Долгие поиски привели к поразительно простому выводу.
Приемы различаются по степени сложности и требуют различного времени для
отработки и оттачивания. Сравните прямой удар кулаком и круговую подсечку пяткой
на нижнем уровне, либо, того больше, акробатический элемент с ударом ногой. Для
разных техник требуются навыки разного уровня сложности. Так, например, для
удара кулаком нужно, в самом простом варианте, уметь правильно формировать кисть
в кулак и вкладывать в удар тело, для подсечки же необходим навык кругового
вращения, да еще на нижнем уровне, ну а бить ногой с кувырка без знания
акробатики просто смешно. Более сложная подготовка требует больше времени,
поэтому удар кулаком можно вполне квалифицировано выполнить после 2-3 месяцев
тренировок, на удар ногой в голову необходимо до полугода (пока растяжка
повысится). А на инерционный бросок, типа тех, которые применяются в айкидо, или
на хорошее усвоение удара с кувырка и нескольких лет бывает маловато.
Тогда не могут ли простые приемы служить подготовительными
ступенями для более сложных и, одновременно, более эффективных? Последнее, то
есть эффективность, не менее важно, так как, согласитесь, что только ради
сложности приемы не будет изучать ни один здравомыслящий человек. И, в итоге,
нельзя ли выстроить всю технику боевого искусства по степени возрастания
сложности приемов?
Не в том ли беда всех наших поклонников таинственного
Востока, что они берутся за сложные техники без предварительной проработки более
простых уровней? Многие ли айкидоки, изучающие инерционные броски, могут бросить
противника элементарным броском через бедро, да не на тренировке, когда им умело
подыгрывают, а в бою, когда противник сопротивляется? Часто ли ушуисты,
пытающиеся использовать в схватке лапу тигра или там цыпленка, знают, что такое
элементарная боксерская двойка кулаками в челюсть, посылающая человека на пол?
Говоря другими словами, чтобы взойти к вершинам техники, не обязательно высоко
прыгать, в прямом и переносном смысле. Вместо этого можно поискать лестницу и
потихонечку, не торопясь, проходить ее ступенька за ступенькой. Как строится
такая "лестница", мы подробно проследим на примерах техник ударов руками, ногами
и техники работы с захватом. А чтобы лестница не была пугающе длинной, сведем ее
к трем основным ступеням или этапам, которые условно назовем уровни "Земли",
"Воды" и "Огня". В общем плане "Земля" - это элементарные приемы, они же база
любой серьезной работы. "Вода" - это сложные техники, требующие многолетней
тренировки и солидного опыта. "Огонь" - мастерство, до которого доходят единицы.
Техника ударов руками
Техника ударов руками первого уровня строится на
использовании кулака (Рис. 1). Этот способ формирования кисти может кому-то
показаться тривиальным, но он заложен в нас генетически, и любой специально не
тренированный человек в критической ситуации воспользуется именно им. Кулак
прост и интернационален. Динамика движения при этом может быть разная. Кулаком
пользовались и в каратэ, и в шаолинь-цуань, хотя автор предпочитает динамику
бокса, возможно по той простой причине, что она была создана европейцами.
Попадание кулака в голову или живот имеет массу неприятных последствий, с
которыми любой серьезно занимающийся встречался не раз. Воздействие кулака идет,
в основном, по внешнему слою атакуемой поверхности, так как кулак имеет
сферическую форму, и энергия удара кулаком рассеивается на манер кругов по воде
от брошенного камня. Самый частый урон от кулака - это повреждение мелких
лицевых мышц и кожных покровов, попадающих между костяшками кисти и костями
черепа. Естественно, что я имею в виду среднестатистического занимающегося, и
сила удара зависит от мастерства бойца. Попав под удар профессионального
боксера, мелкими, а порой и крупными, мышцами не отделаешься, а после встречи с
мастером "иккен-хисацу" окинавского каратэ в былые времена радовались, что всего
лишь почки в белье ссыпались.
