«Мужчина с оружием – дважды мужчина» (исп.)
Реальность современной жизни строит функционирование
человека по схеме «дом – работа – дом», включение в эту схему дополнительных
элементов зависит от социума и личных пристрастий. Эти включения – хобби и
увлечения. Зачастую они заполняют мир человека до такой степени, что он начинает
существовать как бы в другой (2-ой) реальности. Человек в ней живет, мечтает,
играет (играют не только дети), огорчается неудачам и радуется успехам. Эти игры
взрослых людей серьезны, они могут быть опасны для человека и общества, а могут
быть психотерапевтически необходимы для того, чтобы не стать оболваненным» и
нравственноизуродованным «винтиком» государства и социума. Каждая 2-я реальность
имеет свои специфические аксессуары, органичные в ней и чужеродные вне.
«В каждой избушке свои игрушки»
«Дом – работа – дача – дом» - лопата дачника мешает в его
офисе. «Дом – работа – баня – дом» - врач с веником под мышкой, нелеп в
операционной. «Дом – работа – девочки (мальчики) – дом» - презерватив не очень
нужен в банке. «Дом – работа – водка («ширка») – дом» - нормальный человек
воспринимает шприц в реальности своего бытия как нечто чужеродное, нежелательное
и свидетельствующее о неблагополучии. Наркоман воспринимает шприц в своей
реальности с точностью до наоборот, как нечто родное, желательное и
свидетельствующее о его «наркоманском» благополучии. «Дом – работа – спортзал –
дом» – оружие – неотъемлемая составляющая реальности боевых искусств. Насколько
нелеп и подозрителен гражданин с рапирой (мечом, нагинатой, копьем, шестом и
т.д.) на улице современного города, настолько он естественен в зале боевых
искусств.
В гражданском обществе оружие утратило былое
значение. Мечи самураев и трости джентльменов канули в Лету вместе с их
носителями. Прогулка по городу с мечом за поясом закончится в отделении милиции.
Там же зачастую оказываются любители камня (ножа) за пазухой. Нормальное
государство обязано обеспечивать безопасность своих граждан, в том числе и
методом их разоружения.
«Против лома нет приема, если нет другого лома»
Автор любит оружие. Каждый мужчина его любит, но не каждый
в этом признается, даже самому себе. Генная память умной обезьяны, впервые
взявшей в лапу палку, чтобы проломить голову глупой обезьяне и съесть ее банан,
сидит в каждом. Инфернальный страх, возникающий при угрозе ножом, таится в той
же памяти. Блеск ножа – это блеск клыков саблезубого тигра в отблесках пещерного
костра. Полуобезьяны брали палки и выбивали клыки вместе с жизнью у саблезубых
тигров. Тигры закончились, а обезьяны стали людьми. Развитие человечества – это
путь оружия. Мир менялся, но! Милиционер берет резиновую палку и выбивает нож
(вместе с зубами) из лап хулигана. Заботливый отец ремнем выбивает «дурь из
мягкого места» проказника-сына. Бритоголовый монах бьет «кеси» по спине
задремавшего медитатора в современном дзен-до.
Адепт боевого искусства протягивает руки и получает …
не по рукам! По мозгам!
Выхолащивание боевой сути традиционных боевых
искусств - в современных единоборствах проявляется в стремительном исчезновении
техник с оружием. Если не принимать во внимание крайние варианты: спортивные
разновидности борьбы, бокса и прочие изначально безоружные единоборства с одной
стороны, и чистое фехтование (европейско-олимпийское, кендо, нагината-до, арнис)
с другой – получается весьма удручающая картина.
Традиционное каратэ, где все техники рук предполагали
использование подручного оружия, зачахло как печальный кустик в тени
«развесистой клюквы» спортивного каратэ – современных раскрученных стилей.
Реально превратилось в «Путь пустой руки» – военизированную гимнастику с
соревнованиями той или иной степени жесткости. Хрестоматийные нучаки, сай, тонфа
сейчас интересуют только отдельных энтузиастов.
Гигантский пласт традиционного ушу в нашем регионе
представлен безоружным боем и сценической хореографией. Живые носители оружейной
культуры Старого Китая автору не встречались.
Традиционные комплексы парных ката Кодокан-дзюд с
оружием неизвестны не только спортсменам дзюдоистам но и их учителям.
Айкидо – созданное на двигательной базе фехтования
мечом и шестом, сейчас вооружено «те-гатаной» (рукой-мечом), которой и
выполняются физкультурно-мистические «модельные формы атаки» – истинный смысл
которых зачастую непонятен даже уважаемым инструкторам.
Айкидоки с просветленными лицами выполняют «десять
тысяч шоменов» по воздуху голой рукой, и хватают «руки-мечи» доброжелательных
партнеров, годами защищаясь от секущих ударов сверху и сбоку, загадочного
прямого в туловище, в суровом прошлом вполне конкретного тычка ножом.
Мечи-бокены и палки-дзе в подавляющем большинстве стилей выполняют ритуально
мистическую и декоративную функцию.
«Толпою унылых подруг обезличена,
Ты – злой ребенок из мелодрамы.
В моих мечтах была возвеличена
До светлого образа прекрасной дамы»
В. Есипов
Айкибудо выделяется из видов Айкидо включением в программу
изучения технической базы старинной и уважаемой школы бу-дзюцу
Теншин-Шоден-катори-шинто-рю. Именно это включение работы с традиционным
разнообразным оружием создает из простенькой стилевой разновидности Айкидо нечто
такое, что при наличии грозного суффикса «Бу» (боевой), может считаться удачной
версией японского боевого искусства. Хотя и в этой системе изучение техник от
оружия (Аж! 3 от ножа и 2 от палки) начинается после 1-го дана. Мастера
опасаются, что их могут побить и порезать, учеников (всяких там Кю) им видимо не
жаль.
Изучение стилевого оружия на высших ступенях освоения
техник - постулат большинства из меньшинства боевых систем еще сопротивляющихся
тотальному разоружению единоборств.
Плотно и грамотно техники защиты и нападения с
использованием ножа и палки изучаются в боевых системах утилитарно-прикладного
назначения, созданных для нужд силовых структур, но неизвестных широким слоям
интересующихся боевыми искусствами.
http://www.kubancapo.h16.ru/EtudO.html