"Цель не оправдывает средства, но диктует их подбор."
Инструкторский афоризм.
Когда человек делает какое-то дело, то естественно, что
сначала он представляет себе результат своего труда и соответственно этому
готовится к работе. Например, строитель имеет план дома, который он собирается
построить. Под этот план заготавливается необходимый материал. Если это жилой
дом, то материалы будут одни и строится он одним образом. Если же это будет,
предположим, заводской корпус, то и материалы должны быть соответствующими, и
строительство будет идти совсем другим путем. Представляете себе строителя,
который, начав заготавливать материалы, даже приблизительно не знает, что за
здание ему предстоит строить? Одним словом, без четкой цели любая затея заведомо
обречена на провал: оборачивается большой неразберихой и, в дальнейшем, немалыми
потерями. Энтузиазм и добрые намерения исполнителей не только не поправляют, а,
подчас, даже ухудшают ситуацию.
Боевое искусство не строительство, и относится к
нематериальной сфере человеческой деятельности. Однако все вышесказанное
касается его даже в большей степени, потому что когда результат нельзя пощупать,
цель, а с ней и смысл работы теряются гораздо легче. Цель боевого искусства -
бой, схватка, о чем я уже писал в статье "Что такое боевое искусство". Не будем
повторяться и если для читателя эта цель вызывает сомнение, то отсылаю его к
упоминавшейся статье. Теперь же, в свою очередь, давайте разберемся с целью
схватки самой по себе, то есть для чего мы ведем бой. Может быть, тогда
спарринги в наших залах не будут напоминать строительство дома без плана, когда
материал заготовили под деревенский дом, котлован отрыли под заводской корпус,
начали строить небоскреб, а к концу подвели его под церковный купол. Давайте
четко сформулируем себе цель, и тогда через хаотические махания руками - ногами
проступит настоящая логика рукопашной схватки.
Впрочем, неужели проблема цели в бою настолько существенна,
что без четкого ее понимания тренироваться и совершенствоваться невозможно? Ведь
десятки тысяч спортсменов, не особенно мучаясь по этому поводу, ежедневно
приходят в спортзалы, отрабатывают технику, точат коронные приемы, накачивают
мышцы и так далее. Дело как раз в том, что в любом спортивном стиле с целью
схватки проблем не возникает. Смысл спортивной схватки в победе на определенной
технике по определенным правилам. Сделал удачно прием, получил положенное
количество очков. Если сделать прием удалось твоему противнику, получает,
естественно, он. К концу подсчитали, кто набрал больше, и присудили победу.
Остальное, типа широты рамок правил, одежды участников, места поединка - детали.
Если же соревнования с их обусловленностью и судейской
субъективностью вас не прельщают, то с какой целью вы вступаете в схватку? Самый
простой ответ: чтобы ее выиграть. Правильно! Только есть тут одна загвоздка.
Когда можно считать, что бой вы действительно выиграли? Пожалуй, только тогда,
когда ваш противник не в состоянии причинить вам какой-либо вред и не может
продолжать схватку, даже если очень этого хочет. Заметьте, это очень важно! Не
может, даже если хочет. Далеко не каждый удачный прием может остановить матерого
бойца или человека в состоянии аффекта. Первый поставлен рядом со вторым не
случайно. Оба они не подвержены страху или панике, не обращают внимания на кровь
и боль и ведут схватку до конца, своего или вашего. То, что у первого такое
состояние является результатом долгой тренировки и опыта, а у второго
результатом неадекватного психологического состояния в данном контексте
несущественно. Я знаю не так много способов, позволяющих однозначно без оружия
обезвредить подобного противника. По сравнению с огромным количеством приемов,
применяемых в боевом искусстве, их всего… четыре. Два из них относятся к ударной
технике, два к технике борьбы. Разберем их подробнее.
Первый способ - нокдаун или, еще лучше, нокаут в голову.
Попадание кулака, ладони или любой другой жесткой части вашего тела в голову
противника (а лучше конкретно в подбородок, КПД выше) вызывают потерю сознания
на различный срок, в зависимости от силы и точности удара. Обратите внимание:
для того, чтобы отправить противника в нокаут, совсем не обязательно превращать
его физиономию в кровавую и малосимпатичную маску. Может, подобные хари и
смотрятся зрелищно с экрана, но опытный боец, как уже говорилось, на кровь, свою
или чужую, не обратит внимания, так как кровь это такая же неотъемлемая часть
его работы, как пыль и шум для строителя. Человек же в состоянии аффекта ее либо
просто не заметит, либо озвереет со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Фомам, не верящим, что именно нокаут, а не разбитый нос - это завершение
схватки, рекомендую проверить на личном опыте. Побывав разик-другой в состоянии
нокаута, вы сами сможете оценить его окончательность и завершенность. Когда
лежишь в отключке, сложно строить из себя крутого парня, да и после прихода в
сознание общее состояние оставляет желать лучшего. Про то, что человеку в
состоянии нокаута можно навесить еще, превратив его в долговременную потерю
сознания, можно и не упоминать.
