Следующий параметр нокаутирующего удара - скорость. Если вы
медленно толкнете человека бетонной плитой три тонны весом, он отшатнется, но на
удар это воздействие будет походить мало. Скорость удара зависит от длины
траектории, которую проходит рука в ударе, от расслабленности тела перед началом
движения и от темпа дыхания. Траектория удара должна быть минимальна, в идеале
это прямая, соединяющая кулак и цель (рис.4). Часто, пытаясь придать удару
дополнительную силу, ученики делают небольшой замах, разгоняя руку (рис.4').
Такой замах несколько прибавляет силы удару, но отрицательно сказывается на
времени приема. Научитесь бить не только рукой, а, как говорилось выше, всем
телом, и необходимость в замахах отпадет.
Расслабленность нужна для того, чтобы мышцы антагонисты не
мешали движению. Так, например, бицепс и трицепс, мышцы антагонисты, сгибают и
разгибают руку. Трицепс отвечает за разгибание руки в удар. Если при этом бицепс
будет расслаблен не до конца, то он затормозит движение руки вперед.
И последнее, что влияет на скорость удара - это дыхание.
Нехитрое правило: темп и скорость дыхания соответствуют темпу и скорости
движения. Наиболее технологичен резкий выдох через нос, при котором воздух
выгоняется из легких резким поджатием мышц живота. От привычки дышать ртом во
время боя нужно как можно скорее отказаться. Кроме снижения скорости в момент
удара расслабляются мышцы живота, и приоткрывается рот. Любой встречный удар
может принести нешуточные проблемы типа сбитого дыхания, выбитых зубов или
прикушенного языка. Правильное дыхание мне в детстве ставил тренер по боксу,
который знать ничего не знал про дыхательные практики, популярные в восточных
единоборствах, но хорошо понимал, как нужно дышать в схватке.
Скорость и сила удара связаны, в некотором роде, обратной
связью. Если вы бьете по схеме "рука - плечо - бедро - нога", то общее время
движения больше, чем удар одной рукой, и, следовательно, скорость меньше. Самое
быстрое - движение без вложения, однако, оно и самое слабое. Нередко можно
видеть бойцов с мощными, но затянутыми, или с хлесткими, но слишком легкими
ударами. Для каждого будет свое идеальное соотношение между массой тела, которую
он может вложить в удар, и временем, которое он на это потратит. Нахождение
оптимального баланса - дело времени, практики и опыта. Уклоны в одну или другую
сторону можно наблюдать и в технике большинства стилей.
Например, вин-чунисты любят говорить про число ударов,
которые они наносят в секунду. Они забывают, что цель тренировки не механическое
количество за единицу времени, а результат в виде плавно или резко опускающегося
на пол противника. Можно ударить несколько ударов в секунду, действуя от
предплечья, и не включая корпус, но серьезная схватка не тот случай, когда
количество легких ударов может перевесить качество одного нокаутирующего.
Еще одна составляющая нокаутирующего удара - точность.
Здесь, кажется, проблем не возникнет. Подбородок у противника один, если он
двойной, бейте в верхний, не ошибетесь. Почему именно в подбородок? Эта зона
наиболее чувствительна в плане нокаута. Удар в нос, для сравнения, болезненный,
но к решающим результатам приводит гораздо реже. Одним словом, хотите бить
больно, бейте в нос, хотите бить эффективно, бейте в подбородок. Однако схватка
не стрельба в тире по мишеням. Противник стоять на месте или запрограммировано
двигаться не будет. Он уклоняется, отклоняется, оказывается то ближе, то дальше
чем нужно. Вообще, противник всегда в схватке будет стоять немного не так, как
вам надо. Более того, встречаются опытные бойцы, которые намеренно держат
верхнюю часть тела в движении, чтобы не дать пристреляться. Если вы хорошо бьете
по мешку, это еще не значит, что вы сможете попасть по противнику. С этой точки
зрения постановка точности удара становится серьезной проблемой, особенно в
скоростной схватке. Положение осложняется и тем, что во многих школах боевого
искусства ученики намеренно бьют удар мимо цели, боясь травмировать партнера.
Бить удар мимо цели становится своеобразным навыком, за который придется дорого
платить в реальной схватке.
Кроме механического опыта спаррингов, в наработке точности
удара неплохо помогает работа по движущейся лапе. Приучитесь бить не просто
перед собой, а выше или ниже, правее или левее привычного. Корректируя удар
"выше-ниже", достаточно изменить высоту движения бьющей руки, корректируя
"вправо-влево", необходимо научиться бить удар с разворотом ног и корпуса в
сторону цели так, чтобы траектория удара всегда шла вперед (рис.5). Удар вбок не
позволит правильно вложиться и, в результате, общий эффект приема будет низким
(рис.5'). Умение бить удар с разворотом в сторону цели особенно пригодится в
схватке с двумя и больше противниками, которые могут оказаться как справа, так и
слева от бойца. Если вы работаете с одним противником, он практически всегда
перед вами, групповая схватка таких условностей не знает.
Далее надо освоить ситуацию, когда цель ближе или дальше по
отношению к идеальной дистанции удара. Хороший удар требует ювелирного чувства
дистанции. Будет противник чуть дальше, и удар повиснет в воздухе, чуть ближе, и
не наберет поражающего эффекта, превратившись в толчок. Затем нужно научиться
проводить прием с шагом или скольжением вперед (рис.3) и на шаге назад (рис.6).
Приличным уровнем владения техникой можно считать умение посадить идущего на вас
противника на встречный удар, и догнать отступающего не просто "эй, ты, там,
стой, кому говорю!", а ударом же.
http://www.isrb.ru/articles/punch.html