Humo
И все же по поводу гармонии в мире. Если они
(рабы) придумывали капоэйру между собой, то применяли ее
уже на деле,
отбиваясь не от капоэйриста, а от человека минимум с ножом
в руках и на
лошади. Для них же это был шанс выжить. Разве была тогда
мысль о том,
чтобы играть?
По поводу капоэйры в России понятно. Расскажи,
пожалуйста что это за клуб, откуда он, чем занимается и
т.д.?
Муад Диб, поэтому я хочу сначала как-то вникнуть. Если мне
скажут, что
этот напиток отравлен, я лучше поверю на слово, проверять
не стану! :)
Твои сообщения мне очень нравятся, и от них остаются только
хорошие
впечатления!! Поэтому уточнаю, какого именно вкуса этот
напиток! :)
Muad Dib
Про гармонию. Здесь мне вновь придется сделать некоторое
отступление и
призвать на помощь айкидо. Так вот, когда шкаф с
антресолями (80 с лишним
кило для японца, если он не сумоист - это чертовски много)
по имени Уэсиба
Морихеи наносил людям телесные повреждения различной
степени тяжести в
своем зале с романтическим неофициальным названием
"Дьявольское додзе",
преподавая искусство под названием, как ни странно,
айкибудо, сооруженное
им самостоятельно из частей всевозможных школ самурайского
дзюцу,
изучаемых им ранее, пожалуй, ни о какой вселенской гармонии
он не думал.
Но изначальный потенциал этой гармонии все же был
имманентно присущ
(пардон за философскую феню) тому, что он делал. Все
вышеупомянутые школы,
а особенно система-родоначальница вообще любого -кидо, а
именно Дайто-рю
Айкидзюцу, настоятельно рекомендовали использовать
атакующее движение
противника в целях его же приведения в негодность.
Do you still follow me?
Так вот, для того, чтобы эффективно это движение
использовать, ты должен
взаимодействовать с атакующим ГАРМОНИЧНО, то есть не
бросаться на него,
аки пардус, еще до того, как он начал атаковать, и не
пытаться влезть в
его движение, когда оно уже заканчивается и пора переходить
к следующему.
Не раньше и не позже, а ВОВРЕМЯ. Ты должен
понимать(чувствовать, видеть -
не знаю, как это описать словами) его ритм движения, и
работать в этом
ритме, иначе ничего не выйдет - проверено на собственной
шкуре. Итак,
корни гармонии вроде как нашли. Ну так вот, по всей
видимости, мощным
разрядом этого накопившегося за десятилетия гармонического
потенциала и
дерябнуло медитирующего под ледяным водопадом, не тянущего
и на
полцентнера, укушенного в Маньчжурии энцефалитным клещом и
еле унесшего
ноги от русских дедушку Уэсибу. После чего миру было явлено
волшебное
искусство Айкидо в его современном виде. Хватит кости
ломать, решил
О-сенсей, пора и о вечном подумать. Что самое интересное,
легкий как
перышко, маленький и воздушный - в чем душа держится? -
Уэсиба
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, без всяких поддавков метал и расшвыривал во
все стороны
весящих вдвое по отношению к нему амбалов, ибо он
действительно постиг эту
гармонию в ее полноте, это была его вершина, к которой он
шел, ковылял,
полз всю свою жизнь, через пот, боль, свои и чужие вывихи,
растяжения и
переломы всего, чего только можно и нельзя. Это был тот
потенциал, который
всегда присутствовал в самурайских дзюцу, но оставался
незамеченным,
невостребованным, заслоненный сугубо прикладным аспектом.
Но времена
изменились, и глупо было этого не замечать. Самым
прикладным аспектом
боевого искусства уже тогда было умение быстро достать
пистолет и
произвести несколько точных выстрелов. Главенствующая роль
искусства
ведения рукопашной схватки, как имеющего первостепенное
значение для
выживания в условиях боевых действий, безвозвратно ушла в
прошлое. Но в
разрабатываемом веками искусстве ведения поединка -
ИСКУССТВЕ! - как
оказалось, было не только это, но и масса иных аспектов,
которые и заняли
главенствующую позицию. Изменилась окружающая
действительность -
изменились и приоритеты, сместились акценты. Искусство
рукопашного боя
выжило благодаря своей гибкости, и на первый план вышла
идея искусства как
способа самосовершенствования, способа достижения гармонии
с миром и самим
собой.
А теперь все же попытаюсь вернуться к капоэйре.
Так вот, капоэйра в ее современном виде есть произведение
Мануэля Мачаду,
более известного, как местре Бимба. Какой она была до него?
Отвечу честно:
да Бог его знает. Это было боевое искусство городского
отребья, подонков
общества, бандитов и беспредельщиков, для которых
человеческая жизнь не
стоила тех поношенных штанов, которые были на обладателе
этой жизни.
