Рождение японского каратэ.
Боевые искусства Японии имеют вековые традиции. Борьба сумо,
искусство владения мечом кэндо, борьба дзю-дзюцу и дзю-до являются неотъемлемой
частью японского культурного наследия и образа жизни японцев. На их фоне каратэ
явление новое и по популярности в самой Японии уступающее традиционным видам.
Однако во второй половине XX века именно каратэ получило широкую мировую
известность и стало визитной карточкой Японии. Трудно найти страну на карте
мира, где бы не практиковался тот или иной стиль каратэ.
Самую первую попытку познакомить японцев с окинава-тэ
предпринял мастер Азато Анко, совершивший в 1886 году поездку по Японии. Но
блестящий успех Азато не вызвал тогда никакого интереса у широкой
общественности. В те годы японцы быстрыми темпами осваивали технические и
культурные достижения европейской цивилизации, в связи с чем отечественные
боевые искусства многим казались ненужным хламом. Это был очень сложный период
для всех видов боевых искусств Японии.
В начале XX века существенно расширяются политические и
торговые контакты между Японией и Окинавой. Первыми японцами, начавшими изучать
тодэ, были моряки. В 1912 году на Окинаву заходит Первый императорский флот под
командованием известного японского адмирала Дэва. Несколько высших офицерских
чинов начинают изучать окинава-тэ и привозят в Японию восторженные рассказы о
новом для Японии боевом искусстве. В марте 1921 года наследный принц Хирохито,
будущий император Японии, направляясь в Европу, посетил Окинаву, чтобы
посмотреть на экзотическое искусство, знаменуя переломный момент в пропаганде
окинава-тэ. Настало время великого исхода мастеров с Окинавы. А после того как
ушли из жизни Итосу Анко (1916 г.) и Хигаонна Канрио (1917 г.) и началось
дробление созданных ими школ, наступил перелом в окинавской традиции боевых
искусств. Вопрос о начале преподавания окинава-тэ в Японии был предрешен. Вывоз
окинава-тэ в Японию стал частью продуманной политики окинавской администрации.
Осталось решить, кто будет первым, и какой стиль будет представлен в столице.
Выбор пал на Фунакоси Гитина (1868-1957 г.г.). Это был
воспитанный, утонченный, вежливый человек, увлекавшийся поэзией (его
литературный псевдоним "Сёто" означал "Сосны и волны"), философией и
каллиграфией. Он был хорошо образован, знал китайский и японский языки,
увлекался древней историей и соответствовал требованиям, предъявляемым посланцу
окинава-тэ в Японии. Фунакоси был прямым учеником великого Анко Итосу с 1890
года. Он никогда не претендовал на славу самого сильного бойца, но был известен
своей деятельностью по развитию окинава-тэ и отличался немалой активностью в
обсуждении вопроса о преподавании в Японии боевых искусств. Для пропаганды
боевых искусств Фунакоси призывает многих мастеров объединиться. Он возглавил
общественную организацию - "Сёбукай" ("Общество чистого боевого искусства") в
Наха. Одновременно Фунакоси входил и в другую общественную организацию –
"Общество изучения тодэ префектуры Окинава", которую в Сюри возглавлял господин
Мабуни. Поскольку Фунакоси, будучи преподавателем начальной школы, имел
непосредственное отношение к департаменту образования префектуры Окинава, он и
получил право продемонстрировать тодэ на Первой национальной выставке по
физической культуре в Токио в мае 1922 года. Выступление состоялось в здании
женской средней школы в Отяномидзу, где произошло знакомство Фунакоси с великим
Кано Дзигоро – основателем дзюдо, который проявил живой интерес к показанной
окинавцами технике. По просьбе Кано Дзигоро 17 мая 1922 года Фунакоси вместе со
своим учеником Гима Синкин продемонстрировал боевое искусство Окинавы в Кодокане
перед мастерами дзюдо. Судьба распорядилась так, что приехав в Японию в 1922
году, Фунакоси остался там навсегда. Он создал свою собственную организацию (Сётокай),
открыл собственное додзё (Сётокан), издал свою книгу "Каратэ-до кёхан", в
которой изменил название окинавского боевого искусства. Вместо иероглифа
"китайский" ("кара") он употребил иероглиф "пустой" (читающийся тоже "кара") и
добавил слово "до" ("путь"). Так вместо "танской", "китайской" или "окинавской
руки" появился "путь пустой руки". Одновременно Фунакоси объявил о создании
стиля Сётокан-рю (Школа клуба "Сосны и Волны").
Активное распространение каратэ в Японии как истинного
боевого искусства связано с прибытием в 1921 году в Осака окинавского мастера
Мотобу Тёки (1871-1944 г.г.). Его мастерство в боевых искусствах было вне
конкуренции. Легенды о нем как о непобедимом бойце ходят на Окинаве до сих пор.
К тому же он происходил из знатного рода, который владел собственным семейным
стилем. К 1925 году репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей
Японии. Нелишне отметить, что ему было в это время уже 54 года! В 1926 году была
издана его книга "Окинава-кэнпо-каратэ-дзюцу". В 1927 году он переехал в Токио,
где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия. Мотобу никогда не
склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим
искусством и своим окинавским происхождением. Пресса рассказывала о его подвигах
всей стране, благодаря чему у него появилось много учеников и подражателей. Он
повсюду старался показывать каратэ в самом, что ни на есть традиционном духе —
как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он
адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить
боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику
сотворить на японский манер, по образу и подобию дзюдо и кэндо.