Второй способ - нокаут по корпусу. Здесь можно выбирать
между ударом в солнечное сплетение, по печени, по селезенке, под сердце.
Естественно, что удар должен быть достаточной силы для того, чтобы, пробив
мышечный корсет, вызвать нарушение кровообращения, потерю дыхания и другие
малоприятные и не совсем полезные для здоровья вещи, от которых боец если и не
теряет сознание, то явно не в состоянии двигаться, напоминая вытащенную на берег
рыбу, судорожно хватающую ртом воздух. Эффект от таких ударов длится подчас
дольше, чем от удара в голову, так как на восстановление нормального дыхания и
кровообращения требуется немало времени. Правда, накачать пресс легче, чем
накачать подбородок, но ни один человек не в состоянии постоянно держать мышцы
живота поджатыми. Когда-нибудь ему нужно будет вздохнуть. Дальше все зависит от
вашего опыта и чувства момента. К тому же данные удары ценны тем, что в отличие
от ударов в голову почти не оставляют синяков, ссадин и других отметин, что
очень удобно на тренировке. Посидев пять - десять минут в уголке зала, ваш
партнер отправляется домой, не распугивая окружающих своим внешним видом и не
вызывая ненужных сетований родных и близких.
Следующие два способа связаны с техникой борьбы. Третьим
способом будут многочисленные болевые приемы на суставы. В общей структуре
человеческого тела суставы и крепящиеся к ним сухожилия это наиболее слабые
звенья. Кости по сравнению с ними крепче, а мышцы эластичнее. Вспомните, много
ли вы видели в залах травм костей или разрывов мышц? Я за десяток-другой лет
видел всего три-четыре. А много ли травм суставов? Любой серьезно занимающийся
боевыми искусствами человек может сочинение писать про растяжения и вывихи, как
свои, так и чужие. Чаще всего болевые приемы делаются в партере, когда
подвижность бойца ограничена полом, но не исключена и работа в стойке. По
сравнению с ударными воздействиями болевые приемы для проведения требуют гораздо
больше времени, что, впрочем, нельзя относить к безусловному минусу данной
техники. Просто всему свое место и свое время. Например, если вам противостоят
несколько противников, то крутить руку одному, надеясь, что другие будут стоять
и ждать, по меньшей мере, глупо. С другой стороны, если противник один, нет
смысла его калечить и в запасе есть немного времени, то фиксация приема на
пороге боли способна остудить самые горячие головы без излишних последствий.
Если же "голова" остужаться явно не собирается, то вполне можно довести прием до
конца, лишив человека возможности пользоваться рукой или ногой, а затем спокойно
посмотреть на его попытки продолжить драку. Хотя, в принципе, можно и самому
продолжить атаку дальше, выкручивая по очереди все целые конечности одну за
другой. Одно плохо. Пинать человека можно часами, а, выкрутив пару рук и пару
ног, вам по неволе придется остановиться за отсутствием подходящего для работы
материала, если только не пойти по линии утончения и не взяться за суставчики
пальцев. Правда это больше смахивает на садизм, а не на боевое искусство.
Последним способом выведения противника из строя будут
удушающие приемы. Сами по себе удушения делятся на два типа. Можно надавить на
горло, перекрывая снабжение головы кислородом, а можно пережать артерии под
ушами, прерывая поступление в голову крови. Хотя данные мелочи, в основном,
интересны только профессионалам, и при большинстве удушений сразу перекрывается
как первое, так и второе. В остальном удушения повторяют черты, характерные для
болевых приемов, то есть они делаются чаще всего в партере, требуют времени для
исполнения и позволяют регулировать силу воздействия в зависимости от ситуации.
Удушающие приемы - это одни из немногих приемов рукопашного боя, которые могут
привести к летальному исходу. В этом плане они сравнимы с иккен-хиссацу (ударом
наповал) окинавского каратэ. Только ударом наповал (да простят меня господа
каратисты!) не владеет в наше время практически никто, и пока это, по большей
части, желательный, но недостижимый лозунг. Поставить же грамотную технику
удушения можно и ребенку. Пусть он проведет прием только на сверстнике, но это
вполне реальная и осуществимая задача. На встречах, которые проводятся у нас в
зале, удушающими приемами заканчиваются, как минимум, треть схваток. Странно,
что в технических арсеналах большинства стилей удушающие приемы выпушены либо
как ненужная информация, не имеющая реальной ценности, либо как слишком опасная
техника. И тот, и другой подход изначально строятся на неверных предпосылках.
Знать подобные приемы необходимо, так как эффективных и методически простых в
отработке способов закончить схватку не так уж и много. Опасность же данных
техник компенсируется уже упоминавшейся возможностью регулирования воздействия.
http://www.isrb.ru/articles/goal.html