Сложно говорить о какой-либо тактике ведения поединка на
данном этапе. Удар в большинство точек, указанных на рисунках можно нанести
только в случае если человек не двигается и не готов к схватке. Скорее всего,
это и была первая цель данной практики, одновременно и первый рисунок боя:
ударить неготового к бою противника и... достать оружие (которое, как правило,
имелось на поясе у всех сословий). В саллической правде франков и в русской
правде Ярослава Мудрого предусматривалась специальная «статья» за подобную
атаку. При этом многие формы кисти при ударе доставят больше боли нападающему,
чем атакуемому. Кажется, что люди, их придумавшие, не успели опробовать на
практике все свои идеи. Слишком часто доставание оружия оканчивалось смертью
будущего "мастера рукопашного боя" от настоящего "мастера оружия". Взамен
пришлось сочинять легенды о крестьянах голыми руками в одиночку крушивших
закованных в доспехи самураев. Что же, мечтать не вредно!
Одновременно появились первые варианты того, как бросить
противника на землю, что требовало понимания (пусть даже на первых порах
интуитивного) принципов удержания человеком равновесия. Необходимость в бросках,
возможно, продиктована тем, что любое оружие имеет свою дистанцию работы. В
ситуации боя есть небольшая вероятность плотного столкновения "грудь в грудь".
На этот случай, как видно, и тренировали одно - два движения которыми можно
опрокинуть противника на землю. Партером в то время не занимались, так как
упавшего бойца можно легко добить имеющимся в руках оружием (дистанция-то удара
восстановлена).
О каком-либо профессионализме на данном этапе говорить не
приходится. "Профессионал" происходит от слова "профессия", то есть то, чем
человек зарабатывает деньги. На одном - двух приемах шибко не разживешься, в
большем же объеме данные навыки просто никого не интересовали. При всем уважении
к первым пионерам рукопашного боя они больше похожи на чудаков и любителей.
Этап третий, древний.
- Каратэ можно считать учебником по боевому искусству
- Интересно, какого года выпуска данный учебник?
Диалог на семинаре по каратэ.
Возрождение на "Западе". Традиционный средневековый порядок
вещей дает трещину. На полях сражений непобедимое прежде рыцарство терпит первые
поражения от "черни". Оказывается что горожанин, вооруженный примитивной
аркебузой способен убить на расстоянии закованного в доспехи благородного
рыцаря! Совсем чернь оборзела, на современном языке! От мордобоя на полях
сражений еще меньше пользы. Но традиционный религиозный гнет ослабевает, человек
осознает себя и хочет совершенствоваться, притом не только в плане разума, но и
в плане тела! Появляются первые инструктора, профессионально разрабатывающие
методы воздействия на противника голыми руками. На "Востоке" с опозданием на век
похожие процессы.
Куда и чем бить к этому моменту было уже понятно. Следующий
по логике вопрос: как бить? Результат работы: десятки вариантов нанесения ударов
кулаками, локтями, ногами и другими частями тела зарисованные и описанные в
учебниках каратэ и ушу. Броски и болевые заломы дзюдзюцу и так далее.
Оказывается ударить человека или бросить можно очень даже по-разному, и
творчество мастеров заработало на полную катушку... Ударов руками до сотни, 108
бросков стиля дзю-дзюцу, "искусство 3000 ударов ногами". С точки зрения
современных знаний по биомеханике человеческого тела большинство этих вариантов
выглядят достаточно неказисто, но для своего времени они были откровением. Почти
одновременно появились первые системы защиты, состоявшие в основном из одиночных
блоков, которые до сих пор составляет значительную часть техники восточных
стилей.
В "Фехтовальной книге" Талгофера предлагался следующий
бросок, для выполнения которого надо просунуть голову между ног соперника таким
образом, чтобы он "оседлал" шею и, захватив руками обе его лодыжки, поднять его
на шее вверх и бросить вниз головой по собственной спине! Многие варианты
ударов, бывшие того в ходу, не менее экзотичны.
Рисунок боя выглядел следующим образом: на одиночный удар
отвечали одиночным блокирующим движением, а затем одиночным ответным ударом, что
до сих пор закреплено в практике кихона. В бросковой технике: захват - бросок.
Техника и тактика боя были рассчитаны на "нулевого противника" не обладающего ни
навыками защиты, ни навыками правильного падения. Отсюда и короткий характер
поединков, закрепленный в идее "удара наповал" в каратэ или "одного броска"
дзю-дзюцу. Соревновательной практики, как боя примерно равных по уровню
противников еще не знали.
Подобные процессы происходили и на "Западе". Мышление людей
идет сходными путями. Однако в Европе из-за меньшей приверженности традициям и
большей динамичности общества, похоже просто не считали, что данные изыскания
будут представлять особый интерес для потомков.
Этап четвертый, новый.
В схватке между знающим больше и знающим лучше выигрывает
знающий лучше.
Общеизвестная истина.
Новое время. Крах традиционного общества. Географические
открытия и колониальные захваты. Огромные, по рамкам средневековья, армии
вооруженные ружьями и пушками. Рукопашному бою в армиях обучают, но в основном в
форме владения штыком и прикладом. Дистанция боевого взаимодействия резко
увеличивается. Если в первую мировую войну военная доктрина еще предусматривала
штыковой бой, то во вторую войну основным стало уничтожение противника с
огневого рубежа.
Общеизвестный ои-цуки или шаг ногой с ударом одноименным
кулаком появился перед второй мировой войной, когда японское командование
поставило перед школами рукопашного боя задачу: дать армии один (!) прием
рукопашного боя на случай потери пехотинцем оружия в бою. Выиграл шотокан,
предложивший данное движение.
Одновременно с увеличением глобальных воин и конфликтов
уменьшается количество местных "проблем". Возникают условия для формирования
сравнительно безопасного гражданского общества, уделяющего все большее внимание
образованию и развитию своих членов. Человек хочет не только развиваться, но и
соревноваться с себе подобными, при том не в форме войны или другого
членовредительства. На "Западе", опираясь на средневековую традицию рыцарских
турниров, вводится в повсеместное употребление практика соревнований, как бой
примерно равных противников по определенным правилам. С небольшой задержкой
подобные "мероприятия" начинают проводиться и на "Востоке", начиная от дзюдо
Дзигоро Кано и переходя к современным тхеквондо и каратэ.
http://www.isrb.ru/articles/history.html