Вслед за Мотобу и Фунакоси в Японию из Окинавы прибыли ещё
два выдающихся мастера окинава-тэ. В 1928 году в Киото обосновался один из
лучших учеников Хигаонны в школе Наха-тэ Мияги Тёдзюн (1888—1953 г.г.), который
в 1935 году основал стиль Годзю-рю . Название школы "Годзю-рю" - "Школа жёсткого
и мягкого" образовано из сочетания иероглифов "го"- жёсткое и "дзю" - мягкое. По
сути, в названии заложена целая философия чередования и единства двух начал в
выполнении приёмов. Хотя название стилю дал Мияги Тёдзюн, он лишь унаследовал
то, что создал Хигаонна Канрио. Мияги Тёдзюн недолго задержался в Японии. Он
плохо знал японский язык и внешне отличался от японцев. Обучение у него многие
считали слишком сложным – не случайно у Мияги было мало прямых учеников. Япония,
по сути, отворачивается от того типа боевого искусства, который принёс Мияги. В
1936 году Мияги Тёдзюн уезжает на Гавайи, а чуть позже возвращается на родную
Окинаву, где делает свою школу ещё более закрытой. После войны японское
направление Годзю-рю развивалось уже без участия Мияги и значительно превзошло
личную школу патриарха. Ямагути Гогэн стал главным последователем Годзю-рю в
Японии. Он считал, что жёсткое начало "го" символизирует собственно боевые
искусства, а мягкое начало "дзю" - дзэнскую медитацию и йогическую практику,
которую он ввел в качестве обязательного аспекта обучения. Ямагути Гогэн
самостоятельно создал Всеяпонскую ассоциацию каратэ-до Годзю-кай без участия
Мияги.
В 1929 году открывает свой зал в Осаке Мабуни Кэнва
(1889—1952 г.г.), который спустя несколько лет в 1934 году создаст в Японии свою
школу Сито-рю . Мабуни Кэнва назвал свою школу "Сито-рю" - "Школу Итосу и
Хигаонна" ("си" - другое прочтение иероглифа "ито" из фамилии Итосу, а "то" -
другое прочтение иероглифа "хига" из фамилии Хигаонна) – и в марте 1939 года
зарегистрировал её в штаб-квартире Дай Ниппон Бутоку кай (Ассоциация воинской
доблести Великой Японии). Сито-рю не является смешением стилей двух учителей
Мабуни, поэтому сначала изучается школа Итосу, затем – школа Хигаонна и все
другие. Особенность школы состоит в том, что её фундаментом являются ката,
которые передаются в исконном виде.
За ними следовали десятки других мастеров в поисках
заработка и славы. С одной стороны, это было частью продуманной политики
окинавских властей, пытавшихся через популяризацию окинава-тэ привлечь к себе
внимание, а с другой — инициативой ряда наиболее амбициозных бойцов. Мастера
окинава-тэ пошли на штурм бастиона традиционных японских нравов.
Таким образом, в 30-х годах в Японии сформировались и были
официально зарегистрированы три основных направления каратэ окинавского
происхождения: Сётокан-рю, Годзю-рю и Сито-рю. Четвертое направление – Вадо-рю -
можно назвать японским детищем, потому что его основал японец Оцука Хиронори
(1892-1982 г.г.). До знакомства в 1922 году с каратэ Гитина Фунакоси он уже
прошёл школу боевых искусств Японии и был признанным мастером дзю-дзюцу и
фехтования мечом. Оцука Хиронори был в блестящей физической форме с огромным
опытом поединков. Поэтому он был не столько учеником Фунакоси, сколько его
другом и коллегой, имеющим собственную точку зрения, право высказывать её и даже
советовать. Фактически он проучился у Фунакоси всего один год, освоил всё, что
мог и стал вторым номером в его школе. Большую роль в становлении собственного
стиля Оцука Хиронори сыграло знакомство с Мабуни Кэнва и Мотобу Тёки. В 1929
году, получив формальное согласие учителя, Оцука отделился от Гитина Фунакоси
(по некоторым данным это произошло в1934 году). Название "Вадо-рю" - очень
удачное название на все времена и на все случаи жизни. Дело в том, что
иероглифическая комбинация "ва-до" может быть расшифрована сразу несколькими
способами. В настоящее время ее, как правило, толкуют, как "Путь мира", "Путь
согласия", "Путь гармонии". С точки зрения современных толкований сущности будо
как универсального пути воспитания личности и достижения гармонии с окружающим
социальным и природным миром через практику боевого искусства, это название,
несомненно, является самым удачным.
При этом в старину тем же иероглифом "Ва" записывалось
название Японии - "Ямато". И в действительности первоначальный смысл названия
"Вадо" - "Японский путь". В условиях той националистической пропаганды, которая
разворачивалась в Японии в 1930-е годы и которой была пропитана вся тогдашняя
литература будо, более патриотичного названия, вероятно, придумать было
невозможно.
Наконец, иероглиф "ва" имеет также значение "мягкий" и
редко употребляемое чтение "явара". Именно так обозначали свое искусство боя без
оружия многие школы дзюдзюцу. Следовательно, в названии "Вадо" содержится намек
на родство данной школы каратэдо и старого японского дзюдзюцу. Интересно, что
сам Оцука придавал очень большое значение дзюдзюцу как составляющей своей школы,
а под конец жизни и вовсе дошел до отрицания принадлежности Вадо-рю к каратэ. В
одном из интервью он сказал: "Так ведь моя школа - не каратэ. Я учился в течение
всего лишь одного года тодэ у господина Фунакоси Гитина, а всю остальную жизнь
занимался изучением и преподаванием кэмпо и дзюдзюцу".
http://www.ashihara.nm.ru/article_history.html