В Китае к середине I тысячелетия нашей эры четко
обозначилось деление эзотерических воинских искусств на две ветви: даосскую и
буддийскую.
Даосская ветвь кэмпо породила многочисленные школы так
называемого мягкого, или внутреннего, направления, в которых делался упор на
развитие энергетических способностей организма, на управление биоэнергией ци,
позволяющей многократно усилить изощренные приемы рукопашного боя. Местом
зарождения «внутреннего» направления по традиции считается гора Удан в провинции
Хубэй, где некогда жил легендарный отшельник-воитель, а ныне находится даосский
монастырь. Иногда Тайцзи-цюань, Ба гуа-чжан, Син-и и все прочие «внутренние»
школы (нэй-цзя) объединяются понятием Удан-пай (направление Удан). «Внутреннее»
направление кэмпо практиковалось в бесчисленных даосских сектах.
Монастырские буддийские школы, ведущие происхождение от
чаньской обители Шаолинь, предпочитали так называемое «внешнее» направление
кэмпо (вай-цзя), в котором особое внимание уделялось закалке тела, развитию
скоростно-силовых качеств — словом, всего, что сейчас на Западе ассоциируется с
понятиями кун-фу и каратэ. Существовали также промежуточные варианты, например,
направление Эмэй-шань-цюань, сочетавшее основные характеристики «мягких» и
«жестких» школ.
Классификация и систематизация эзотерических школ и стилей
кэмпо — дело будущего, по трудности сопоставимое с составлением «Системы
природы» Линнея. Весьма приблизительно можно наметить такое соподчинение.
Показательное выступление мастеров цюань-шу (по мотивам
средневековых китайских гравюр)
В рамках каждого из двух направлений классического кэмпо —
даосского («внутреннего») и буддийского («внешнего») существуют исторически
сложившиеся большие школы типа Таицзи-цюань или Шаолинь-сы-цюань. Каждая такая
школа насчитывает десятки, иногда сотни тысяч адептов. Внутри большой школы
действуют малые школы, связанные с личностью какого-либо выдающегося мастера и
имеющие Тенденцию к постепенному обособлению. В пределах малой школы
периодически возникают видовые и подвидовые ответвления, порождающие новые
авторские стили. Кроме того, внутри больших и малых школ подразделяются
«звериные» стили —- например пять стилей Шаолиня («Тигр», «Дракон», «Леопард»,
«Журавль» и «Змея») или двенадцать стилей школы Багуа-чжан. Отдельные «звериные»
стили также могут обособляться и выделяться в школу типа школы Обезьяны, школы
Кузнечика-богомола и т. п. Внутри такой школы образуются разновидности:
«Прыгающая обезьяна», «Валяющаяся обезьяна» и т. п. В
некоторых малых школах подввдовое деление объясняется нарастанием степени
сложности техники, например, восемь подвидов школы «Пьяницы» — от «пьяницы с
чашечкой» до «пьяницы с бочонком».
Школы, поставленные в условия жестокой конкуренции, обычно
засекречивали технику и методику тренировок, но иногда, в виде исключения,
происходило объединение двух или даже трех школ, как это было при создании школы
трех мастеров Цай-Ли-Фо-цюань.
Уже в наши дни предпринималось немало попыток соединить
различные школы, «внешние» и «внутренние» направления, взяв отовсюду наиболее
ценное, смешивая элементы разных национальных систем кэмпо. Такая тенденция к
синтезу естественна для нашей эпохи, когда рассскречивание школ и развитие
информационной сети дает возможность активного обмена опытом. Однако ценность
подобных «синтетических» систем пока представляется проблематичной, поскольку им
явно недостает «шлифовки временем», отточенности и филигранности классических
«чистых» школ, являющих собой проверенный поколениями Путь.
На территории Китая, например, еще в начале XX в.
насчитывалось несколько сотен школ цюань-шу, так что направления, стили и формы
рукопашного боя были представлены в невиданном изобилии. Столь же разнообразны
были и комбинированные школы рукопашного боя дзю-дзюцу, кэн-до, иаи-дзюцу в
Японии.
С древности школы в Китае и в сопредельных странах
существовали в различных ипостасях. Все школы можно условно разделить на
религиозно-сектантские и светские. К первым относятся орденского толка
воинственные монастырские общины в буддийских обителях и даосские секты,
включавшие практику гун-фу военно-прикладного характера в свои «радения».
Поскольку Чань (яп. Дзэн-буддизм внес наиболее заметный вклад в формирование
философской базы воинских искусств, в первую очередь именно чаньские монастыри
не только в Китае, но также и в Корее, Японии и Вьетнаме становились хранителями
и рас-садниками традиций кэмпо. Классическим примером может служить знаменитый
монастырь Шаолинь, прославившийся как «академия у-шу» и ставший собирательным
образом: ведь помимо основного монастыря Шаолинь в Хэнани существовали и другие
монастыри того же названия по всей Поднебесной, где обучение велось по сходной
программе с небольшими модификациями. Однако в средневековой Японии, например,
носителями традиций кэмпо были не только дзэнские монахи, но и так называемые
монахи-воины (сохэй), принадлежавшие к секте <гантрического буддизма Син-гон, а
также жрецы некоторых синтоистских храмов, посвященных богу войны Хатиману или
каким-нибудь местным воинственным божествам.
Светские школы были весьма разнообразны по назначению.
Часть из них обслуживала армию: императорскую гвардию в Китае, повстанческие
отряды тайпинов, самурайские дружины, клановые дружины лазутчиков ниндзя и т. п.
Кроме того, имелись частные школы: фамильные (для кровных родичей) и платные —
для избранных.
http://ki-moscow.narod.ru/litra/nasledie/nasledie2.htm