Предисловие автора
За
последние
годы
было
опубликовано
большое
количество
книг
по
каратэ
как
отечественных,
так
и
зарубежных
авторов,
в
текстах
которых
содержится
большое
количество
спортивных
терминов
на
японском
и
китайском
языках.
Исторически
сложилось
так,
что
терминология
каратэ
в
СССР
формировалась
зачастую
грамматически
неверно
из-за
того,
что
ею
занимались
не
специалисты-языковеды,
а
энтузиасты
боевых
единоборств,
черпавшие
информацию
в
основном
из
европейских
источников.
Вся
японская
спортивная
терминология
пришла
к
нам
из
западных
языков,
которые
прочитывали
японские
слова
в
соответствии
с
собственными
фонетическими
конструкциями,
то
есть
рассматривали
их
как
обычные
слова
своего
языка
в
латинской
транскрипции.
Отсюда
русские
искажения
японского
языка,
которые
«режут
слух»
специалистам.
Например,
в
японском
языке
отсутствуют
звуки
Ж,
Л,
3, Ш,
Ч,
а
также
многие
сочетания
согласных.
Поэтому
не
имеют
право
на
существование
такие
слова,
как
«АШИ,
КОШИ,
ДЖУДЖИ,
ДОЖО,
УЧИ»
и
т.д.
Фонетический
строй
русского
языка
очень
близок
к
японскому,
а
русская
традиционная
транскрипция
гораздо
точнее
передает
действительное
звучание
японских
слов.
Поэтому
мы
обязаны
писать
и
произносить
их
на
русском
языке
в
соответствии
с
правилами
произношения
и
фонетики
современного
японского
языка.
В
спортивной
литературе,
к
сожалению,
укоренились
многие
фактически
неправильные
звучания
японских
терминов,
к
которым
мы
уже
привыкли
настолько,
что
они
уже
давно
живут
собственной
жизнью.
Так,
например,
«АСИХАРА»
мы
неверно
произносим
«АШИХАРА».
И
исправить
эту
ошибку,
допущенную
нами
ещё
в
1991 году
уже
невозможно.
В
России
стиль
Ашихара-каратэ
пишется
именно
так
во
всех
официальных
документах.
Другой
пример
– наше
любимое
звукосочетание
«Осс..!».
В
латинской
транскрипции
его
пишут
« Osu !». И
некоторые
наши каратисты
буквально
переводят
его
на
русский
язык
как
«Осу!»,
что
является
ошибкой.
Ниже приведены
более
500 терминов,
которые
встречаются
в
литературе
по
боевым
искусствам,
которые
я
собрал
для
своих
учеников
и
считаю
изучение
их
неотъемлемой
частью
теоретической
подготовки
мастера
Ашихара-каратэ.
К
счастью,
в
России
сегодня
появилось
много
специалистов
по
японскому
и
китайскому
языкам,
которые
серьёзно
занимаются
проблемами
терминологии
восточных
боевых
искусств.
Мною
были
использованы
публикации
А.Долина,
Г.Попова,
А.Горбылёва,
А.Маслова,
А.Кратенкова,
А.Макашева,
Ю.Орлова.
Особую
благодарность
я
хочу
выразить
Мыльникову
Александру
Васильевичу
за
правку
материала
и
исправление
ошибок.
Александр
Мыльников
живёт
в
г.
Россошь
Воронежской
области.
Он
единственный
чёрный
пояс
Ашихара-каратэ
(1 дан),
профессионально
владеющий
японским
языком
и
оказывающий
федерации
Ашихара-каратэ
России
неоценимую
помощь.
Замечания
и
предложения
по
данной
теме
прошу
присылать
на
мой
адрес
ippon@orc.ru
Сэнсэй Виталий
Астанин
Общая
терминология, необходимая при изучении Ашихара-каратэ
Мастера и стили
• 1. |
Дзю-дзюцу |
Древнее боевое искусство Японии. Буквально «искусство мягкости»
|
• 2. |
Кэн-дзюцу |
Древнее боевое искусство Японии. Буквально « искусство меча»
|
• 3. |
Дзюдо |
Боевое искусство Японии, производное от дзю-дзюцу. Буквально
«Путь мягкости» Кодокан - «Дом изучения Пути» Название частной школы,
которую открыл Кано Дзигоро (1860-1938) в 1882 году. Считается, что это
дата рождения Дзюдо |
• 4. |
Каратэ |
Пустая рука или китайская рука |
• 5. |
Каратэдо |
Путь каратэ |
• 6. |
Сётокан-рю |
Один из четырёх стилей традиционного японского каратэ. Сётокан-рю
- школа клуба " Сосны и Волны " . Основатель – выходец из Окинавы -
Гитин Фунакоси (1868—1957 г.г. ). Официальная дата основания - 1936 год
|
• 7. |
Годзю-рю |
Один из четырёх стилей традиционного японского каратэ. Годзю-рю -
" Школа жёсткого и мягкого ". Основатель – выходец из Окинавы - Мияги
Тёдзюн (1888—1953 г.г.). Официальная дата основания - 1935 год
|
• 8. |
Сито-рю |
Один из четырёх стилей традиционного японского каратэ. Сито-рю -
" школа Итосу и Хигаонна ". Основатель – выходец из Окинавы - Мабуни
Кэнва (1889—1952 г.г.). Официальная дата основания - 1934 год
|
• 9. |
Вадо-рю |
