Что же делать человеку, желающему постигнуть «естественный
закон»? По сути дела, ничего, отвечают даосы, по крайней мере ничего лишнего.
Прежде всего никакой суеты, никаких попыток идти против течения, бороться с
сильнейшим, давая место негодованию и гневу. Побеждать следует Недеянием.
Совершенствовать собственную нравственность, применяясь к законам природы. Не
обязательно предаваться аскезе, удаляясь от мира с его треволнениями,
опасностями, бесконечными конфликтами. Да, бороться необходимо, но лишь
тщательно взвесив соотношение сил и выявив слабые места противника. Таков закон
жизни. Такова наука борьбы.
В даосских творениях популярен образ Мягкого и Слабого,
одолевающего Твердое и Сильное. Совер-шенномудрые, в понимании даосов,— это те,
кто «действуют мягко, а на деле — твердо; с помощью слабого оказываются
сильными. Следуя смене превращений, овладевают искусством Одного, и с помощью
немногого управляют многим. Те, кого называют «сильные делами», встречая
изменения, откликаются на момент, устраняют несчастье, побеждают трудности. Нет
такой силы, которую бы не одолели, нет такого врага, которого бы не осилили»,—
читаем мы в «Хуайнань-цзы».
На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую
физическую силу. Податливость обращает натиск врага против него самого,
использует его силу для его же уничтожения.
Если рассматривать эти понятия во временном срезе, мы
увидим, что молодость неизменно теснит старость. По истечении положенного срока
высыхают и ломаются ветви орешника, на смену им из того же корня тянутся новые
побеги. Сама цикличность вселенских метаморфоз предопределяет неизбежность
угасания всего, отжившего свой век, утратившего свежесть и гибкость, утратившего
свое Дао. «Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при
гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и
слабое — это то, что начинает жить»,— сказано у Лао-цзы.
Для объяснения тактики мягкости и податливости, побеждающей
грубую силу, в теории воинских искусств встречается немало образов: бамбук,
гнущийся под ветром, но не ломающийся; ива, сбрасывающая тяжелые пласты снега, и
т. п. Однако самый древний и самый универсальный образ-символ — это вода,
предметное воплощение даосской философии жизни: вода, которая точит камень,
сокрушает скалы, проходит сквозь песок и, как мы теперь знаем, генерирует
энергию...
Не менее характерен и образ ветра, всесильного вихря,
мчащегося в Пустоте, для которого нет никаких препятствий.
Постигнув Дао, следовать ритму вселенских метаморфоз,
согласовывать все свои действия с изменениями в окружающем мире—вот залог победы
в большом и малом. Эту истину прочно усвоили основатели школ и стилей кэмпо,
строившие свою теорию на учении «Книги перемен», рассчитывавшие траекторию
движений бойца по расположению священных триграмм и гексаграмм.
Следование естественному ходу вещей возможно благодаря
Пустоте, то есть неангажированности, отрешенности духа и разума, способности
чутко реагировать на все окружающее и находить единственно верное решение в
любой ситуации. Отсюда специфическое восприятие пространства и времени,
осознание мига как вечности и вечности как мига. Отсюда представление о
единстве, нераздельности всего сущего.
Пустота выступает как основа мироздания. Пустота первична,
все имеющие форму тела вторичны.
«Тридцать спиц соединяются в одной ступице, образуя
колесо, но употребление колеса зависит от пустоты между спицами. Из глины делают
сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и
окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот
почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты»,— поясняет Лао-цзы.
Применительно к воинским искусствам Пустота, пустотность духа-разума служит
воплощением Абсолюта, истинного восприятия дей^ ствигельности, не замутненного
страстями.
Совершенномудрый есть вместилище Пустоты. «При
соприкосновении с вещами он как будто сопутствует им. Это значит, что он
своевременно реагирует на них. Это подобно тому, как тень следует за предметом,
эхо за звуком» («Гуаньцзы»).
Принцип тени, «зеркала», «прилипания» к противнику,
проникновения в него — так определяется и основное правило стратегам кэмпо.
Экономичный, точный и эффективный ответ на любое действие противника, который
может прыгать, падать, метаться из стороны в сторону, но не в силах уйти от
собственной тени.
