В Китае, Японии, в Корее и во Вьетнаме понятие воинских
искусств наделалось совсем иным смыслом, нежели на Западе. Не победа над
противником была конечной целью изучения кэмпо, но победа над самим собой,
преодоление собственных слабостей и недостатков. Школа кэмпо становилась школой
жизни.
Система обучения в кэмпо, как небо от земли, была далека и
от спорта, и от военно-прикладных дисциплин. Впрочем, это сравнение обратимо,
поскольку в восточной космологии человек считается порождением Неба и Земли, а
значит, сочетает в себе оба начала. Со временем классические воинские искусства
нашли применение и в спорте, и в кровавых битвах, но ни то, ни другое не
определяет их изначальной сущности. Если бы дело было только в приемах борьбы,
кэмпо скорее всего окончательно выродилось бы после появления огнестрельного
оружия, как это произошло с рыцарскими единоборствами в Европе. Однако традиция
живет.
Мастера кэмпо неизменно становились героями народных
преданий и легенд, рыцарских баллад, сказаний, романов и драм, а в наши дни они
заполонили кино и телеэкраны. Среди подобных героев можно выделить знаменитых
военачальников, предводителей народных восстаний, странствующих рьщарей—защитников
угнетенных и обездоленных, профессиональных телохранителей и охранников
купеческих караванов, вольных самураев-ронинов, мотхоъ-ямабуси, средневековых
лазутчиков-нын<3зя, основателей и наставников различных школ воинских искусств.
В средние века воинские искусства требовали от человека
всей жизни. Их девизом было: «Всё или ничего!» Старые мастера сравнивали кэмпо с
кипятком — стоит ослабить огонь в груди, и кипяток превратится в простую воду.
Но сами по себе занятия воинскими искусствами не обязательно должны были
превратить человека в сурового подвижника, чуждого радостям жизни. Пламя,
возникшее из внутренней энергии, не сжигало — оно дарило тепло и свет.
Самопознание в процессе освоения воинских искусств обостряло и восприимчивость
человека к прекрасному, к живой природе, к искусству.
Не случайно понятия вэнь (культура) и у (воинственность) в
истории дальневосточной цивилизации не только соприкасаются друг супругом, но и
тесно переплетаются. В конфуцианском комплексе «шести искусств» (лю-и) наряду с
этикетом, музыкой, каллиграфией и математикой значились также управление
колесницей и стрельба из лука. Но в действительности значение воинских искусств
было гораздо шире. Если считать изящные искусства одной половиной духовной жизни
образованного человека, то второй половиной, несомненно, будут для Японии,
Китая, Кореи и Вьетнама искусства воинские во всей их сложности и
многоплановости. Ли Бо, великий поэт эпохи Тан, был прекрасным фехтовальщиком,
знаменитый фехтовальщик Миямото Мусаси был прекрасным художником. Крупнейший в
Японии теоретик воинских искусств, дзэнский патриарх Такуан писал стихи и эссе.
Изрядная часть трактатов и наставлений по кулачному бою в Китае представляет
собой поэмы с красочными сравнениями и впечатляющими метафорами. В Японии на
дипломах самурайских военных школ красовались пейзажные танка... Настоящий
мастер должен был в равной степени владеть мечом и кистью, знать чайную
церемонию и искусство аранжировки цветов.
Самый заметный вклад воинские искусства Китая и Японии
внесли в развитие классического театра. Тщательно разработанные комплексы
формальных, упражнений с оружием и без оружия вошли в режиссуру пекинской оперы,
спектаклей ноо и кабуки. Японские актеры изучали технику фехтования на мечах и
копьях, чтобы овладеть пластикой настоящего бойца. В Китае с той же целью
разучивали формальные упражнения у-шу. Многие постановки театра кабуки по обилию
батальных сцен напоминали рыцарские турниры, а турниры при дворе цинских
императоров выливались в театральные действа.
Чувство ритма, столь необходимое в воинских искусствах,
роднит их с музыкой. Человек постигает свою природу, входя в ритм бесконечных
превращений, ощущая пульсацию мироздания в собственном сердце. Да и весь процесс
изучения кэмпо, от азов до вершины, похож на занятия музыкой. Вначале
заучиваются ноты, йотом разыгрываются скучные гаммы, от них следует переход к
этюдам, потом к сложным пьесам, симфониям. Наиболее одаренные мастера творят
подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином ритме
Вселенной. Не потому ли сегодня кэмпо находит многочисленных поклонников на всех
континентах, в десятках стран?
Между тем еще сравнительно недавно воинские искусства
Востока оставались вне поля зрения европейцев. Некоторые даже не догадывались об
их существовании. Появившиеся в печати упоминания о странном «китайском боксе» и
«самурайской борьбе "джиу-джитсу" не только не прояснили положения вещей, но,
наоборот, еще больше его запутывали. В конце прошлого века в Европе сложился
стереотип низкорослого и слабосильного азиата. Образ китайца с длинной косой
ассоциировался с прачечными, закусочными — с чем угодно, только не с борьбой.
