Но традиция (лат. traditio - передача), по определению, это
непрерывная передача опыта, норм поведения, ценностей, идей от поколения к
поколению. Для того, чтобы отсчитывать историю рукопашного боя от начала времен
нужно сначала убедиться в непрерывности, а затем в "однообразности" идей. Сложно
говорить о непрерывности от каменного века до Древнего Египта и Греции.
Письменных источников просто не было, но вот подозрительный перерыв от 394 года
(запрещение Олимпийских игр) до позднего средневековья бросается в глаза.
Как-никак более 1000 лет отсутствует любая информация по данному поводу.
Летописи уже были, история, как последовательность событий, более-менее
известна. Почему бы не восстановить целостность картины?
Много 1000 лет или мало? Если учесть, что достоверная
история человечества насчитывает немного более 2500 лет, более чем.
То, что люди дрались и боролись всегда, везде и во все
времена сомнению не подлежит. Но насколько это занятие можно считать боевым
искусством в современном понимании? Выполняло оно роль обеспечения безопасности
личности? Одно из основных отличий человека от животного не в знании бросков или
ударов, а в использовании орудий труда (и войны). Не дрались наши предки
кроманьонцы (и не наши предки неандертальцы) с мамонтами и тиграми. Они на них
охотились с копьями и топорами в руках. На человека вышедшего с голыми руками
против тигра наши предки посмотрели бы как на помешанного. И отношения между
собой (на серьезном межплеменном уровне) выясняли тоже не кулаками, а уже
упоминавшимися копьями и топорами. Даже общее знакомство с техникой владения
элементарным оружием убеждает в простой истине: с момента изобретения палки
умению пользоваться кулаками на полях сражений, хоть древнеегипетских, хорь
древнекитайских, отводилось ничтожно малая роль. Что касается второй цели, то
есть развития человека, это в те времена точно никого не интересовало. Ни до
того было!
Общепринятым считается возводить традицию рукопашного боя,
а шире и всего спорта, к греческим Олимпийским Играм. Тут и борьба, и кулачный
бой, и панкратион. Но давайте оценим общепринятые штампы критически. Основная
идея спорта: соревнование равных противников по определенным правилам. Насколько
это согласуется с греческими играми? Олимпийские игры в Древней Греции были не
столько соревнованиями, сколько религиозным обрядом в честь олимпийских богов и,
особенно, Зевса. Олимпия была священным местом. На время проведения Олимпийских
игр между полисами устанавливалось священное перемирие, чтобы "гости Зевса"
могли достичь Олимпии. Параллельно с состязаниями совершались жертвоприношения и
шествия в честь богов (или параллельно жертвоприношениям шли состязания?).
Святотатство было основанием для того, чтобы не допустить атлета к
соревнованиям. Победителя награждали лавровым венком, который был символом
Апполона. Самое главное: выигравший состязания не просто был самый сильный,
быстрый и ловкий, он становился богоподобен, ему ставились статуи и воздавались
почести как богу. Возвратившись в родной город, он привозил с собой
благословление богов на весь город.
Уловив общность формы, религиозные мистерии Древней Греции
и современный спорт связывают воедино, что не совсем правильно. Если судить по
форме, то соревнования по бегу можно отсчитывать от уже упоминавшегося каменного
века, с призом для победителя в виде мамонта. Вообще приписывать предкам
собственные эмоции, мысли и оценки распространенная ошибка. Даже лингвистически
английский термин "sport", это сокращение от первоначального "disport" - "игра",
"развлечение" и имеет мало общего с тем, что происходило в Древней Греции.
Весь современный спорт это, по сути, продолжение традиции
не древней Греции, а средневековых европейских рыцарских турниров. Именно там
зародилась идея соревнования равных противников по определенным правилам,
основанным на своеобразном кодексе чести. Турниры недаром называют средневековым
спортом. На турнирах оттачивалась техника боя, разрабатывались турнирные
доспехи, регламентировались и классифицировались удары. Сам турнир постепенно
эволюционировал от ристалищных сражений двух мини армий до уровня грандиозного
праздника, центральным событием которого было противоборство двух профессионалов
с целью сначала славы, а затем и денежных призов (спорт любительский
эволюционировал в профессиональный). С этого же времени мы и начнем
рассматривать реальную историю современного рукопашного боя.
Этап второй, древнейший.
"Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей,
рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того
(обидчика), то платить, и этим дело кончается."
Русская правда Ярослава Мудрого.
Средневековье, что западное, что восточное! Традиционное
общество сюзеренов и вассалов. Неизбежные и бесконечные феодальные войны. На
поле боя царствует холодное оружие: луки, копья, мечи. Им "противостоят" шлемы,
шиты и доспехи. Ритуальные молитвы над оружием, поднимание забрала перед
схваткой и представление противнику: "Я, такой-то и такой-то, имею честь
атаковать вас!". Аристократическая честь и верность пополам с варварскими
ритуалами, вроде поедания печени убитого врага или "пробы" меча на простолюдине.
На уровне обычной жизни покоя тоже не много. Оружие с собой носят все, начиная
от крестьян. Религия диктует человеку, как жить и что делать. Один из первых
постулатов: "Человек создан господом по своему образу и подобию". Если "создан",
то о каком личном развитии может идти речь? Бог же не развивается! И среди всего
этого "мрачного" великолепия первые робкие попытки ударить человека голой рукой.
Что нам известно о данном периоде развития боевого
искусства, кроме легенд? Какими источниками можно пользоваться? Источники есть.
Нужно только их правильно читать и подойти к ним критически, опираясь не на
легенды, а на логику и здравый смысл. Это большинство руководств по каратэ и
ушу. С чего начинаются подобные учебники, если пролистнуть стандартное
вступление о древности стиля? С человеческой фигуры с лица и спины с точками для
нанесения ударов. Похоже, это и есть наиболее древняя часть руководств по БИ и
первый вопрос, который волновал мастеров прошлого: куда можно ударить человека с
максимальным эффектом? Вопрос не праздный. Для холодного оружия такая
избирательность не характерна. Меч или сабля при отсутствии доспехов рассекают
тело человека практически в любом месте. Немного позже, а может и одновременно,
возник вопрос: чем бить? Отсюда второй раздел с многочисленными формами сжимания
кисти: "голова цыпленка", "лапа медведя", рука-меч, рука-копье, рука-молот,
ударных поверхностей локтя и стопы и так далее.
Интересно, что формы кисти часто называли по уже
существующим видам оружия, а не наоборот. Заметьте, не копье это "оружие -
вытянутые пальцы", не меч это "оружие - ребро ладони", а кисть с вытянутыми
пальцами это "рука-копье", ребро ладони - "рука-меч". Косвенное свидетельство
того, то владение копьем и мечом древнее всех ухищрений руками - ногами.
http://www.isrb.ru/articles/history.html