Сценический бой, чтобы зрители ахнули.
"Если хочешь научиться драться, посмотри на Ван Дамма и
сделай наоборот".
Шутка в среде рукопашников.
Да не просто ахнули, а с придыханием: эх, мне бы так. Как?
Конечно удар пяткой в прыжке с разворота как у Брюса, бросок "а-ля Стивен Сигал"
или любой другой не менее зрелищный элемент. Речь идет о многочисленных драках и
потасовках, которых хватает в каждом крутом боевике. Десятки и сотни фильмов
внедряют в мозги эту модель денно и нощно, и информация откладывается в
подсознании миллионов людей.
Среди тех, кто серьезно занимается боевым искусством,
принято относиться к экранным "фокусам" слегка снисходительно, но не будем
заниматься снобизмом. Подобрать технику для драки на сцене не такая простая
задача, как кажется на первый взгляд. Каскадер, исполняющий трюки, обладает
сложной профессией, требующей квалификации и большого количества специальных
навыков. Прежде чем морщить нос по поводу "дешевых трюкачеств", попробуйте сами
поставить сценку, хотя бы близко напоминающую то, что делает в фильмах Джеки
Чан. Конечно Джеки Чан это классика, подавляющее большинство "мастеров"
экранного боя не дотягивают даже до уровня его колен. Профессионализм в данной
области состоит в том, чтобы люди смотрели, не отрываясь от экрана. Но как бы
профессионально ни был снят поединок, это еще не реальный бой.
Обычные приемы и техники, которыми пользуются как
рукопашники в схватке, так и спортсмены на соревнованиях, здесь не подходят. На
соревнованиях даже опытные судьи не всегда успевают заметить в череде мелькающих
рук и ног единственный короткий удар кулаком в "солнышко", от которого боец
сгибается в три погибели. Куда уж неискушенному зрителю! Да и эстетически не
тянет: один ткнул в разрез, а другой согнулся и не желает подниматься ни под
каким видом. Для экрана нужно что-либо более красивое амплитудное, чтобы даже в
перерывах между вечерним бутербродом и беседой с женой, взглянувший на экран
зритель мог уловить, что главный герой благополучно кого-то снова посылает
головой в угол. Не дай Бог после удачного удара добить падающего противника!
Будь ты хоть положительный герой, хоть отрицательный, не важно, стой и жди, пока
он придет в себя и поднимется. Бандитская разборка в Гонконге, таким образом, по
манере поведения участников больше напоминает рыцарский турнир в средневековой
Европе. Еще одно непременное условие сценического боя: меньше крови, синяков и
гематом, а то представляете, во что превратится физиономия главного героя,
прошедшего через десяток драк, огонь, воды и медные трубы на пути к желаемой
цели. Его же к финалу никто не узнает!
Но искусство сцены есть искусство сцены, винить его за это
глупо. Оно такое, какое и должно быть - зрелищное. Под эту цель и подбирается
соответствующая техника вроде уже упомянутого удара пяткой в прыжке с разворота
или инерционного броска. Да что там кино! По такому же принципу подбиралась
прыжковая техника ушу в период культурной революции. Чтобы ахнули и в Китае, и
за рубежом. И ахают до сих пор на всех языках.
Спортивный бой, чтоб судья победу присудил.
"А он все бьет, здоровый черт,
Я вижу быть беде.
Ведь бокс не драка - это спорт
Отважных и т.д.
Вот он ударил: раз, два, три
И сам лишился сил.
Мне руку поднял рефери, Которой я не бил".
В. Высоцкий.
Из кресла, стоящего напротив голубого экрана, мы
перемещаемся в спортзал. Но не на тренировку, а прямо на соревнования. Так или
иначе, но тренировка в любом спортивном стиле, будь то самбо, каратэ или тайский
бокс, есть лишь средство для подготовки к соревнованиям, с которыми и надо
разобраться подробнее. Спортивные соревнования явление сложное, рассматривать их
как нечто положительно или отрицательно нельзя. Соревнования это уже не театр,
но еще и не реальность. Как и в жизни, плюсы и минусы перемешаны друг с другом.
