Какие методы работы с эмоцией страха существуют?
"Изобретать велосипед" нам не придется. История человечества это история воин, а
любая война это угроза для личной безопасности человека. Более того, армия, где
солдат начинает думать только о собственной безопасности, можно заранее считать
проигравшей. С древности эмпирическим путем подыскивались методы борьбы со
страхом, которые использовались при подготовке солдат.
Упрощенно эти методы можно свести к:
Обучению;
Глушению;
Замещению;
Переключению.
Обучение. Самый простой и естественный метод вытекающий
напрямую из нашего положения о страхе, как эмоции возникающей при субъективной
оценке недостаточности средств и возможностей для обеспечения безопасности
личности. Дайте человеку эти средства и возможности и, если страха не удастся
избежать совершенно, то, по крайне мере, его можно ввести в приемлемые рамки. В
ситуации, когда боец боится вылезти из окопа в атаку, самым логичным было бы
научить его не бегать в полный рост под пулями, а передвигаться, используя
местность как средство защиты. Естественно, что это должно отрабатываться
заранее, а не на поле боя. В "мирной" жизни личности придает уверенность знание
определенных техник и приемов как вербального, так и силового взаимодействия.
Особенно это эффективно, если дается во взаимодействии друг с другом.
Субъективность "лечится" знанием и пониманием реальной
опасности конфликтной ситуации для индивида. Опять-таки именно тренировки и,
особенно, контактные спарринги могут дать реальное знание степени опасности,
которой подвергается человек, попавший в конфликтную ситуацию. Можно очень долго
говорить ученику, что удар в голову по линии волос не несет разрушительных
последствий, но гораздо продуктивнее, когда он понимает это сам, на собственном
опыте работы.
Минус данного подхода: на подобные результаты нужно
значительное время для доведения подобных техник и умений до уровня навыков,
применимых в критической ситуации.
Глушение. Самый простой и доступный способ, заключающийся в
том, что эмоция страха глушится наркотическими и алкогольными препаратами.
"Пьяному море по колено!" - народная характеристика подобного феномена. Традиция
использования данных веществ на поле боя уходит корнями в глубокую древность. В
Скандинавии воины пили отвар из мухоморов, породив известный всему миру феномен
берсерков, на Востоке использовали гашиш и другие наркотики, в России перед боем
солдатам выдавали водку.
Недостаток глушения в том, что, заглушив эмоцию страха,
подобные препараты начисто лишают человека возможности правильно оценивать
ситуацию и действовать адекватно обстановке, переводя эмоцию страха в свою
противоположность - бесшабашность. Кроме этого характерно привыкание к данным
препаратам, что требует постоянного увеличения дозы.
Замещение. Эмоция страха замещается либо подобной, либо
другой по сущности, но более сильной эмоцией. Первый вариант лучше всего
характеризует классическое высказывание прусского короля Фридриха: "Солдат
должен бояться палки капрала больше, чем неприятеля!" В ситуации, когда солдат
не может подняться в атаку, офицер выхватывает оружие и цедит сквозь зубы:
"Пристрелю, как собаку. В атаку...!" И солдат выскакивает на бруствер окопа, так
как под пулями противника можно уцелеть, а здесь, если не пойдешь в атаку,
пристрелят в любом случае. Подобная практика применяется и в боевых искусствах,
когда обучение ставится таким образом, что ученики боятся тренера больше, чем
соперника на ринге (ковре).
Во втором варианте страх замещается более сильным чувством,
типа любви к Родине, идеи расового, классового или любого другого превосходства,
родовой и сословной чести у знати. При всей разности данных идей у них есть
общий психологический знаменатель: человек с его инстинктом самосохранения
становится для самого себя чем-то неважным по сравнению с данной идеей. Для
того, чтобы подобные идеи работали, они должны входить в сознание с детства.
Любовь к Родине естественна для традиционного менталитета и "впитывалась с
молоком матери". Тоталитарная агитация пронизывала всю систему обучения
человека, начиная с момента, когда он начинал понимать речь. "Приходя в детский
сад, человек уже поступает к нам в обработку" - как говорил доктор Геббельс.
Аналогично, в аристократических семьях с детства внушалось, что родовая честь
дороже жизни.
Более мягкой формой замещения можно считать
ценностно-ориентированное воспитание основанное на чувствах достоинства,
храбрости, мужественности и так далее. В любом случае эти идеи должны быть
органической частью школьного и семейного воспитания.
Минус данных методов в том, что подобные идеи может
внедрить в сознание либо ценностно-ориентированное традиционное общество, либо
система определенного государственного или семейного воспитания. Внушать эти
идеи психически сформированному индивиду 16 - 18 лет, как правило, уже поздно.
Переключение. Сущность данного метода заключается в том,
что внимание человека переключается с эмоции страха на выполнение определенных,
как можно более простых задач. На этом основана вся методика отдачи и исполнения
приказа. Как говорили в немецкой армии: "В первую очередь солдат обязан
выполнить приказ, если есть варианты выполнения приказа нужно выбрать тот, при
котором солдат останется жив". На практике это выглядит как последовательность
действий: "Вылезти из окопа и перебежками двигаться в направлении одиноко
стоящего дерева!" В той же плоскости лежат многочисленные ритуалы, которыми так
увлекались в европейском средневековье и которыми до сих пор богаты восточные
боевые искусства. Боец так сосредоточен на правильности выполнения приказа или
ритуала (три шага, поклон под определенным углом), что не думает о грозящей ему
опасности.
Практика отдачи приказа требует пары: человека, умеющего
сформулировать задачу в виде четкого и ясного приказа (командира, тренера) и
человека (солдата, бойца) тренированного на выполнение данной "инструкции".
Тренировка может идти одновременно с выработкой навыков поведения в кризисных
ситуациях, а может и отдельно. В первом случае, по команде отрабатываются
движения и приемы необходимые бойцу в критической ситуации (прямой удар в
подбородок, передвижение ползком). Во втором случае: строевая подготовка в армии
или выполнение под счет формальных упражнений в секциях боевых искусств.
Минус переключения в том, что при отсутствии человека
отдающего приказ, подчиненный может растеряться и не знать, что ему делать. Так,
уничтожив офицеров, почти любую армию можно превратить в толпу вооруженных
людей. А опытный профессиональный спортсмен, привыкший полагаться на решения
тренера, теряется в ситуации на улице. Кроме того, излишняя тренировка в
выполнении приказа подавляет личную инициативу солдата или бойца, особенно в
случае резкого изменения обстановки, что весьма характерно для динамичных по
своей природе конфликтов.
Какие из вышеназванных методов работы со страхом применимы
при работе в секциях боевого искусства с детьми и взрослыми? Не стоит боятся
подходов разработанных на полях сражений. Сходные эмоции, продиктованные
сходными по сущности ситуациями, требуют аналогичных методов. При этом никто не
собирается делать из детей солдат. Так всемирное движение бой-скаутов родилось
из использования навыков полевой подготовки солдат американской армии, что
совсем не сделало солдат из американских школьников. Основу подготовки должны
занимать методы "обучения", они самые долгие, так как все реакции должны быть
доведены до уровня рефлексов, но же самые надежные и верные. Методы "замещения"
могут помочь. Воспитание в духе достоинства, храбрости и мужественности дает
результат, если являются частью ценностно-ориентированного воспитания с детства.
"Переключение" - де-факто, используется в школах боевых искусств в форме
ритуалов и формальных комплексов. О минусах было сказано выше. Методы "глушения"
можно отвергнуть, как наносящие вред психическому и физическому состоянию
человека.
Медведев Д.Ю.
http://www.isrb.ru/articles/fear.html