Понятие ученичества часто отвергается людьми Запада, где
так высоко ценятся независимость, соперничество и индивидуальности. Но на
Востоке ученичество является ключевой стадией развития занимающегося боевыми
искусствами. Это, так сказать, испытательный полигон, на котором ученик должен
разрешить невероятно сложные и порой мучительные личные кризисы, прежде чем
открыть для себя смысл и значительность в тренировке. Ученичество может занимать
много месяцев . или много лет, . в зависимости от усердия и зрелости ученика.
Ученичество само по себе уже есть вид искусства, чья цель .
помочь ученику избавиться от всех предубеждений и предрассудков и выйти за
эгоцентричные уровни существования. Ученичество подразумевает изучение искусства
отречения, самоотверженности и подчинения тому, что действительно составляет
сердцевину искусства жизни.
Ученичество очень напоминает духовное обращение . тем, что
успех в нем целиком зависит от готовности обращаемого, равно как и от отсутствия
принуждения со стороны мастера. Если любое из этих требований не выполняется, то
создаются нездоровые отношения, которые рано или поздно разрушатся.
Стать учеником . это не просто действие. Это очень сложное
дело, ибо, чтобы найти достойного мастера, требуется серьезность намерений и,
порою, долгие и изматывающие поиски. Это не ярмарка, куда можно зайти и найти
хорошего мастера, и не магазин, предлагающий скидки на товары; здесь принимаются
не пластиковые карточки, а только полновесная монета усердия. И это должно быть
именно так.
Истинный поиск представляет собой первую стадию, резко
отличающуюся от остального процесса обучения воинским искусствам. Истинный поиск
. это не просто погоня за мастером с лучшими боевыми приемами, сильнейшими
физическими достижениями, с наибольшим количеством опубликованных книг или из
самой крупной организации.
Погоня за блестящими призами и эффектным мастером, которой
предаются столь многие современные юноши, упускает то, что стало бы для
кандидатов в ученики самым важным из всех призов: подлинного мастера,
наделенного внимательностью, скромностью, духовной чистотой, состраданием,
самоотверженностью, беспристрастностью и способностью любить и быть любимым.
Понятие настоящего человека ни в коей мере не определяется
внешним видом или поверхностными достижениями. Степень внутренней духовной
чистоты жизни человека . вот что составляет его величие. Эта особая чистота и
есть то качество, которое кандидату в ученики следует искать в мастере с
действительными заслугами.
Настоящий мастер всегда проявляет любящую доброту,
сострадание и самообладание и культивирует эти добродетели при любом контакте с
учениками. Мастер никого не боится, и его (ее) тоже не боятся. Достичь таких
возвышенных состояний сознания нелегко, и именно потому, что такие мастера так
высоко ценят добродетели скромности, альтруизма и любящей доброты, их милосердие
часто не видно окружающим. В мире, управляемом болтовней газет, стремлением
стать известным и саморекламой, те, кто стремится к достойной жизни, обычно
остаются без внимания; а даже если их и признают хорошими людьми, то их боевое
мастерство может пониматься совершенно неправильно.
Выбор, стоящий перед учеником, нашедшим настоящего мастера,
почти столь же труден, ибо этому ученику предстоит научиться подчинять свое эго
и принимать учения без колебаний, без негативных мыслей. Колебания означают
сопротивление и трения. Негатив-ность подразумевает отречение и отказ. Если
ученик проявляет какое-либо из этих качеств, мастеру следовало бы отказаться от
обучения.
Когда ученик сопротивляется обучению или допускает
негативные мысли в отношении мастера, необходимую для отношений мастер/ученик
гармонию невозможно создать. Внутренний рост имеет место только тогда, когда
ученик обладает полным доверием и верой в мастера. Без открытой и доверительной
готовности к наставлению высшее знание никогда не будет достигнуто . Как мастер
должен быть достоин привязанности и доверия ученика, так и ученик должен быть
достоин получать учения мастера.
http://egor.gde.to/library/learning.php