Теперь, когда основные манеры обрисованы, стоит перейти к
конкретным советам по тактике схватке с бойцами, пользующимися разными манерами
работы, ведь именно это и было целью нашего исследования.
Круговорот техник в схватке.
Если ваш противник работает на дальней дистанции ("Птица"),
расстреливая вас ударами ног, то самой эффективной тактикой боя против него
будет вход и атака со средней дистанции. То есть работа в манере "Кошки". При
хорошей собранности и мобильности уклониться от удара ногой в голову и войти в
ближний бой не слишком сложная задача. На средней же дистанции умение бить
связки ударов, а так же подключение в работу двух рук, локтей и коленей,
обеспечивают "Кошке" солидный перевес. Как говориться, страшнее "Кошки" зверя
нет, для "Птицы" естественно.
"Змея" самый опасный враг "Кошки". Против серии ударов на
средней дистанции руками и локтями - коленями у "Змеи" есть простое и
эффективное средство - взять захват и прижаться к противнику. Для удара нужна
хотя бы минимальная дистанция, а также свободное владение телом. Близкий контакт
не дает удару разогнаться, а захват противника не позволяет вложить в удар вес
тела. Если при этом "Змее" удастся повалить "Кошку" на пол, ее участь
практически решена. Без навыков работы в партере самый крутой боец с пушечным
ударом превращается в легкую добычу. "Змея", она на то и "Змея", чтобы в
положении лежа чувствовать себя более уверенно, чем стоя.
Если ваш противник ищет возможность взять захват и
прижаться к вам, работая в манере "Змеи", то единственный ваш шанс уцелеть - это
держать дистанцию, встречать жесткими ударами его попытки подобраться к вам
ближе и сбивать захваты. В этом положении скорость и подвижность "Птицы" могут
переиграть силу "Змеи", хотя слишком часто бить высокие удары ногами в голову я,
лично, все равно бы не советовал. Больше подходит грамотная работа по среднему
уровню и по коленям.
Если просуммировать, то получается что "Кошка" на средней
дистанции бьет "Птицу", "Змея" ломает и душит на близкой дистанции "Кошку", а
"Птица" расстреливает с дальней дистанции "Змею" (Схема 1). Все, круг замкнулся,
и картина приобрела логичность и законченность, которую может иметь, правда,
только схема. Естественно, что в реальной схватке все гораздо сложнее. Кроме
манеры работы, имеют значение огромное количество факторов, начиная от
соотношения роста и веса и кончая духом и волей конкретных бойцов. Однако, что
касается техники, такой подход вполне оправдывает себя, как в плане тактики
схватки, так и в плане наведения относительного порядка в головах учеников.
Естественно, что для того, чтобы действовать в бою в подобном ключе, необходимы,
во-первых, интегральность техники, в которую должны быть включены как ударные,
так и бросковые комбинации приемов, во-вторых, практические навыки работы во
всех трех режимах. И первое, и второе требует значительного времени тренировки и
определенной гибкости методики. Подготовить узкоспециализированного бойца проще,
но тогда не удивляйтесь, что при встрече с незнакомой манерой работы он может
растеряться и потерпеть полное фиаско, а затем и разочароваться в том, чему его
учили. Самое обидное, что его навыки могут быть не так уж и плохи, просто
оказались не к месту. В другой ситуации и с другим противником он бы чувствовал
себя без пяти минут мастером, и еще долго ходил бы грудь колесом. Интегральная
же подготовка дает возможность классифицировать практически любую технику и
подобрать соответствующий ситуации ответ. Образно говоря, бойца, подготовленного
по интегральной методике, можно побить, но нельзя ошеломить и разложить. Можно
ли действовать иначе? В принципе можно попытаться перебить на средней дистанции
"Кошку" и задушить в партере "Змею", но для этого нужно быть круче и первого и
второго, при том одновременно. Быть же круче всех, да еще на их условиях… Нельзя
объять необъятное.
КОШКА ПТИЦА
ЗМЕЯ
Да, кстати. Как говорят: "На любой хороший совет нужно еще
два, как им воспользоваться". Для того чтобы данная схема работала, кроме
конкретных навыков ведения боя в разных режимах необходимо умение определить
перед боем, чем занимается, либо занимался ваш противник и в какой манере работы
собирается вести схватку. Как добыть подобную информацию? Если дело происходит в
зале, то, в первую очередь, присмотритесь, во что он одет. Несложно научиться
отличать кимоно каратэ от дзюдоги, а покрой куртки тхеквондоиста от ушуистких
завязочек. Неоценимую помощь при этом могут оказать нашивки и наклейки на
кимоно. Может быть, в собственном зале это смотрится и красиво, но, приходя в
чужой зал, такой боец заранее выдает себя, что называется, с головой ("война это
путь обмана"!) Также, если возможно, обратите внимание на то, как он будет
разминаться. Там уже не только стиль можно определить, но и коронные приемы
заметить.
Все эти советы, конечно, хороши тогда, когда вы в зале.
Если же определить стиль противника необходимо на улице, то требуется более
тонкий подход и чуточку больше наблюдательности. Так как обычно драки начинаются
с разборок, прикиньте, на какой дистанции от вас стоит вероятный противник.
Борцы, как правило, интуитивно держатся к собеседнику гораздо ближе, чем боксеры
или, тем более, тхеквондоисты. Причем, чем разговор становится напряженнее, тем
быстрее включается естественный навык правильной для данного стиля дистанции.
Можно и просто, как в зале, так и на улице, что называется в лоб спросить, чем
занимается данный субъект. Большинство людей, выпятив грудь колесом, начинают
называть стили или школы где тренировались, думая, что это придаст им вес в
чужих глазах. Наивные… Кроме всего прочего никогда не пренебрегайте разведкой
боем в первые минуты спарринга или драки. Может быть, так вы теряете возможность
быстрой и красивой победы, зато приобретаете уверенность и снижаете роль
случайности в бою. Одним словом "если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть
сто раз - опасности не будет". Все-таки древние китайцы были мудры и говорили
стоящие вещи!
Три основных манеры ведения схватки и их взаимодействие
будут наглядно представлены на первой кассете по Интегральной боевой системе
(ИБС), выходящей в серии "Боевые искусства мира". Кроме этого на кассете даны
элементарные приемы техник "Птицы", "Кошки" и "Змеи", соответствующие белому
поясу уровня "Земли", а также методика интеграции ударной и бросковой техники в
схватке. В последующих кассетах будут показаны раскладка приемов боевого
искусства по трем уровням сложности ("Земля", "Вода", "Огонь"), правильное
использование роста и веса в рукопашной схватке, техника желтого, оранжевого и
зеленого поясов.
http://www.isrb.ru/articles/style_2.html