Обратный хват ножа: лезвие от мизинца смотрит вниз. Нож
держится достаточно жестко, при необходимости допускается накладывание большого
пальца на торец рукояти клинка.
Кроме этих хватов, существует множество промежуточных
положений клинка в бою. С мастерством число стационарных хватов уменьшается, и
нож представляет собой некую переменную, которая может находиться в любой точке
пространства перед исполнителем.
При прямом хвате клинка можно выполнять огромное количество
действий, от непре-рывных волновых действий в горизонтальной плоскости, причем,
используя для движения не только всю руку, но и одну кисть, что уменьшает
возможность парировать такие удары, так как они менее различимы и обладают
большой скоростью. Этим хватом удобно произ-водить рубящие, режущие, секущие
удары со всех сторон, сверху вниз и снизу вверх, мол-ниеносные уколы, и
комбинированные удары (рубяще-вспарывающие, тычково-режущие) по всей плоскости
тела противника.
Профессиональное использование ножа подразумевает
применение не только различных хватов в динамическом режиме, но и умение
фехтовать любой рукой, использовать пере-хваты для смены рук, а также работать
свободными конечностями синхронно и, самое главное, асинхронно (этим отличается
работа профессионала хорошего класса) с клинком. Эти требования возможны только
при хорошей механической и психофизической подго-товке. Но не только знание
механики обеспечивает победу, а 90% победы – знание своих возможностей и
возможностей клинка, понятие его составляющих, т.е. полное осознание ножа, как
инструмента действий (отсюда и вытекает отсутствие страха лезвия, умение «па-раллелить»
клинок с конечностями и с телом).
Все действия, в ножевом бое, можно разделить на линейные и
круговые (пластичные). Форма исполнения у каждого тактического варианта разная.
Траектория линейного боя – это ломаная линия, а также различные «угловые» фигуры
(треугольники, квадраты и т.д.). Основа заключается в сочетании поступательных и
возвратных движений, что близко к традиционной фехтовальной манере ведения боя.
Жесткое удержание клинка в руке - не-отъемлемая часть линейного боя. Только так
боец может достичь максимальной эффектив-ности, т.к. при выпаде – уколе
пробивная способность усиливается.
Возвратное движение используют, как защиту, так и для
вспарывания уже пораженного участка противника. Основной недостаток этой формы
применения – это малая эффектив-ность в групповом бою, граничащая с большой
вероятностью быстрой смерти. Противники атакуют со всех сторон и нужно иметь
огромную скорость укола, чтобы быстро нейтрали-зовать их, что мало вероятно, а
«залипание» на одного противника открывает путь другим и боец становится
беззащитным. Поэтому такой вид боя хорош при ограниченном количе-стве врагов.
Хотим отметить, что в армейских подразделениях, которые
используют амуницию: броне-жилеты, форму, разгрузки и др., линейный бой
актуален. Только сильным, линейным уда-ром, возможно, пробить обмундирование –
это, во-первых, а во-вторых, простота исполне-ния позволяет обучать бойцов в
короткий срок.
Мастера линейного боя никогда бездумно не нападают, а
стараются маскировать действия обманными движениями, и бой сводится, кто кого
обманет или обманется.
Техника кругового боя координально отличается от линейного
боя, как круг отличается от линии. Пластичные действия не разбиваются на
атакующие и защитные, единственное тре-бование – это непрерывность: с любой
точки пространства может последовать порез, укол, вспарывающее движение.
Траектории такой формы исполнения представляют собой вось-мерки, лепестки
(спирали и т.д.)
Отсутствие атаки и защиты, т.е. цикличность движений,
обеспечивает постоянное напря-жение противника и увеличивает вероятность
поражения при выполнении приемов и ком-бинаций. Другими словами, все сводится к
«блок – удару», т.е. слиянию атаки и защиты в одно движение, воздействие, что
экономит силы и является оптимальным для ведения боя против нескольких
противников, потому что позволяет бойцу ткать вокруг себя боевую «паутину» из
траекторий описываемых клинком.
Мастер пластичного боя, как бы находится в сфере, созданной
своим клинком, и он пора-жает (отсекает) любую часть противника, что пересекает
границу этой сферы, будь то нога, рука, палец или голова.
В круговом бою удобно использовать работу по ближайшей
конечности, т.е. боец гонится не за «лицом» врага, а поражает ту часть тела, что
находится ближе, более открыта. Непре-рывность движения позволяет перейти в
любой уровень атаки и провести неожиданные воздействия: от пореза – укола, до
удара всей плоскостью клинка или рукоятью с после-дующим прихватом за одежду,
кожу и т.д.
Выбор ведения поединка не должен быть только линейным или
круговым. Случаев в жизни бывает много, но людей рассказывающих о них всегда
было мало. Поэтому нужно знать все формы использования и уметь их применять
комбинированно.
Любой ножевой бой начинается с момента психологической
оценки, которая опирается на визуальные (зрительные), внутренние, слуховые и
т.д. параметры, основным является визу-альный параметр.
Если противник обнажил нож, понизил центр тяжести, руку с
ножом вытянул вперед, со-гнул свободную руку тыльной стороной к себе,
задумайтесь, и если вы не уверены, бегите, и, причем быстро. Не стоит узнавать у
него профи он или книжек начитался, не стоит, есть огромная вероятность ничего
никогда не узнать!
http://bulatrb.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=9