В боевых искусствах названия стоек обычно
определяются по положению ног и корпуса. При работе с оружием каждое положение
его может быть характерно определенной позиции, обеспечивающей максимальную
эффективность того или иного технического действия. Здесь, конечно, руки и
положение ног одинаково важны, причем, в самом начале учебного процесса боец
должен уделить рукам все внимание. Речь идет о создании новых рефлексов рук,
подразумевая, что база любого боевого искусства к этому времени хорошо усвоена.
Само собой разумеется, что все новые движения для
рук с использованием оружия вначале пробуются в естественной фронтальной позиции
(Фото 1).
Когда очередное движение для рук будет хорошо получаться,
начинайте его тренировать в других статических положениях тела и ног:
- широкая фронтальная стойка (Фото 2);
- передняя стойка (Фото 3);
- задняя стойка (Фото 4);
- и какая-нибудь скрученная позиция (фото 5).
На этих фотографиях демонстрируются всем известные
классические позиции, изучаемые в большинстве стилей, как базовые.
После того, как вы опробуете движения нунчаку в
этих положениях на обе руки с использованием бедер, следующим шагом в вашем
развитии должна стать тренировка этого же технического приема в движении.
Работайте с теми же позициями, передвигаясь в стороны, наступая и отступая.
Проводите эту работу, помня о двух главных шагах: скользящем перемещении и
бросковом. Разница между ними существенная, но они не заменяют друг друга.
Отличительной особенностью скользящего
перемещения является одновременность атаки и шага. Когда боец заканчивает
передвижение и принимает фиксирующее положение ног, в этот момент следует атака
оружием. На рисунках дается пример этому действию. Боец из левосторонней
передней позиции делает наступающий скользящий шаг правой ногой вперед. Нунчаку
находится в положении правого подмышечного захвата (рис. 1 - 3). Одновременно с
заключительной фазой шага следует атака вертикальным хлыстом, после чего
свободная рукоятка нунчаку вновь возвращается в положение подмышечного захвата
(рис. 4 - 6).
Отличительной особенностью броскового шага
является первичность атаки движению ног. Здесь атака заканчивается раньше, чем
начинается движение ног. Тот же вертикальный удар из-под мышки с обратным
возвращением боец демонстрирует теперь из правосторонней передней позиции (рис.
7). Импульсивно он начинает атаку оружием и задает импульс всему телу, как бы
бросая его вперед (рис. 8). Свободная же рукоятка нунчаку принимается обратно
подмышку, а правая нога только еще оторвалась от земли (рис. 9). Затем она
ставится на землю и потом подтягивается левая нога (рис.10).
Движения рук и ног, перемещения тела, как в
скользящем, так и в бросковом шаге очень быстры. Если у вас не получается сразу
комбинирование движений ног и рук с оружием, добейтесь сначала совершенной
работы одних ног. Когда все движения будут скоординированы и вы добьетесь трех
принципов (точность, скорость, сила), как в статических стойках, так и в любых
движениях, выученный технический прием выносите в сферу четвертого принципа -
уплотнение всей техники. Это то состояние, когда нунчаку одинаково хороша в
любом положении. К пониманию четвертого принципа идут годы. Начиная свою карьеру
с оружием, может быть, не нужно каждое вновь открываемое движение рук переносить
через все ступени сразу. Теория четырех принципов только теория.
Говоря о положениях тела, следует сказать, что с
оружием все они приобретают иной смысл. И само оружие теперь также зависит от
положения тела. В самом начале учебного процесса, когда новые технические приемы
для рук вам приходится выполнять во фронтальной естественной позиции,
зависимость эта не так заметна. Однако с началом работы в других стойках
проблема становится очевидной. Это тем более относится к жизненным реалиям,
когда бой придется вести в любой (левосторонней или правосторонней) позиции.
Здесь положение оружия четко регламентировано по отношению к телу. Оно может
быть трех типов:
- одноименным. Как правило, по отношению к
впередистоящей ноге и реже по отношению ко вперед повернутому боку, выдвинутому
плечу или выставленной руке (фото 6);
- разноименным (фото 7) и
- фронтальным или центральным, когда положение ног не
оказывает существенного влияния на действие рук (фото 8).
Фото 1 Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5 Фото 6
Фото 7 Фото 8
Рис. 1 Рис.
2 Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5 Рис.
6 Рис. 7 Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
http://martcolm.narod.ru/nunchak1/nunchak1.html