Местре Жоао Гранди (João Oliveira dos Santos) родился 15
января 1933 года в небольшой деревеньке Itagi, расположенной в южной части штата
Баия. Его путешествие из этой глуши Бразилии в Нью-Йорк было долгим и нелёгким.
Место, где он родился – Itagi – такое крохотное, что его даже не найти на карте
штата, как и другие близлежащие города. Большинство жителей Itagi сводят концы с
концами, занимаясь сельским хозяйством и получая зарплаты, обеспечивающие
прожиточный минимум. Cемья Жоао Гранди ничем не отличалась от остальных. У
маленького Жоао не хватало времени ни на школу, ни на игры, вся его жизнь была
работа. Но он жил в деревне, поэтому его любимым занятием и времяпрепровождением
было наблюдение за природой. Он был зачарован движением деревьев на ветру,
волнами океана и особенно движениями животных, такими как выпад змеи и полёт
птицы. Жоао всецело отдавался наблюдению за ними. Это очень повлияло как на
практический, так и на философский аспект его занятий капоэйрой. Его первый и
единственный мастер в капоэйре – Местре Пастинья – дал ему прозвище Gavião
(Сокол), из-за того что Жоао подминал своего противника, словно хищная птица.
Однако отец Жоао не одобрял занятий своего юного сына. Он считал, что мальчик
должен больше времени посвящать работе. Это была нелёгкая жизнь. В возрасте
восьми лет Жоао увидел, как кто-то показывал движение corta capim (что в
переводе значит "скашивание травы"). Оно заключалось в том, что человек приседал
на корточки и вращал вытянутую ногу по кругу, перепрыгивая через неё другой
ногой. Зачарованный этим движением, Жоао спросил, что это такое, и ему сказали,
что это "танец племени Наго", что означало, что это было танцем чернокожего
населения из города Салвадор штата Баия. Для деревенских жителей все потомки
африканцев из Салвадора были из племён Наго или Йоруба. Народы племени Йоруба из
юго-западной Нигерии имели наибольшее влияние в Салвадоре, который считался
Чёрным Римом. Во всей Бразилии именно в Салвадоре наибольшим образом проявляется
африканская культура. Однако танец был действительно центрально-африканского
происхождения, это была капоэйра. Жоао не запомнил, как правильно называется
танец, он узнал это несколькими годами позже, но этот танец навсегда изменил всю
его жизнь. Когда Жоао было десять лет, он покинул родной дом в поисках "танца
племени Наго". Жоао шёл через сельскую местность, работая и пытаясь найти танец,
который его так заинтриговал. Он зарабатывал себе на жизнь, работая сезонным
рабочим на плантациях и фермах Баии. Он жил с семьями других рабочих и двигался
дальше, когда работа заканчивалась. Наконец, после десяти лет этого медленного
путешествия вместе с одной из таких семей он попал в Салвадор. Жоао было тогда
двадцать лет, и вот наконец он оказался в Сальвадоре, доме капоэйры, но он не
знал, как она называлась и где её можно было найти. Целыми днями он занимался
тяжёлым малооплачиваемым трудом. Однажды он оказался в местечке под названием
Roça do Lobo, известном своей капоэйрой. Там-то Жоао и встретил настоящую
капоэйру. Подойдя к большой толпе, он смог разглядеть лишь верхушки ударов,
которые летали в центре круга. Это была рода капоэйры с беримбау, танцующими по
кругу под ритм музыки, которую они сами создавали. Причём не обычная уличная
рода, а встреча таких важных в капоэйре личностей как Menino Gordo и João
Pequeno, который присутствовал там со своим первым учителем Mestre Barboza.
