Предыдущий этап дал миру огромное количество приемов как
ударного, так и броскового характера. Первый шаг нового этапа: четкая постановка
задачи боя и ограничение техники правилами. Бокс как стиль возник тогда, когда
была поставлена конкретная цель: нокдаун или нокаут (традиционный "Восток"
ничего подобного не знал, ограничиваясь термином "удар в голову") и из всего
многообразия приемов английской народной драки оставили только удар передними
костяшками кулака. Аналогично в бросковой технике. Ставится цель: бросить
противника на пол, провести болевой или удушающий и исключается все, что лежит
за рамками захвата. Затем практика схваток между подготовленными противниками
сравнительно быстро выделяют оптимальные траектории и динамику движения, отсеяв
9/10 приемов, которые составляли арсенал традиционных стилей. В результате
появляются основные приемы боевого искусства, то есть нокаутирующие удары руками
и ногами, амплитудные броски, приводящие к падению на пол с большой высоты,
болевые и удушающие (См. статью "Цель схватки или зачем мы деремся.")
Следующий шаг. В борьбе, так и в ударной технике появляются
комплексные системы защиты. Борцы научились такому простому для современности
навыку, как понижать центр тяжести при попытке проведения приема и подтягивать к
себе руки, если возникает угроза болевых на локти или кисти. В ударных стилях
руки начали держать высоко, прикрывая кистями голову, а локтями ребра.
Одновременно были разработаны уклоны, нырки и уходы (См. статью: "Техника защиты
в рукопашном бое"). Бойцы научились двигаться, разом переведя схватку из
неторопливой кихоновской манеры удар-блок-удар в динамичный скоростной режим.
Результат однозначный: одиночные приемы, которыми так увлекались легендарные
мастера недалекого прошлого, просто перестали проходить в схватке, одновременно
похоронив столь привлекательную идею, что бой должен заканчиваться одним ударом
или броском. Известная дзенская истина ставшая лозунгом для многих стилей
боевого искусства: "Одна стрела сбивает одну утку, две стрелы это слишком много"
не предусматривала, что утки изобретут систему защиты для уворачивания от стрел
охотника.
Можно много сетовать на то, что великие мастера уже
перевелись, но не получается бросить подготовленного по современным системам
борца одним броском: подсядет, скрутится, переместится по направлению выведения
из равновесия. Еще меньше вероятности, что борец в стойке отдаст руку на
болевой. К сожалению, обширный арсенал приемов дзю-дзюцу и цин-на по
выкручиванию суставов рук в стойке в данный момент времени интересен в основном
с точки зрения фольклора. Вся работа на болевые и удушающие приемы переместилась
в партер. Аналогично практически невозможно сбить боксера на пол первым ударом:
прикроется, "сыграет" ногами, сделает уклон или нырок и так далее (далее это
нанесет ответный или встречный удар и снова прикроется, сыграет, уклонится).
Что делать? Ответ был найден. Основную атаку ударом или
броском нужно готовить. Для того, чтобы бросить борца нужно заставить его
двигаться вправо или влево, вперед или назад, либо сопротивляться движению в тех
же направлениях. На ринге боксеры работают связками, первые удары в которых
составляют подготовительные удары и финты, приоткрывающие противника для
нанесения нокаутирующего удара. Общее в первом и во втором случае то, что
противника заставляют реагировать на определенные действия, маскирующие основную
атаку. Таким образом, связки, состоящие из выведений из равновесия и финтов с
последующей основной атакой, можно считать венцом развития боевого искусства на
данный момент.
Если просуммировать предыдущие этапы развития техники
рукопашного боя, то получается стройная логика развития от простого к сложному:
Точки тела, куда наносится удар и ударные поверхности.
Формы бросков и ударов, болевые и удушающие.
Отсев и наработка наиболее рабочих и практичных форм
приемов.
Комплексные системы защиты.
Серийные атаки, финты и выведения из равновесия.
Какой толк в данной логике, кроме чисто исторического
интереса? Дело в том, что данная последовательность одновременно является
наиболее естественной логикой обучения. Выстроим подобную методику несколько
адаптировав ее к требованиям современного момента:
Цель боя в контексте данного стиля. В первую очередь ученик
должен знать для чего он изучает технику, при том не в плане общих слов (типа
"для того, чтобы подраться"), а конкретно. Для ударного стиля это точки (или
зоны) для нанесения ударов и примерный результат воздействия. Для броскового -
основы удержания человеком равновесия, а также строение суставов.
Изучение основных атакующих приемов. Зная цель, ученик
учится правильно атаковать. Желательно, чтобы удары и броски были доведены до
такого уровня, чтобы представлять реальную угрозу для противника в схватке. Со
временем, из общего арсенала стиля отсеиваются "любимые" приемы, которые
формируют личный арсенал конкретного бойца. В просторечье "накатываются
коронки".
Способы защиты от ударов и бросков. Умея выполнять удары и
броски, можно приступать к освоению приемов и методов защиты от них. Подобная
последовательность дает возможность отработать защиту в режиме максимально
приближенном к схватке. К сожалению, в многочисленных современных стилях
"самообороны" и "самозащиты" не учитывается именно эта элементарная логика.
Формирование техники. Умея атаковать и зная, как защищаться
от атаки, ученик учится обходить и преодолевать защиту противника, то есть бить
связки ударов и готовить броски выведениями из равновесия. Атакующие приемы +
защита + умение ее нейтрализовать - три необходимые технические составляющие
современного стиля боевого искусства.
Этап пятый, современный.
Эпоха тотальных войн, хочется надеяться, отходит в прошлое.
Войны локализуются. Средства связи и Интернет формирует общемировую
информационную сеть. Население концентрируется в городах, где поддержание
спортивной формы, снятие стресса и саморазвитие становится не роскошью, а
необходимостью. Спортивные стили становятся мировыми корпорациями со всеми
признаками большого бизнеса: реклама, рынки сбыта, менеджмент. Одновременно
возрастает потребность в синтетических системах, объединяющих на новом уровне
все, что было сделано и разработано на предыдущих этапах.
Интересный вопрос: куда пойдет развитие боевого искусства
дальше? С одной стороны развитие средств связи и общения, мировая практика
соревнований быстро уменьшает количество келейных стилей с эксклюзивной
техникой. Средневековая закрытость восточных школ сегодня в принципе невозможна.
Люди получили возможность сравнивать и анализировать различные технические
приемы и подходы не только на собственном, ограниченном по определению, опыте.
Раньше тренер был истиной в последней инстанции, теперь всегда есть возможность
проверить и обсудить информацию, которую дают на тренировках. Инструкторам
вешать "лапшу на уши" новичкам становится все труднее. Отсюда более реалистичный
подход к технике и тактике боя.
С другой стороны все большее значение приобретает компонент
развития личности. Растет спрос на системы не ограниченные чисто боевой
техникой, а уделяющие внимание комплексному развитию человека. Косвенное
свидетельство этому - успех йоги и родственных ей школ. Возможен синтез западной
техники и тактики боя и восточных (не обязательно китайских или японских)
методов психо-физического развития человека. Впрочем, поживем - увидим!
Медведев Д.Ю.
http://www.isrb.ru/articles/history.html