НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ.Введение
В современном мире воинские искусства Востока до сих пор
вызывают немало разноречивых толков и представлений. В тех странах, где дзю-до,
каратэ, аики-до, Шаолинь-сы-цюань, Тайцзи-цюань и прочие систематизированные
традиционные формы рукопашного боя не прижились, о них судят главным образом по
кинофильмам и случайным журнальным публикациям. В США, Франции, ФРГ, Голландии,
Англии, где история многочисленных школ боевых единоборств восточного
происхождения насчитывает уже несколько десятилетий, с информацией дело обстоит
лучше. Выходят десятки книг и журналов, раскрывающих практические аспекты тех
или иных школ воинских искусств, методические пособия, исторические обзоры. Тем
не менее трудно назвать работу европейского или американского автора, которая бы
охватывала весь спектр проблем, заключенных в понятии «воинские искусства».
Содержательны, но отнюдь не исчерпывающи книги по военно-прикладным видам
спорта, опубликованные за последние годы в Японии, Китае, Корее, Вьетнаме; они
освещают лишь частные вопросы или дают пересказ расхожих легенд. При этом работы
восточных мастеров зачастую овеяны мистическим флером, изобилуют излишней
экзотикой.
Растущий-год от года поток специальной литературы по сути
дела не проясняет главного глубинного смысла и внутреннего содержания кэмпо как
древнего искусства борьбы, как науки жизни, которая совершенствовалась на
протяжении тысячелетий, оставаясь уникальной сокровищницей знания для народов
Востока. Чтобы приблизиться к истокам кэмпо как Учения, необходимо рассматривать
его во всей совокупности исторических, религиозно-философских, культурных и
медико-биологических факторов.
Предлагаемая читателю книга — это попытка дать комплексный
анализ зародившегося в Китае «искусства борьбы» и на примере Японии проследить
развитие традиции до наших дней. Историческое понятие «воинские искусства» (яп.
бу-дзюцу, кит. у-шу, кор. тэквон-до, вьет. во-дао) включало все области
человеческой деятельности, относящейся к воине и военному делу, в том числе
рукопашный бой без оружия, а также с оружием, стрельбу и метание различных
снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках, а также
принципы общевойскового боя, элементы армейской стратегии, фортификации и т. п.
Соответствующий психофизический тренинг считался необходимой составной частью
любой разновидности у-шу.
В Китае классические «главные» у-шу обычно подразделялись
на три группы: единоборство с оружием и без него; стрельба и метание;
театрализованные и спортивные выступления. В других вариантах классификации
разделялись борьба без оружия и фехтование (на копьях, мечах, палках и т. п.) в
рукопашном бою, однако чаще различия между ними не проводилось, потому что
обучение в школах воинских искусств было универсальным и предусматривало
овладение теми или иными видами оружия.
Современное «спортивное» у-шу в КНР подразделяется на такие
разделы: выполнение комплексов формальных упражнение (maо); обусловленный
спарринг без оружия; свободный спарринг двух партнеров без без оружия; бой без
оружия против нескольких противников упражнения с оружием (тао) и схватки с
оружием или без оружия против вооруженных противников; ле-чебно-оздоровительная
гимнастика с подключением дыхательных упражнений и точечного массажа. Тем не
менее .внутри у-шу (бу-дзюцу) прочно утвердилось по-нятие «рукопашного боя»,
борьбы против вооружен-ных или невооруженных противников голыми руками или при
помощи любых подручных средств (в том числе холодного оружия) — цюань-шу или
цюань-фа (в японском варианте кэмпо).
На протяжении веков обучение солдат или кресть-ян в
повстанческих отрядах шло по облегченной программе классических у-шу, которая
должна была при-вить определенную культуру движения, навыки владения основными
видами оружия, верховой езды и т.п. Настоящие же мастера проходили многолетний
курс обучения в монастырях или закрытых школах, где опытные наставники посвящали
их в тайны ци-гун — техники управления жизненной энергией орга-низма, абсолютным
оружием древности. Только эзотерические школы, располагавшие обширными, детально
разработанными методиками тренировок, могли дать мастеру ключ к совершенству в
кэмпо — Искусстве борьбы.