По сути, соревнования это бой между двумя людьми в рамках
определенных правил. С этого определения мы и начнем разбор устоявшейся практики
соревнований, а шире спортивных стилей вообще. В первую очередь соревнования это
все-таки бой. Не ката, не бой с тенью и не схватка в воображении. На
соревнованиях вы встречаете если не противника, то конкретного, часто
незнакомого вам человека, у которого свои расклады и который сделает все
позволительно возможное, чтобы эти расклады осуществились. К чести спортсменов
нужно сказать, что они действительно дерутся, хоть и в рамках правил, но
дерутся, а десятки "боевых" стилей вообще предпочитают обходиться без проверки
своих навыков на практике, только оправдываются. И какие оправдания-то находят,
что так и хочется сказать: вы бы это творчество, да в продуктивное русло.…
Начиная с того, что их сверхсложную и эффективную технику могут применять только
мастера, и, заканчивая тем, что "мы же вас просто убьем!" Ой, как страшно!
С другой стороны, из-за того, что победа на соревнованиях
присуждается за действия в рамках определенных правил, цель спортсмена не победа
сама по себе, а чистое, правильное и, естественно, эффективное исполнение
техники. Например, на ринге где-то к десятому раунду, когда боксеры устают и
попадают в клинч раз за разом, судья разводит их для того, чтобы они имели
возможность нанести удар. Прикиньте, насколько в реальной ситуации, если бойцов
не разводить на дистанцию, уменьшится вероятность нокаута.
Любой спортивный стиль, будь то тхеквондо, саньда, тайский
бокс или самбо - это правила, правила и еще раз правила, загоняющие бойцов в
жесткие рамки. Попробуйте на соревнованиях по кекусин-кай или тхеквондо заехать
кому-либо в торец кулаком, мигом дадут предупреждение, а потом и
дисквалифицируют при повторной попытке. И правильно, "в чужой монастырь со своим
уставом не суйся". Своих правил хватает: что делать, а что нет, когда и в каком
месте. Все это концентрирует внимание на оттачивании конкретной техники, а
практика схваток, как на ринге, так и на борцовском ковре, быстро отметает
непрактичные и нерабочие приемы. Наиболее эффективные техники боевого искусства
были разработаны именно в рамках спортивных стилей. Нравится это кому-то или
нет, но основной технический арсенал спортсменов вполне соответствует боевым
требованиям. Удар ударом остается всегда, хоть на ринге, хоть на улице. Болевые
и удушающие приемы борцов опасны в любом случае, суставы у всех одни, и дышать
человеку нужно везде. Даже внешне безобидный бросок через бедро может привести к
травме, особенно если его делают не на мягком покрытии, а на асфальте. А то, как
спортсмены владеют этими техниками, их методика тренировок и степень
работоспособности -недостижимый уровень для адептов большинства стилей,
претендующих на звание боевых.
Один из основных минусов соревнований это предсказуемость,
то есть при встрече спортсмен на 90% знает, чего ждать от вероятного противника,
а оставшиеся 10% техники состоят из неожиданных комбинаций приемов и разного
рода хитростей. Комбинации строятся по принципу шахмат: кто на большее число
ходов умеет рассчитывать. Так как мой противник заранее знает мой прием,
следовательно, будет проводить контрприем, а я его поймаю на этом контрприеме
против моего приема, а он еще контрприем сделает... Система кормит сама себя и
растет сама в себе, ограниченная собственными рамками правил. Что же касается
хитростей, поговорите с профессиональными спортсменами, и вы удивитесь, как
много можно сделать в этом искусственно ограниченном пространстве. Например,
можно на соревнованиях по дзюдо растереть сопернику воротом кимоно шею или, беря
захват, нанести удар в грудь и сбить дыхание. Наступить на ногу в боксерском
клинче, случайно нанести удар головой и рассечь бровь, зажать перчатку подмышку
и так далее. Так чем же тогда отличается спортивный бой от реального, и есть ли
смысл их разделять, усложняя и без того непростую картину боевого искусства?
Есть.
http://www.isrb.ru/articles/realistic.html