Также там был великий маг капоэйры, Cobrinha Verde, один из наиболее искусных
игроков той эпохи. Захваченный зрелищем, Жоао спросил у Mestre Barboza, что это
за игра, и тот ему ответил: "Это капоэйра!". Тогда Жоао спросил, где он может ей
научиться. Mestre Barboza отправил его к Жоао Пекено (João Pequeno), который
впоследствии стал его самым близким товарищем по капоэйре. Жоао Пекено отправил
его в свою очередь к Местре Пастинье, который руководил знаменитой академией в
Cardeal Pequeno в небольшом городке Brotas. На родах, которые устраивал Пастинья,
присутствовали самые знаменитые капоэйристы – такие мастера как Daniel Noronha,
Curió, Onça Preta, Traíra da Liberdade, Waldemar da Liberdade, João Pequeno,
Livino Diogo, Domingos Mão de Onça, Zé Chibata, Antonio Cabeceiro, Zacarias и,
конечно же, Cobrinha Verde. Это были "небеса" капоэйры. Жоао получил у Пастиньи
разрешение присоединиться к его академии. В таком вот позднем двадцатилетнем
возрасте он наконец начал заниматься капоэйрой. В Сальвадоре большинство детей
приобретали практические знания в капоэйре ещё до того, как они становились
подростками. Местре Пастинья принял Жоао в ученики и сильно повлиял на него не
только в капоэйре, но и в жизни. Пастинья был великим мастером, который жил
изучением, преподаванием и сохранением традиций искусства Капоэйры Ангола. Как
утверждает Жоао, "Пастинья был моим отцом, моим дедом, моим всем в капоэйре".
Жоао учился также у других капоэйристов, которые преподавали в академии Пастиньи,
включая Cobrinha Verde, но его главным учителем всегда был Пастинья. Жоао Пекено,
который является сейчас самым старым мастером, преподающим Капоэйру Ангола, стал
в академии Пастиньи другом Жоао Гранди на всю жизнь. Жоао Гранди – "Большой Жоао"
– названный так из-за того, что он был более крупного телосложения, чем его друг
Жоао Пекено ("Маленький Жоао"), снова учился и работал. Как и многие капоэйристы,
он работал грузчиком в городском порту. Это была изнурительная работа по
разгрузке тяжёлых мешков с морских судов. Измотанный, но счастливый, Жоао
занимался по вечерам капоэйрой в академии Пастиньи. Жоао Гранди быстро
становился одним из наиболее уважаемых капоэйристов Баии. Очень немногие
отваживались играть с ним в уличных родах – из-за того что боялись быть
поставленными в неловкое положение его мастерством. В книге "Capoeira Angola",
опубликованной в 1968 году и являющейся первым официальным исследованием этого
искусства, её автор, Waldeloir Rego, пишет: Из всех выдающихся молодых
капоэйристов Жоао Гранди – наиболее искусен и хитёр и в атаке, и в защите.
Вдобавок к этому он наделён исключительной гибкостью, что превращает его в
наиболее ловкого из всех капоэйристов Баии. В игре он великолепный танцор.
Местре Канжикинья (Canjiquinha), например, расхваливая Жоао Гранди, заканчивал
своё высказывание такой фразой: "Сам Бог велел Жоао Гранди играть в капоэйру".
Жоао Гранди высокого ценили как великолепного игрока в капоэйру, и когда Карибе
(Caribé) – художник, занимавшийся документацией африканской культуры в Баие, –
решил заняться исследованием капоэйры, он выбрал именно Жоао Гранди в качестве
модели. Жоао Гранди и Жоао Пекено демонстрировали также своё мастерство во
многих фильмах о капоэйре. В одном из них они показывают технику капоэйры с
ножами. В 1966 году Жоао Гранди ездил вместе с Пастиньей в Сенегал, чтобы
показать капоэйру на первом международном фестивале чёрного искусства в Дакаре.
В 1968 Пастинья вручил Жоао Гранди диплом мастера капоэйры. В 1973 году Жоао
Гранди совершил турне по Европе и Среднему Востоку с "Вива Баия" – новаторской
фольклорной группой, демонстрировавшей афро-бразильскую культуру. Его фото с
демонстрацией капоэйры было даже издано в качестве открытки. Он стал одним из
символов капоэйры в Баие. Он не только играл в капоэйру, но и преподавал её в
академии Пастиньи, и он был столь же хорошим учителем, сколь и игроком. Один из
его студентов – Pedro Moraes Trindade – стал одним из наиболее влиятельных
молодых капоэйристов-анголейро в Бразилии. Известный сейчас как Местре Мораес (Moraes)
и руководящий Grupo de Capoeira Angola Pelourinho (GCAP), он также стал
признанным учителем, воспитавшим большое количество мастеров, таких как Braga,
Neco и Cobrinha Mansa. Не всё шло так уж хорошо в академии Пастиньи. Старого,
больного и почти совсем слепого Пастинью правительство попросило освободить
помещение, где он преподавал, на время реконструкции. После того как
реконструкция была завершена, это место больше никогда не вернулось к Пастинье.