Точно так же в сознании обывателя воспринимались японцы, корейцы, вьетнамцы.
Подавляя крестьянские восстания в Китае, навязывая Японии неравноправные
договоры, нещадно эксплуатируя народы Индокитая, империалистические державы
везде и всюду на Востоке проводили политику силы. Успехи молодого
империалистического хищника, Японии, в войнах против Китая и России явились
неожиданностью для всего цивилизованного мира. Впервые стали серьезно говорить и
писать о воинственном духе японцев, об их фанатической смелости, презрении к
смерти и удивительной физической подготовке. Мода на джиу-джитсу (дзю-дзюцу)
захлестнула Лондон, Париж, Берлин, Вену и Петербург. На фотографиях и гравюрах
начала века запечатлены румяные, усатые здоровяки в халатиках, подвязанных
пышным бантом,— первые энтузиасты джиу-джитсу. Стараясь приспособить диковинные
приемы к знакомой классической борьбе, они не слишком церемонились с ритуалом, и
видимо, совершенно не беспокоились о своей душевной гармонии. Однако увлечение
модным спортом скоро прошло, оставив след лишь в новеллах Конан-Дойля, в
некоторых разведцентрах европейских стран да в секциях советского самбо. О
«самурайской борьбе» снова надолго забыли и вспомнили только после второй
мировой войны, на сей раз уже в оккупированной Японии. И тогда началась эпоха
«восточного Ренессанса» на Западе. Вместе с дзэн-буддийской литературой,
живописью, архитектурой воинские искусства Востока пришли в Европу и Америку,
прочно обосновались в больших городах, вскружили головы молодым людям и
озадачили стариков.
Причин успеха кэмпо в послевоенном мире можно назвать
немало. В первую очередь — это кризис моральных ценностей технократической
цивилизации Запада, побудивший молодежь искать выход из тупика в самых
неожиданных направлениях: в битниче-стве, в рок-музыке, в демонстрациях
протеста. Многие предпочли в качестве панацеи от болезни века восточную
философию, пытаясь по-своему интерпретировать индуизм, даосизм и буддизм. Одной
из самых заманчивых и увлекательных форм «восточной мудрости», имеющей также
прикладное значение, оказалось кэмпо.
Та легкость, с которой дзю-до завоевало сердца и вошло в
олимпийскую программу, говорит прежде всего о том, что кэмпо, зародившееся на
Востоке изощрённое и систематизированное искусство борьбы, практически не знает
границ и может адаптироваться в любых условиях, отвечая интересам человека на
всех континентах. Вслед за дзю-до и джиу-джитсу на Запад пришли каратэ и кун-фу,
кэн-до и тэквон-до, аики-до и вьет-во-дао. Грандиозный по масштабам бум воинских
искусств сопровождается безудержной пропагандой «восточной морали» —
действительных или мнимых этических ценностей, лежащих в основе всего комплекса
воинских искусств Востока. И вот тут необходимо отделить зерна от плевел.
Каждый из миллионов и миллионов ревнителей традиционных
воинских искусств наверняка задает себе вопрос: зачем это нужно? В самом деле,
зачем? Одним для достижения уверенности в себе, сознания собственной силы,
другим—чтобы побить рекорд, выиграть первенство, третьим—чтобы научиться
драться. И далее следует вывод: а уж если драться, то так, как это делали
самураи,— жестоко и самозабвенно, до победы. Такой подход превалирует во многих
спортивных клубах, диверсионных центрах, лагерях морской пехоты. Но люди,
усвоившие технику насилия и убийства, жаждущие опробовать ее в деле, забывают
первую заповедь кэмпо: никогда не вступать в бой без благородной цели или если
тебе не угрожает смертельная опасность. Кэмпо — оружие разрушения, но для его
основоположников оно было орудием созидания, созидания самого человека, его тела
и духа, его Формы и его Содержания.
Конечно, в наши дни воинские искусства уже не те, что были
несколько веков назад,— сохранявшиеся в неприкосновенности тысячелетиями, в XX
веке они стали рассыпаться, словно карточные домики. Жизнь берет свое. Если
когда-то- наставник фехтования или кулачного боя мог провести всю жизнь в горах
или же день и ночь нести стражу в княжеском замке, то сейчас ни то, ни другое
невозможно. Придя из спортзала, где он только что бился на копьях в подражание
своим воинственным предкам, человек переодевается и идет в магазин. На обратном
пути он заходит в кино, чтобы посмотреть очередной боевик. Вместо сложения
стихов он читает газету, вместо созерцания луны включает телевизор.
Да, мир уже не тот... И все же чего ради люди XX века снова
и снова припадают к иссякающему ручью традиции кэмпо'! Что влечет их из цехов и
уютных кабинетов, от стадионов и теннисных кортов под сумрачные своды до-дзё,
зала Постижения Пути? Может быть, частичный ответ читатель найдет в этой книге.
http://ki-moscow.narod.ru/litra/nasledie/nasledie2.htm