Японское слово кэмпо как родовое понятие записывается теми
же иероглифами, что и китайское цюань-фа, корейское квон-поп, вьетнамское
куэнь-фат. Прямое его значение — «Учение кулака», «Пра-ведный Закон кулака» или
«наука рукопашного боя». В ряду этих равнозначных наименований японский термин
получил наиболее широкое распространение и в наибольшей степени соответствует
тематике дан-нной книги. Если в Китае под цюань-фа подразумевается чаще кулачный
бой без оружия, то в Японии Понятие кэмпо включает любые систематизированные
виды борьбы, в которых допускается использование оружия. В том же значении
употребляется термин кэмпо на Западе, хотя порой встречается и вульгари-зованное
его толкование как одной из военно-прикладных школ новейшего времени.
В Европе и Америке все виды китайских воинских искусств
нередко объединяются термином кун-фу. Однако само понятие кун-фу, проникшее на
Запад в начале XX в. и укоренившееся в послевоенный период, совершенно
неадекватно тому, что оно сейчас обозначает. Слово кун-фу, взятое на вооружение
европейцами, происходит от китайского гун-фу — «усердные занятия», «тренировка»
в любом виде физической и духовной культуры. К воинским искусствам гун-фу
прямого отношения не имело и не имеет. Это искусственное обозначение «китайского
бокса», несущее в себе целый комплекс заведомо искаженных представлений с
сильным налетом «восточной экзотики». Именно поэтому слово кун-фу, хотя в наши
дни оно и перекочевало в новом значении из США, Англии и Франции обратно, в
Гонконг и на Тайвань, неприемлемо. Кроме того, китайское понятие кун-фу — не
лучшее определение для воинских искусств Японии, о которых идет речь в книге.
Может быть, универсального определения родственных комплексов воинских искусств
вообще не существует, но кэмпо представляется наиболее точным из всех возможных
вариантов. Тем не менее, поскольку слово кэмпо не отражает национальной
специфики и своеобразия различных ответвлений, избежать использования некоторых
китайских, японских или корейских терминов в работе оказалось также невозможным,
тем более что все они давно уже имеют хождение в странах Запада.
Какой же смысл заложен в понятии кзмпо?. Однозначно
ответить нелегко. Кэмпо — это учение, сложный комплекс духовной и физической
культуры, это многовековые традиции борьбы, находящиеся в непрестанном развитии.
Кэмпо — также и путь реализации популярной на Востоке концепции единства
мирокосма человеческой личности и макрокосма, достижения гармонии с миром и с
самим собой.
Условно можно выделить следующие источники кэмпо:
даосская философия, выдвинувшая идеи Пустоты, борьбы сил
Инь и Ян, взаимодействия Пяти первоэлементов, Недеяния, Мягкости,
Естественности, Метаморфоз;
Кэмпо в действии (по гравюре Хокусая)
йога как система психотренинга, физического и духовного
совершенствования человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех
основных национальных форм: индийская йога, тантрическая буддийская (китайская,
тибетская, японская) йога и даосская (китайская) йога; традиционные теории
китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци, о точках и
меридианах, об их связи с внутренними органами, о развитии энергетики организма
(ци-гун); «бионика» древности, наблюдение за повадками животных, из которого
возникли так называемые звериные стили кэмпо; локальные системы рукопашного боя
и ритуальные боевые танцы различных племен и народностей; опирающаяся на теории
даосских мыслителей военная наука древнего Китая, в которой сформулированы
принципы стратегии и тактики борьбы; Чань (Дзэн)-буддийская психотехника,
позволившая добиться поразительных результатов в концентрации и самовнушении.
Можно также обозначить составные части кэмпо, сохранившиеся
с древности до наших дней:
конфуцианские этические нормы в формировании личности;
разнообразная детально разработанная методика обучения: подготовка тела,
психическая перестройка, способы работы с пятью стихиями, с предметами и
формами-образами; обширнейший арсенал приемов борьбы во всем многообразии
национальных видов, направлений, стилей и школ.
Только такая классификация дает возможность рассматривать
кэмпо как единую систему, как культурологический феномен, как особую область
Знания, как Учение.
http://ki-moscow.narod.ru/litra/nasledie/nasledie2.htm