В помещении был открыт ресторан и школа для поваров, официантов, ресторанных
танцоров и музыкантов. Пастинья умер в нищете и горечи от осознания того, как с
ним обошлись, но он никогда не жалел, что посвятил свою жизнь капоэйре. В это
время Жоао Гранди выпал из мира капоэйры и зарабатывал себе на жизнь, работая
днём на автозаправке, а по вечерам в фольклорном шоу для туристов. Он выступал в
качестве танцора и музыканта, но никогда не демонстрировал капоэйру. Продюсеры
хотели видеть красивую картинку акробатической Капоэйры Режионал. Они не
понимали и не ценили более сложную и утончённую игру Капоэйры Ангола. В это
время Местре Мораес, один из лучших учеников Жоао Гранди, вернулся в Баию,
проведя почти десять лет в Рио-де-Жанейро. Мораес вернулся с одним из своих
лучших учеников – Кобринья Манса (Cobrinha Mansa), который к тому времени тоже
уже был мастером. Мораес и Кобринья основали Grupo de Capoeira Angola Pelourinho
(GCAP) – академию и организацию, задачей которой являлось продолжение дела
Пастиньи, Жоао Гранди и других великих капоэйристов-анголейро. GCAP начала
организовывать семинары и презентации Капоэйры Ангола, а также конференции, в
том числе и международные. Они собирали старых мастеров для беседы об истории и
практике Капоэйры Ангола. Эти мероприятия способствовали возрождению Капоэйры
Ангола в Баие. Мораес, Кобринья и GCAP хотели показать публике красоту и
ценность африканской культуры. В течении двух лет Кобринья и Мораес уговаривали
Жоао Гранди вернуться в мир капоэйры. В конце концов Жоао Гранди согласился
присоединиться к GCAP и начал преподавать в этой академии. После шести лет
отсутствия в мире капоэйры он вернулся в этот мир в качестве учителя, и больше
всего ему нравилось работать с детьми – искусство, которое он продолжал
развивать. Стало появляться всё больше статей в газетах, и слава и влияние Жоао
Гранди начали расти. В 1989 году его пригласил Местре Желон Виейра (Jelon Vieira)
для участия в турне по США. Турне имело грандиозный успех по всей стране. В
Калифорнии Жоао Гранди провёл семинары для школы Местре Акордеона (Acordeon),
ученика Местре Бимбы (Bimba) и автора книг о капоэйре. Тем, кто занимался
Капоэйрой Режионал, была также интересна и Капоэйра Ангола. Когда Жоао Гранди
вернулся в Бразилию, благодаря усилиями Местре Итапоана (Itapoan), он был
награждён медалью от имени правительства Бразилии. С тех пор Жоао Гранди получил
большое количество наград. В 1990 году он вновь поехал в США для того, чтобы
представлять Капоэйру Ангола на Национальном фестивале чёрных искусств в
Атланте, штат Джорджия. В том же году Местре Жоао Гранди, Мораес, Кобринья и
Контра-местре Thamba Mashama выступали в Нью-Йорке, в Shobmer Center for
Research in Black Culture. Капоэйра была частью международной конференции "Dancing
Between Two Worlds: Kongo-Angola Culture and the Americas", которая исследовала
мировое влияние культуры Центральной Африки. Местре Жоао Гранди демонстрировал
Капоэйру Ангола мэру Нью-Йорка. А теперь он преподаёт в Нью-Йорке это искусство
ученикам со всего мира. Местре Жоао Гранди, как и его учитель Пастинья, посвятил
всю свою жизнь практике и преподаванию Капоэйры Ангола. Как и Пастинья, он стал
великим философом этого искусства. Бразильская художница Клаудия Гонсалес дала
такое красочное описание Жоао Гранди: Для Жоао Гранди капоэйра – это упражнение
души. Её движения, в основе которых лежат движения природы, настолько чисты, что
их можно распознать в любой физической активности. Местре Жоао Гранди видит эти
моменты во всём, что он наблюдает. Как он однажды сказал, "человек, едущий в
автобусе, может сделать движение из капоэйры. Все эти движения – человека,
ребёнка, кошки, змеи, рыбы, дерева – всё это движения капоэйры…" Источник: C.
Daniel Dawson, Capoeira Angola and Mestre João Grande © Перевод с английского
Пастуховой С.Ю.
http://www.capoeristas.narod.ru/capoeira_history.htm