Прошло много лет с момента эпохи реставрации династии
Мэйдзи в Японии, когда было упразднено сословие самураев. А интерес к их
традициям и культуре не угасает. Об этом свидетельствует громадное количество
литературы и фильмов о средневековых японских воинах, а также секций
традиционного боевого искусства самураев - кендо (путь меча).
Непосредственная близость к Японии повлияла на быстрое
развитие этого искусства в Сибири. Мы встретились с Руководителем Русской
Федерации кендо по Кемеровской области, обладателем 4 дана кендо, членом
судейской коллегии по Сибирскому региону, участником чемпионата Европы и мира
Глушко Александром Андреевичем, чтобы узнать, как живут сибирские самураи.
- Александр Андреевич, с чего началась история кендо в
Сибири и конкретно в нашем городе Новокузнецке?
- Первоначально кендо в Сибири появилось в городе
Новосибирске. В 1996 году там прошел первый семинар и был основан Сибирский
филиал Русской Федерации Кендо (РФК). В 1998 году по приглашению Новокузнецкого
клуба айкидо делегация кендоистов из Новосибирска приехала с показательными
выступлениями. С того момента я стал заниматься кендо, регулярно ездил в
Новосибирск, повышал свое мастерство. И с осени 1998 года появилась первая
группа кендо в Новокузнецке.
- Сколько лет Вы занимаетесь Кендо? В каком возрасте начали
заниматься?
- Я занимаюсь кендо уже 9 лет, начал заниматься в 31 год,
до этого плотно занимался айкидо. А во всех японских трактатах по боевым
искусствам, противник всегда подразумевался вооруженным мечом. Так что надо было
осваивать работу с оружием, и я стал заниматься кендо.
- Кто вас учил? Были ли какие нибудь сложности?
- Моими первыми инструкторами были Андрей Кусургашев и
Вячеслав Новиков из Новосибирска.
Сложность была одна: прозанимавшись много лет айкидо, я
«переносил» все свои умения и мастерство в кендо. А там совершенно другие
стойки, другие движения. Приходилось переучивать свое тело от привычных для него
положений рук, ног, корпуса. И сейчас, когда ко мне приходят заниматься люди,
имевшие опыт занятий другим боевым искусством или спортом, с ними труднее
заниматься именно по этой причине. Сложнее переучить, чем научить с «чистого
листа».
- Расскажите о градации мастерства в кендо?
- Градация мастерства в кендо включает два понятия: кю и
дан. Кю - ученическая степень. С 6 по 4 кю, как правило, идет детская
ученическая степень. С 4 по 1 кю - взрослая ученическая степень. Дальше идет
градация по данам: с 1 по 8 дан - степень мастерства. Чем выше дан, тем выше
мастерство. В России 4 дан кендо имеют 9 человек. Из них 4 человека из Сибири, 4
из Москвы и 1 из Нижнего Новгорода.
- Какая экипировка необходима для занятий?
- Экипировка в кендо является частью ритуала и необходима
из соображений безопасности. На первые ознакомительные занятия можно прийти в
обычной спортивной форме. Когда начнутся парные бои (кейко) будет необходима
защита. В общей сложности в кендо должна быть такая экипировка: синяя или белая
рубаха (кэйкоги), синие или белые брюки (хакама), защитный шлем для головы
(мэн), защита бедер (тарэ), защита груди (до), рукавицы (котэ). Эта экипировка
повторяет настоящие самурайские доспехи, но упрощена и сделана из современных
материалов. Оружие - бамбуковый меч (синай), деревянный меч (боккен). Конечно,
из-за такой экипировки кендо считается дорогостоящим боевым искусством, но это
разовая покупка, все служит очень долго, более 10 лет.
- А какие ритуалы вы соблюдаете на занятиях?
- Без ритуала кендо превратится в спорт. Экипировка, как я
уже говорил, является частью ритуала, даже процесс одевания доспехов четко
обозначен и изменять его нельзя! Важным элементом ритуала на занятиях является
поклон. При входе в зал для занятий первый поклон - залу, второй - людям, в нем
находящимся, третий - сенсею (инструктору). Если в зале находится флаг
государства или знамя школы или федерации, следует поклониться и ему.
- Сколько нужно заниматься, чтобы участвовать в
соревнованиях?
- В кендо нет того понятия соревнований, как в обычном
спорте. Для нас соревнования - это процесс учебы, совершенствования своего
мастерства. Обычно, приезжая на 4-х дневные соревнования, сами соревнования
занимают 1 день, а остальные 3 дня идет общение и учеба. Так что поехать на
соревнования может любой кендоист, независимо от того, сколько он прозанимался и
какой у него кю или дан. Ведь он едет, прежде всего, учиться!
- Живут ли кендоисты по принципам самураев? Изменяется ли
человек внутренне, начав заниматься?
- Кодексом самураев был «Бусидо», путь воина. Там все
основывалось на дзен-буддизме. В нынешнем обществе не все, описанное в «Бусидо»
приемлемо. Например, сейчас никто не будет умирать, нарушив клятву верности
своему господину! Кендо - боевое искусство с оружием, а работа с оружием
предполагает опасность. Следовательно, любое движение должно быть быстрым,
надежным и правильным. Лишнее недопустимо. Развивается «чувство партнера»,
координация. Изменяется мировоззрение. Человек не делает и не говорит лишнего.
Этому учит работа с мечом.
- Можете рассказать какую-нибудь интересную историю,
связанную с обучением кендо?
- В то время, когда я только начал заниматься кендо, был
интересный случай - знакомство с методикой обучения японских инструкторов.
Съехались на семинар кендоисты. Был установлен график тренировок: 2 часа до
обеда и 2 часа после обеда. Неделю мы так и занимались. На следующей неделе наш
японский инструктор заявил, что до обеда у него есть свободное время, так что
тренировку можно будет начать на час раньше. Естественно, обладателю 8 дана
кендо никто возражать не стал. Не стали возражать и тогда, когда по истечению 3
часовой тренировки он заявил, что никуда не торопится, и не против продлить
тренировку еще на час. В итоге мы занимались 4 часа до обеда и 4 часа после
обеда на протяжении целой недели! По мнению японских инструкторов, воин должен
уметь приспосабливаться к меняющимся условиям, проявлять терпение и
выносливость.
- Какие у вас планы на будущее?
- После прошедшего недавно Чемпионата России мне показали
мои ошибки. До следующего чемпионата есть время их исправить!
http://www.epochtimes.ru/content/view/11566/13/