Залогом внутренней гармонии, в представлении даосов, служит
невозмутимость духа, растворившегося в Пустоте,— качество, ставшее краеугольным
камнем в системе психотренинга кэмпо:
«Вот пример: самое ровное —^это поверхность воды в покое.
Подобно ей, он (совершенномудрый) все хранит внутри, внешне ничуть не
взволнуется. Совершенствование добродетели и есть воспитание в себе
гармонии»,—учит Чжуан-цзы.
Обрести истинную внутреннюю гармонию способен лишь тот, чье
сознание не замутнено постоянным страхом смерти, боязнью получить смертельную
рану, утонуть или разбиться, прыгая со скалы. Страх смерти в занятиях кэмпо
подобен искусственному тормозу, сдерживающему силы и энергию бойца. Единственный
способ одолеть смерть — не страшиться ее.
Понятия «Слабость», «Податливость», «Смирение»,
«Пассивность» составляют фундамент даосского учения о всепобеждающем Недеянии. У
Ле-цзы (VI — V вв. до н. э.) сказано:
«В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к
постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к
постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди
их не знают. Поэтому в древности и говорили: «Сильный старается опередить тех,
кто слабее его слабый — тех, кто сильнее его». Идущему впереди тех, кто слабее
его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не
грозит опасность. Так побеждают собственное тело, будто раба...
Хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости;
хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости».
Тот, кто достигнет полного очищения эфира, научится
управлять своей «жизненной энергией», обретет идеальное равновесие всех
составляющих первоэлементов, сольется с природой. Слияние же с природой даст
необходимую «настоящему человеку» целостность мировосприятия, которая и явится
залогом духовного и физического совершенства.
Упражнение «даосской йоги»
Понятие «совершенство» для даосов мыслится как максимальная
результативность при минимальной затрате сил, как предельная приближенность к
естественному ходу вселенских метаморфоз. Отсюда поэтика намека и обертона в
поэзии и живописи, необычайная важность в искусстве паузы, пробела, дистанции,
незаполненного, пустотного пространства. В кэмпо совершенство подразумевает
способность без видимого напряжения, при помощи нескольких экономичных движений
противостоять любому противнику, используя его собственную силу. Причем так,
чтобы "смысл этих действий не был даже понятен постороннему наблюдателю,—прежде
всего за счет четкой ориентации в пространстве и времени.
«Великое совершенство похоже на несовершенное, но его
действие не может быть нарушено; великая пустота похожа на полноту, но ее
действие неисчерпаемо»,— сказано у Лао-цзы.
Гармония, невозмутимость духа, следование Пути определяют
принцип духовного и физического развития личности в представлении мастеров кампо,
служат первоосновой физического и духовного совершенства.
«Кто умеет вести правильную и спокойную жизнь,—говорится в
«Гуань-цзы»,— у того мускулы бывают гибкие, а кости крепкие. Кто не теряет
способности вести правильную и спокойную жизнь, у того добродетель
совершенствуется изо дня в день...
Кто способен быть справедливым и спокойным, тот может стать
стойким.
При стойком сердце уши и глаза становятся чуткими, руки и
ноги—крепкими».
Однако природной гармонии и созерцательности для
совершенства мало. Всякая способность человека хороша лишь тогда, когда она
'развита и доведена до совершенства усердным радением.
Мастер существует через посредство своего знания,
неотъемлемой части Великого Дао.
В каждой школе кэмпо трактовалось как Путь, как
коллективное Дао всех, причастных к учению, неподвластное времени, вечное и
неизменное в постоянном обновлении адептов—носителей Дао, ибо в «Гуань-цзы»
сказано:
«Если его употреблять, то оно неисчерпаемо в
веках.-Изменяясь вместе со временем. Дао сохраняет в то же время свое
постоянство. Следуя за изменяющимися вещами, оно само не изменяется. При
ежедневном употреблении оно не уменьшается».
Таким образом, учение каждой школы приобретало сакральный
характер и существовало в веках на равных правах с религиозными сектами,
разновидностью которых и являлись все эзотерические школы кэмпо. Мирянам же
открывался лишь верхний слой, внешняя оболочка «тайного знания», передававшегося
из поколения в поколение в узком кругу посвященных.
http://ki-moscow.narod.ru/litra/nasledie/nasledie2.htm