Один из четырёх стилей традиционного японского каратэ. Вадо-рю -
"Школа японского пути". Основатель - японец Оцука Хиронори (1892- 1982 г
.г.). Официальная дата основания - 1934 год |
• 10. |
Айкидо |
Боевое искусство Японии. «Путь объединения энергии», основатель
Уэсиба Морихэй (1883-1969). Официальная дата основания - 1939 год
|
• 11. |
Кёкусинкай-каратэ |
Самый популярный стиль контактного каратэ начиная со второй
половины 20-го века. Кёкусин кайкан - "Дворец общества абсолютной
истины". Основатель - японец корейского происхождения - Ояма Масутацу
(27.07.1923 - 24.04.1994). Официальная дата основания - 1964 год
|
• 12. |
Асихара-каратэ |
Стиль контактного каратэ. Основатель – ученик Масутацу Ояма,
японец Хидеюки Асихара (1944- 1995 г .г.). Официальная дата основания -
1980 год |
• 13. |
Энсин-каратэ |
Направление Ашихара-каратэ в США. Основатель – ученик Хидеюки
Асихара, японец Дзёко Ниномия (род. в 1954 г .). Официальная дата
основания - 1988 год |
• 14. |
Кудо (Дайдо-дзюку) |
Основатель – ученик Масутацу Ояма, японец Такаси Адзума (род. В
1949 году). Официальная дата основания - 1981 год. Название «Кудо»
(«Путь пустоты») с 2001 года. |
• 15. |
Ояма-каратэ |
Направление кёкусинкай в США. Основатель – ученик Масутацу Ояма,
японец Сигеру Ояма. Официальная дата основания - 1985 год |
• 16. |
Ушу |
Обобщённое название всего комплекса боевых искусств Китая
|
• 17. |
Кунфу |
Неправильное название Ушу, получившее распространение в Америке и
Европе. Дословно - «Умелая работа», «время, проведённое в практике
высокого искусства» |
• 18. |
Кэмпо |
Кулачное искусство. Обобщённое японское название китайского Ушу.
|
• 19. |
Тхэквондо |
Боевое искусство Кореи |
Звания,
ранги,
уровни
• 20. |
Кантё |
Верховное лицо организации |
• 21. |
Рэнси |
В Японии почётные звания, учреждённые организацией Дай Ниппон
Бутоку кай («Ассоциация воинской доблести Великой Японии») за особые
достижения в преподавании будо. Рэнси - третий, младший ранг наставника
будо. Тасси (по старой системе «Кёси») - второй средний ранг наставника
будо. Ханси - высший ранг наставника будо. Предполагает достижения
определённого возраста. |
• 22. |
Тасси |
• 23. |
Ханси |
• 24. |
Сихан |
«Образцовый наставник» В отличие от сэнсэя курирует несколько
клубов и входит в руководство стилем. |
• 25. |
Сихандай |
Помощник сихана |
• 26. |
Сэнсэй |
Учитель. Буквально «преждерожденный», «тот, кто пришёл
раньше»(применяется к 3-м Данам и выше) |
• 27. |
Сэмпай |
Старший. Человек, который пришел учиться раньше» (применяется к
1-2-м Данам) |
• 28. |
Дохай или Дорё |
Люди одного ранга |
• 29. |
Кохай |
Младший, человек, который пришел учиться позже |
• 30. |
Кун |
Суфикс, который используется при обращении к кохаям |
• 31. |
Сан |
Суфикс, который используется при обращении к сэмпаям |
• 32. |
Дэси |
Ученик |
• 33. |
Ути-дэси |
«Внутренний ученик», ученик, живущий при школе |
• 34. |
Брэнч-чиф |
Руководитель отделения |
• 35. |
Юданся |
Обладатель чёрного пояса |
• 36. |
Дан |
Буквально – «Ступень», мастерская ступень |
• 37. |
Сёдан |
Первый Дан |
• 38. |
Нидан |
Второй Дан |
• 39. |
Сандан |
Третий Дан |
• 40. |
Ёндан |
Четвертый Дан |
• 41. |
Годан |
Пятый Дан |
• 42. |
Рокудан |
Шестой Дан |
• 43. |
Нанадан |
Седьмой Дан |
• 44. |
Хатидан |
Восьмой Дан |
• 45. |
Кюдан |
Девятый Дан |
• 46. |
Дзюдан |
Десятый Дан |
• 47. |
Муданся |
Обучающийся, имеющий Кю |
• 48. |
Кю |
Ученическая степень |
• 49. |
Ик-кю |
Первый Кю |
• 50. |
Никю |
Второй Кю |
• 51. |
Санкю |
Третий Кю |
• 52. |
Ёнкю |
Четвертый Кю |
• 53. |
Гокю |
Пятый Кю |
• 54. |
Рок-кю |
Шестой Кю |
• 55. |
Нанакю |
Седьмой Кю |
• 56. |
Хак-кю |
Восьмой Кю |
• 57. |
Кукю |
Девятый Кю |
• 58. |
Дзюкю |
Десятый Кю |
• 59. |
Кюро-оби |
Черный Пояс |
• 60. |
Сёдан-хо |
Испытательный черный пояс |
• 61. |
Иро-оби |
Цветной пояс |
• 62. |
Сиро-оби |
Белый Пояс |
• 63. |
Мизуиро-оби |
Синий Пояс |
• 64. |
Кииро-оби |
Желтый Пояс |
• 65. |
Мидори-оби |
Зеленый пояс |
• 66. |
Тя-оби |
Коричневый Пояс |
• 67. |
Синса |
Аттестация |
• 68. |
Сёдан Синса |
Аттестация на Дан |
• 69. |
Сёкю Синса |
Аттестация на Кю |
http://www.ashihara.nm.ru/article_terms.html