Школу каратэ Дошинкан основал в 1966 году японский мастер
Итикава Исао. Ранее его учителем был мастер Тояма Канкэн, глава школы Сюдокан.
Мастер Итикава достиг 10-го дана в каратэ, 9-го дана в кендо, 8-го дана в
дзю-дзюцу и дзюдо.
В конце 50-х годов он покинул родную страну и отправился в
Европу. Оттуда он неоднократно выезжал в Латинскую Америку, США, Австралию,
Африку и везде пропагандировал свою систему. Так возникла Всемирная федерация
каратэ-до Досинкан, штаб-квартира которой находится в Вене (Австрия). В
настоящее время она объединяет сотни клубов в десятках стран мира, включая
Россию, Грузию, Венгрию, Польшу, Германию, Мексику и другие.
Досинкан - традиционная школа. На первом месте в ней стоит
духовное и моральное воспитание в соответствии с принципами самурайского кодекса
Буси-до. Поэтому школа отводит важную роль общению учеников с учителями,
практике ритуалов (например, чайной церемонии, обрядам посвящения), медитации,
содержанию и ритму повседневной жизни, вегетарианскому питанию, безусловному
отказу от наркотиков, включая столь распространенные как алкоголь и табак.
Ученический цикл обучения в школе Досинкан включает
прохождение 10 этапов, начиная с десятого "кю" и заканчивая первым. Считается,
что при усердном отношении к тренировкам (не менее 3-х раз в неделю по 2 часа
каждая) уровня десятого кю можно достичь за 3-4 месяца, и к концу первого года
занятий дойти до седьмого кю. К концу второго года старательным ученикам удается
освоить уровень третьего кю, к концу третьего года они получают "черный пояс" и
степень 1-й дан.
Стержнем системы обучения в школе Досинкан являются ката -
комплексы формальных упражнений. Вокруг них объединены такие виды практики как
дыхательная, энергетическая, медитация, закалка тела. На этапах "кю" осваивают
13 ката: 5 ката "Кеку", 5 ката "Пинан" и 3 ката "Найханти". На этапах "дан"
помимо так называемых "высших" ката (Ванкан, Симпатан, Тэнъю и других)
значительное внимание уделяется технике работы с оружием. Впрочем, эта техника
тоже формализована, в соответствующих ката.
Основные виды оружия следующие: "Бо" (двухметровый шест),
"Дзе" (короткая дубинка), "Кама" (боевой серп, обычно в паре на обе руки),
"Катана" (самурайский меч), "Нунтяку" (двузвенный короткий цеп), "Сай" (парные
короткие трезубцы), "Тонфа" (парные рукоятки от жерновов). Настоящий меч чаще
всего заменяет его деревянная копия - "боккен".
Базовая техника, используемая в школе Досинкан, достаточно
традиционна. Здесь можно видеть 15 стоек, в том числе 10 боевых (дзэнкуцу, каги,
киба, кокутсу, нэкоаси, сантин, сико, рейной, фудо, цзиго), 12 блоков руками
(агэ-укэ, учи-укэ, удэ-укэ, гэдан-барай и т.д.) и 6 блоков ногами. Характерно,
что блоки ногами могут одновременно выполнять роль подсечек, а блоки руками -
переходить в захваты верхних и нижних конечностей. К числу основных ударов
ногами относятся мае-гери (прямой вперед), йоко-гери (прямой в сторону),
маваси-гери (вперед по дуге) и ура-маваси-гери (по дуге назад), усиро-гери
(прямой назад), ороси-гери (маховый сверху вниз). Удары руками выполняются по
прямой, по дуге сбоку, сверху вниз, снизу вверх, наотмашь в сторону и вперед, а
также локтем (вперед, назад, снизу вверх, сверху вниз). Допускаются удары
коленом снизу вверх и по дуге сбоку.
Интересно то, что в школе Досинкан большое внимание
уделяется тренировке захватов. Среди них можно выделить захваты головы спереди и
сзади, захваты рук и захваты ног. Основой для проведения захватов в бою служат
неудачно проведенные удары противника, блоки, ослабление возможностей противника
путем "отключения" сильным ударом одной из его конечностей. Опытные мастера в
боевых поединках перед проведением захвата стараются надежно поразить соперника
и лишь потом проводить завершающий прием: захват плюс добивание. Для успешного
использования захватов нужны сильные мышцы, способные работать не только в
динамическом режиме (как при ударах), но и в статическом, что приводит к
уменьшению скорости удара. Поэтому спортивные стили каратэ редко применяют
захваты.
"Твердая" подготовка включает в себя набивку мышц рук, ног,
корпуса. У набиваемых мышц снижается восприимчивость к боли, повышается
эластичность, они меньше подвержены травмам. Набивание тела идет снизу вверх.
Первый этап набивания - бег на носках, пятках, ребрах ступней. Затем набивают
подъемы стоп похлопыванием по ним ладонью. После исчезновения боли набивание
продолжается кулаками, затем пучком тонких древесных веток, обтянутых тканью.
Колени набивают о макивару (пружинящую доску, обмотанную туго натянутой
веревкой) или о макивару (мешок с песком). Грудную клетку, живот, спину, руки
сначала укрепляют наращиванием мускулатуры. Зетем набивают их ладонями, кулаками
и на завершающем этапе - палкой. Набивание лобной части головы аналогично
предыдущим упражнениям: похлопывание, легкие удары кулаками, работа на мешке с
песком.
Когда в руках и ногах возникает ощущение прочности, тогда
приступают к переламыванию досок, палок, разбиванию кирпичей (не раньше, чем
после двух-трех лет предварительной подготовки), и к тренировке на деревянных
манекенах "такэ-маки" ("деревянный человек"). В школе Досинкан, в отличие от
спортивных стилей, набиванию тела и практике разламывания твердых предметов
придается огромное значение. То и другое составляет неотъемлемый элемент
тренировочного курса в додзе, а также ежегодных курсов в загородных лагерях.
Еще один важный аспект тренировочного процесса в школе
Досинкан можно назвать практикой "астрального каратэ". Имеется в виду умение
использовать энергетические ресурсы организма. Необходимо добиться того, чтобы
любой блок или удар совпадал с энергетическим импульсом, идущим из глубины
подсознания. Такое мгновение можно сравнить с одновременно вспыхнувшим пламенем
сотен тысяч свечей, до того сильно ощущение единства физической силы и энергии.
Умение сконцентрировать в себе первородные функции
человеческого организма, берущие начало в далеком прошлом, когда человек еще
почти не отличался от животного, и есть тот самый путь психофизического
совершенствования, о котором так часто говорят. Если взглянуть на вполне
безобидную домашнюю кошку в момент наивысшего эмоционального напряжения, мы как
раз и увидим единство первородных функций организма: тело, готовое мгновенно
осуществить любое движение, реагирующее на малейшие изменения в позе противника
(другой кошки или собаки), горящие яростью глаза, выражающие стремление драться
до конца. Человеку, далеко ушедшему от природы за тысячелетия цивилизации, чтобы
научиться входить в подобное состояние, требуются годы упорных ежедневных
тренировок.
Девизом школы вполне могут служить слова немецкого мистика
начала XVII века Якоба Беме: "Для кого мгновение - это вечность, а вечность -
это мгновение, того не волнует мирская суета".
http://karatist.h15.ru/shkola/dosinkan.htm