"Смелость делают из хорошо дрессированной трусости."
В. Брусков.
Страх одна из самых сильных человеческих эмоций,
сопровождающая человечество на протяжении всей его истории. Истоки и причина
данной эмоции лежит в инстинкте самосохранения. С древности человек боялся
хищников, голода, природных явлений, которые он не мог объяснить. Наконец,
человек всегда боялся человека. Со временем страхи, причины которых лежали во
внешнем мире, по большей части удалось преодолеть. Мы не боимся хищников (как
воспоминание об этом страхе осталась боязнь темноты у детей), нам не угрожает
голод и холод, мы не крестимся, как наши бабушки, во время грозы. Однако
остается одна причина, которая не позволяет занести эмоцию страха в атавизмы, и
причина эта в нас самих, точнее в той опасности, которая исходит от человека и
направлена на человека. Войны и конфликты, от локальных до уличных, были, есть и
будут в ближайшее время сопровождать нашу цивилизацию. При этом их источник,
лежит в самом человеке. "Прекращение глобального напряжения привело к повышению
того, что называют социальной температурой тем самым и к росту мелких
конфликтов... Если же удается прекратить малый конфликт типа кавказского,
увеличивается количество насилия на улицах". - С. Переслегин "Россия не может
уйти с Кавказа". Все это порождает и поддерживает в нас эмоции страха,
тревожности и выводит на первый план необходимость работы с ними.
Для детей и подростков в определенном возрасте разрешение
конфликта не через компромисс или другие сравнительно цивилизованные варианты, а
через конфронтацию, переходящую в силовое взаимодействие (проще говоря, драку)
скорее правило, чем исключение. Реже, но тоже достаточно регулярно в подобные
ситуации попадают и взрослые. Нет ничего хуже для самооценки человека, чем
попасть в конфликтную ситуацию угрожающую его психике и здоровью
неподготовленным к ней. Предупрежден, значит вооружен. Конфликтовать нужно
учить, и к конфликту нужно готовить. Однако, конфликтологии как предмета в наших
школах еще нет. Вообще занятия в аудитории не всегда могут помочь в данном деле
в силу силового варианта развития событий. Для подготовки к подобным ситуациям
больше подходят многочисленные секции и школы боевого искусства, как для детей,
так и для взрослых. Естественно, что для этого методика подготовки подобных школ
должна быть ориентирована на подготовку ученика к конфликту во всех его стадиях,
начиная от разговора и кончая силовым взаимодействием, проще говоря дракой.
Секции бойбо или каратэбики, где имитируются удары по воздуху под музыку, или
секции ушу с долгими и непонятными большинству населения ритуалами, при всей
экзотической привлекательности последних, для данной цели подходят мало.
Чем отличается конфликт от других видов человеческого
общения? В конфликте создается угроза психологическому, а зачастую и физическому
здоровью человека, что приводит к сильным отрицательным эмоциям, мешающим
действовать адекватно ситуации. При этом наиболее типовыми эмоциями будут страх
и агрессия, из которых наиболее опасен и непродуктивен страх. Палитра вариантов
данной эмоции широка от легкого опасения до панического ужаса. Чем сильнее
эмоция, тем меньше шансов на благоприятное разрешение конфликта. От чего зависит
интенсивность данной эмоции? Как правило, в обыденном сознании интенсивность
страха принято связывать исключительно с личными качествами характера человека.
Проще говоря, трус человек или нет. При этом упускается из виду, что страх
возникает не сам по себе, а как реакция на ситуацию конфликта. В разных
ситуациях один и тот же человек ведет себя по-разному. Чтобы грамотно работать
со страхом, нужно понимать причины и закономерности его возникновения. Обратимся
к структуре конфликта.
Стандартные стадии развития конфликта:
возникновение конфликтной ситуации;
осознание конфликта;
конфликтные действия;
разрешение конфликта.
http://www.isrb.ru/articles/fear.html