Теперь первое усложнение методики. Если в бою вы чувствуете
себя настолько уверено, что съездить по морде противнику для вас не проблема,
можно повысить планку и вместо кулака использовать кулак с выставленным вперед
суставом среднего или указательного пальцев (накадока-кен или ипон-кен по
японской терминологии). Но при этом и цель нужно выбирать соответствующую. Не
просто в челюсть, а, предположим, в сухожилие, соединяющее челюсть и кости
черепа. Однако если вы в бою в нос-то попасть четко не можете, то автор
настоятельно не советует заморачивать себе голову подобными тонкостями. Кулак и
техника владения им по нашей системе относятся к уровню "Земли".
Второй уровень или "Воду" составляет техника ладони (Рис.
2). Переходить к ладони после кулака стоит хотя бы по той простой причине, что
через 5-6 лет серьезных тренировок удар, естественно, начинает тяжелеть, что
сказывается не только на состоянии ваших противников, но и на состоянии ваших
кулаков. Тогда у вас есть три выхода. Первый - это бинтовать руки подобно
боксерам, что все равно плохо предохраняет суставы от травм, да и бинт не всегда
есть под рукой, как и время на его заматывание. Второй - превращать руку по
крепости в живую кувалду различными методиками, разработанными, например, в
каратэ, но с годами такое уродование рук может выйти вам боком. Третий - это
переходить на другие не менее эффективные, но более безопасные для собственных
рук формы кисти, например, на ладонь. Подвидов ладони существует немало. Это и
основание или пятка ладони, которой наносятся жесткие удары в лицо. "Лодочка"
или собранная ладонь, от которой летят барабанные перепонки. Плоская ладонь,
фокусирующая ударную волну на внутренних органах. "Мертвая" ладонь, обжигающая
кожу. Даже по этому перечню понятно, насколько ладонь по применению и
воздействию сложнее и многограннее кулака. В общем же плане ладонь фокусирует
ударную волну внутрь тела, а не размывает ее как кулак по поверхности. При ударе
ладонью по корпусу страдают не кожно-мышечные покровы, а внутренние органы, а
боец, пропустивший хороший удар ладонью по голове, зарабатывает мини сотрясение
мозга (мои ученики делились по секрету, что башка болит до нескольких дней).
Если же вы освоились с ладонью настолько, что можете дать фору мастеру ба-гуа
чжан, сведите удары к более тонкому воздействию, аналогично рассмотренному выше
кулаку. То есть используйте ребро ладони, столь любимое в каратэ (правда в бою
вряд ли кто-нибудь из каратистов это употребляет) или точку в основании ладони
(сие-руто по-японски).
Кисть "Огня" - это собранные воедино кончики пальцев,
рука-копье по восточной терминологии (Рис. 3). Тут ударами по болевым зонам, по
которым бьют кулаком или ладонью (см. выше) не отделаешься. Пальцами нужно бить
по болевым точкам, то есть по нервным узлам и сочленениям суставов, а также в
горло, пах, глаза, что, кстати, требует недюжинного знания "практической"
физиологии. В этом плане пальцы немного походят на рыцарскую шпагу, которая по
весу не уступала мечу и предназначалась не для рубки доспеха, а для работы по
его сочленениям. Пальцевую технику рекомендуется использовать в схватке тогда,
когда вопрос "как бы мне в него попасть" вообще отпадает, а на передний план
выходит следующая задача: "куда бы ударить, чтобы нанести максимальный ущерб".
Впрочем, чтобы работать, ставя себе задачу такой сложности, нужно быть без 5
минут мастером. Высшим пилотажем в использовании кисти можно считать работу
отдельными пальцами, когда вы играете на противнике как на пианино, извлекая
нужную вам мелодию, если, конечно, вам хватит жизни, чтобы дойти до такого
результата. Сведем все воедино в таблице.
ЗЕМЛЯ ВОДА
ОГОНЬ
Удары кулаком Удары ладонью Удары пальцами
http://www.isrb.ru/articles/complication_1.html