Искусство уничтожения себе подобных, жестокое и грязное - и
запрещенное
законом. Естественно, формировавшим его неграм было не до
игр, и они
использовали капоэйру, в первую очередь, в прикладных
целях. Но... Есть
одно маленькое но. Тренироваться-то надо? Просто так ведь,
от теории,
мастером не станешь. А тут две альтернативы: либо "не
позволите ли вам,
белый господин, немножко кости поломать, потренироваться"
или же ломать их
друг другу. Так ведь партнеров по тренировкам не
напасешься. Вот и
приходится, друг дружку сберегаючи, тренировку проводить в
виде игры.
Такая игра, или поединок не в полный контакт, существует в
любом боевом
искусстве, но в капоэйре игровой момент пришлось развивать
особо
тщательно, в целях маскировки, а то вот счастье-то для
белых хозяев -
негры на пустырьке драться учатся. Живо разгонят. А так
вроде собрались
черные, танцуют там чего-то свое ритуальное, ну и нехай их
- потанцуют и
успокоятся, глядишь, дурь всякая в голову не полезет. Итак,
что мы имеем?
А имеем мы мощный гармонически-игровой потенциал, покамест
уступающий
первую скрипку прикладному аспекту. А дальше? А дальше мы,
оставив без
внимания все, что было в промежутке, ибо в течение его
ничего кардинально
не менялось, благополучно вползаем в середину ХХ века, и
видим, что, по
сути дела, местре Бимба является для современной капоэйры
тем же, кем
является Уэсиба Морихеи для современного Айкидо. Ситуация
изменилась, 50-е
годы на дворе, Commando Vermelho, распространение
организованной
преступности и огнестрельного оружия в той среде, для
которой до того
главным оружием была капоэйра. И великий местре Бимба сумел
найти, увидеть
в ней то, что дало вторую, новую жизнь этому искусству, а
именно его
игровой аспект. Недаром история капоэйры делится на два
глобальных этапа -
то, что было до Бимбы, и то, что стало после него. И дело
здесь не столько
в том, что он добился ее легализации, а в том, что он
действительно
сформировал ее новый облик, тот, который известен нам. "У
раба обычно были
связаны за спиной руки, поэтому он зачастую опирался на них
и наносил
удары ногами из этого положения. Раб не мог использовать
руки, поэтому
наносил высокие удары в прыжках или лежа на земле и
опираясь на связанные
руки". Ага. Не помню уже, где я эту мульку читал, но
повеселился от души.
Богатая фантазия у человека, их написавшего, но интересно -
пробовал ли он
сам драться со связанными за спиной руками? Я пробовал - не
поверишь, до
чего кисло. Желание одно - равновесие удержать и дистанцию,
а от одной
только мысли упасть и "опереться" на связанные за спиной
руки мурашки по
хребту. Отмахиваешься ногами, как журавль, стараясь сильно
высоко их не
задирать. Так что капоэйристская акробатика, так украшающая
игру - явно от
Бимбы.
Что еще можно добавить ко всему вышесказанному? Не
стоит думать, что можно взять какой-то один аспект боевого
искусства и
фиксироваться на нем, забыв обо всем остальном - ничего
хорошего из этой
затеи не выйдет. Игра, гармоничное взаимодействие,
самосовершенствование -
бесспорно, более высокая цель, нежели "а кроме мордобития -
никаких
чудес", но думать, что в ее достижении можно забыть про
прикладной, боевой
аспект, элементарную физуху - глубокое заблуждение. Пять
лет по пять раз в
неделю по два часа на татами, и так, чтоб кимоно мокрое -
там, глядишь, и
об айки потихоньку можно начать задумываться. Гармоничное
взаимодействие -
это вершина, к ней лезть нужно, пыхтя, сопя и чертыхаясь
(не вслух,
желательно), сама по себе она ниоткуда не возьмется. Но и
забывать о ней
все же не стоит, иначе развития никакого, циклиться на
физухе, отказываясь
от "всякой мистики", выделять сугубо прикладной аспект -
примерно то же
самое, что тщательно изучать тактику боя на коне с шашкой в
условиях
современной войны.
Того, что я здесь наваял про современную капоэйру, ни в
одном источнике
нет, это сугубо мои личные размышления, основанные на тех
осколках
информации, которую можно найти в оных источниках, с трудом
выкопанных из
груд лапши, а также на наличии некоторого опыта в занятиях
боевыми
искусствами, в том числе и с ярко выраженным прикладным
аспектом. Возможно
(и даже скорее всего) меня ждет анафема со стороны тех,
кто находит корни
капоэйры в тайном искусстве запорожских казаков и прочих
исследователей с
богатой фантазией - но, это, в общем-то, их право, так же
как мое право -
говорить о том, в чем у меня есть какой-никакой личный
опыт, правда?
Жду новых вопросов, и не прекращаю робко надеяться, что ты
все-таки
рискнешь... Нет яда в этом напитке, я вот хлебаю вовсю, да
и не я один - и
ничего, доволен. Хотя, может быть, это у нас такие печенки
луженые?:))
http://www.kubancapo.h16.ru/Humo.html