НЕБО - ЗЕМЛЯ - ЧЕЛОВЕК
Жить для него как отдаться течению. Умереть для него — как
уйти отдыхать... Цзя И (II в. до н. э.)
Фундамент всей системы кэмпо — философские воззрения
даосских мыслителей, нашедшие отражение как в гуманитарных, так и в естественных
науках древнего Китая. В представлении даосов, природа человека есть порождение
Земли и Неба, поскольку все на свете—порождение Земли и Неба. В начале Бытия
прозрачный воздух, эфир в Пустоте отделился от хаоса, поднялся и образовал Небо,
а тяжелый и мутный, опустившись, образовал Землю. От соединения мельчайших
частиц (цзин) Неба и Земли образовались Инь и Ян, взаимодействующие и
взаимопреодолевающие друг друга силы, начала Тьмы и Света, Холода и Тепла, Зла и
Добра. Постепенно нарастая одно в другом, они проходят стадию предела, когда
преобладание одного начала сменяется преобладанием другого. Затем начинается
обратное движение. Этот процесс бесконечен, ибо движение во Вселенной вечно, В
покое может находиться лишь условный центр мироздания, от которого как бы
концентрическими волнами распространяется движение, бытие. Представив себя
центром мироздания, точкой в центре круга, человек может обрести покой, гармонию
и уверенность, столь необходимые в жизни. Идею вечного движения и борьбы
противоположных начал воплощает известный графический образ Инь-Ян —темная и
светлая доли круга. Вся теория кэмпо в конечном счете отталкивается от этого
образа, давая самые замысловатые его толкования применительно к конкретным
техническим арсеналам тех или иных школ. От Инь и Ян берут начало четыре времени
года и вся тьма вещей. Одушевленные твари и неодушевленные предметы сотворены из
одного материала — будучи лишь субстанцией «жизненной энергии» ци (яп. ки), ее
манифестацией.
В китайских источниках даются различные толкования ци в
зависимости от контекста: воздух, дыхание, эфир, дух, животворящая энергия,
жизненная сила, пнсвма, средство взаимодействия сил Инь и Ян, Конструирующий
материал для «форм» вещей, процессов и явлений. Существуют разновидности
^и—грубые, замутненные и чистые, тонкие, легкие. Грубые образуют материальные
сущности, тонкие — духовные сущности. Очищенные, рафинированные виды ци
переходят в «дух» шэнь, становясь движущей силой мироздания. Очищение ци в
человеке (ян ци) должно вести к полному физическому, нравственному и духовному
оздоровлению личности. Это всегда считалось необходимой предпосылкой
«восхождения» в религиозных даосских," а отчасти и буддийских сектах, так же как
и в школах кэмпо. В теории кэмпо цзин часто трактовалось как «изначальное семя»,
созидающее фактуру тела, ци — как жизнетворная субстанция и шэнь — как
совокупность психики, интеллекта и духа. При этом считалось, что путем
упражнений можно влиять на цзин тела, а соответственно на очищение ци и
совершенствование шэнь. Философ Дун Чжунщу (11 в. до н. э.) так поясняет учение
о «пяти стихиях» (у-сип), конструирующих элементах Вселенной.
«Небо имеет пять стихий: первую назову деревом, вторую —
огнем, третью — землей, четвертую — металлом, пятую — водой. Дерево — начало
пяти стихий, вода—завершение и конец превращений стихий, земля — середина пяти
стихий. Такова последовательность, установленная небом. Дерево рождает огонь,
огонь рождает землю, земля рождает металл, металл рождает воду, вода рождает
дерево. Это и есть существующее между ними отношение отца и сына. Дерево
находится вверху, металл — внизу, огонь — впереди, вода — сзади, земля — в
средине». Образуются пять стихий из «разделения ци неба и ци земли» в процессе
взаимодействия сил Инь и Ян. Они же, пять стихий, могут находиться в порядке
взаимопрсодоления: дерево — земля — вода — огонь — металл. Сочетание пяти стихий
определяет все явления и процессы в природе, весь ход вселенских метаморфоз, а
также всю теорию и практику китайской медицины, теорию и практику кэмпо.
Первоэлементы имеют соответствия во внутренних органах тела, во всех пяти
чувствах человека, образуя пятеричные ряды вкусовых, звуковых, цветовых,
осязательных и обонятельных ощущений. Отсюда для даосов вытекала возможность
научиться управлять «игрой стихий», улавливая закономерности их смены и
взаимопереходов, культивируя в своем организме одно и изживая другое. Однако для
этого прежде всего следовало постигнуть Естественный порядок вещей, Великое Дао,
направляющее ход жизненных метаморфоз. • В древности и средневековье, по крайней
мере на Востоке, не было строгого деления на религию, философию и науку. И
даосизм, и буддизм, и конфуцианство (как, впрочем, и ислам) сочетали в себе
свойства религии, философии, науки и чисто этического учения, формирующего
государственные законы. Как правило, все синкретическое «учение» формировалось в
развернутом или закодированном виде в письменном источнике.
Для Китая первым «священным писанием» явилась «Книга
перемен» («И-цзин»), содержавшая в виде математических и образных символов все
представления мыслителей древности о мире и человеке. На протяжении более трех
тысяч лет «Книга перемен» составляла базу даосской философии, медицины,
астрономии, исторической науки и всех воинских искусств. В области кэмпо
значение ее сохраняется и по сей день. Китайская философия, искусство и
литература всегда тяготели к нумерологии, к символике сакральных чисел,
геометрических фигур, цветов и предметных образов, которая в полной мере
отражена и в области воинских искусств. Смысл этой символики, представленной в
«И-цзин», в упрощенном виде таков. Небо (космос) по природе своей едино, а Земля
множественна в разнообразии предметных форм. Таким образом, число 1 и все
нечетные до 9 включительно суть числа Неба. Число 2 и все четные до 10
включительно суть числа Земли. 1+2 есть образ слияния Неба и Земли, выражающий
активное начало Ян, а также символизирующий Человека, порождение Земли и Неба.
Число 3, помноженное на число, соответствующее временам года, т. е. на 4, равно
12. Это количество месяцев в году и созвездий Зодиака, а следовательно, также
число Неба. Магические свойства приписывались пятерице, числам 8, 10, 12, 60,
64, 72, 108 и некоторым другим, имеющим соответствия в системе летосчисления,
отсчета времени и пространства. Географическая ориентация базировалась на восьми
сторонах света. К четырем точкам (север, юг, восток, запад) добавлялись
промежуточные (северо-восток, юго-запад и т. д.). Таким образом, выражению «на
все четыре стороны», то есть «в любом направлении», соответствовало в Китае и
Японии понятие «на все восемь сторон».
http://www.dao-ofeni.narod.ru/r.html