях по капоэйре Маркос де Сильва
выступил в 1979 году. В 1980 начинал преподавать. В 1982 году молодой Баррау
решает проверить свои навыки в борьбе против лучших капоэйристов, о которых он
только слышал и принимает участие в престижных соревнованиях на национальном
чемпионате по капоэйре в Рио де Жанейро. Это был один из самых кульминационных
моментов его жизни. Ценой неимоверных усилий Маркус де Сильва выиграл этот
чемпионат и стал Чемпионом Бразилии. Вернувшись домой, в Ресифи он получил кучу
предложений о преподавании во всевозможных школах и университетах по всей
Бразилии и соблазнившись одним из них, основал группу Аше Капоейра (Grupo Axe
Capoeira). В 1987 году Баррао получил 1-й уровень мастера у Mestre Piraja.
Сейчас он дослужился до 2-го.
Переломный момент в жизни Mestre Barrao наступил в 1990
году, когда его пригласили продемонстрировать искусство капоэйры на Детском
Международном Фестивале, проходящем в северной Америке. Судьба занесла его в
Канаду, в Ванкувер. И где-то на самом нижнем уровне подсознания отложилось, что
лучшее место для его Школы находится именно здесь. Весь 1991 год Барроа провел,
преподавая в Италии. Жить за границей ему понравилось. Часто вспоминалась
Канада, где он нашел практически идеальные условия для существования своей
группы. Так Мастер Баррao эмигрировал в Канаду.
Сейчас Мастер группы Аше является отцом-основателем
ежегодного Международного Фестиваля по капоэйре и весьма уважаем среди
капоэйристов всего мира. В 1996 году Маркос де Сильва открыл свою 1-ю академию
капоэйры в Канаде. Сейчас в ней учатся более 3000 человек. Это самая крупная
школа капоэйры в мире.Мастер Баррао часто получает приглашения проводить
семинары в филиалах своей Школы. Самые крпуные из них ниходятся в Канаде,
Бразилии, США, Перу, России, на Бермудах, в Барбаросе, Доминиканской Республике,
в Польше и других странах. Мастера, собравшиеся на "Melhores do Seculo" в
Сuridiba Parana в 2000г. признали Мастера Баррао за его вклад в капоэйру одним
из величайших капоэйристов века. Мастер Баррао и его группа, как водится у
капоэйристов, уже выпустили 5 сd со своей собственной музыкой и еще 1 диск
совместный с Мастером Burgues - весьма популярным в Бразилии персонажем.
Особенность стиля капоэйры, который проповедует Баррао - жесткая боевая техника,
включающая в себя как и бой на близкой и средней дистанции, так и самую
настоящую борьбу, причем без малейших намеков на правила. Другие Школы уделяют
больше внимания тацам, акробатике или выполнению фишек - красивых элементов,
бесполезных с точки зрения бойца. Капоэйристы Школы Мастера Баррао не
зацикливаются на фишках, может быть потому, что одного умения делать красивые
элементы мало для того, чтобы считать и тем более называть себя капоэйристом.