Более двух тысяч лет назад в книге «Сун Цзы» У Чи сказал:
«Поле битвы — это земля стоячих трупов. Тот, кто хочет жить, умрет». Он имел в
виду, что, если вы думаете о самозащите, вы наверняка проиграете, потому что
каждая мысль о защите — это на одну мысль об атаке меньше. Поэтому вы должны
отбросить все мысли о личной безопасности и сконцентрироваться на уничтожении
своего врага.
Как видите, правильное кокоро объединяет в себе много
вещей: ки, кимэ и мусин. По существу оно состоит из уничтожения всех концепций,
которые не имеют прямого и позитивного отношения к выполнению поставленной
задачи. Единственная вещь, которая существует во всей Вселенной, — это ваш враг,
а ваша единственная цель — уничтожить его.
Самая основная задача боевого офицера любой армии
заключается в том, чтобы вселить правильное кокоро в свои войска. К сожалению,
это происходит очень редко. Современная концепция создания гражданина-солдата
является самой большой помехой для воспитания нужного духа. Если вы скажете
человеку, что он часть общества, то в момент опасности он захочет получить от
этого общества защиту. Это не Путь Воина. Задача воина защищать свое общество, а
не искать у него защиты.
Боевые войска должны быть изолированы от общества как можно
больше. Это будет гарантией того, что они живут (и умирают) в соответствии с
моралью полка, а не общества. Ожидать от человека, чтобы он жил по одним
правилам, а умирал по другим — бесчеловечно и нереалистично. Изолированный полк
очень скоро проникнется полковой философией. Члены полка —это семья, а традиции
полка — ее история. Приобретение боевого менталитета в таких условиях происходит
почти автоматически.
Индивидуум инстинктивно приспосабливается к норме. Если эта
норма— насилие, то результат — кокоро. Это можно часто наблюдать в элитных
боевых подразделениях. Они не живут среди гражданских людей и не сражаются за
абстрактные социальные принципы. Они сражаются за команду, и это все, что для
них важно. Этот дух вы никогда не увидите в войсках, где служба идет ежедневно с
девяти до пяти и чей боевой дух сильно разбавлен общественной моралью.
Армия, обладающая кокоро, думает только об уничтожении
врага. Только когда солдаты инстинктивно начинают двигаться на звук выстрелов,
они становятся опасной армией. Работа офицера состоит в том, чтобы создать этот
дух, а не руководить. Руководство необходимо, только когда дело касается толпы.
С настоящими профессионалами задача офицера удержать их. Он сдерживает войска до
тех пор, пока не наступит подходящий момент, а затем выпускает их. А их кокоро
делает все остальное.
Кокоро индивида создается в додзё. Вот почему додзё
физически и духовно изолировано от сообщества. Школа, которая слишком открыта
для общества, будет загрязнена его ценностями. То же самое относится и к школам,
использующим правила поведения общества. Настоящее додзё похоже на изолированный
полк. Оно не открыто для широкой общественности и имеет свои собственные правила
и ценности. Это одна из причин, по которым в традиционном додзё используется
японская терминология. Такие действия, как поклон вместо рукопожатия и снимание
обуви перед входом, препятствуют сближению учеников.
Бизнес — это тоже форма боевых действий. Бизнесмен
использует бумагу вместо пуль, но принцип остается тем же самым. Так же и кокоро.
Хороший бизнесмен должен всегда быть готовым вступить в конкурентную борьбу, с
любым и в любое время. Если он готов поставить на карту свое состояние
(победитель получает все), то он становится очень опасным конкурентом. Лишь
немногие люди готовы пойти на это; присутствие такого человека лишает его более
консервативного самообладания. У бизнесмена, как и у его кузена-солдата, лишь
одна цель — победить.
Стратег бизнеса тренируется так же, как солдат в полку или
человек в додзё: он полностью уходит в свой бизнес и живет только по его законам
— мораль бизнеса становится его моралью, а ценности бизнеса его ценностями.
Необходимо избегать общераспространенной практики, когда руководитель принимает
активное участие в жизни общества. Такие действия могут только ослабить кокоро.
Если вы посмотрите на людей, сделавших самые большие
состояния или генералов величайших армий, вы обнаружите, что они никогда не были
стратегическими консерваторами. Великие люди двигались в своей жизни в одном
направлении — вперед, охотно вступая в любой новый конфликт. Люди более
консервативного склада могли выжить, но только благодаря милости более
агрессивных. На всех уровнях жизни овцы только тогда целы, когда волки сыты.
Кокоро не обязательно приводит к победе. Война, по большей
части, дело случая. Сражение обычно выигрывает та сторона, которая делает
предпоследнюю ошибку. Все, что делает кокоро, так это гарантирует, что вы будете
как можно меньше времени тратить на несущественное. И поскольку вы не тратите
времени на несущественное, то делаете меньше ошибок — и, возможно, не сделаете
последней.
Но как бы там ни было, все люди умирают, и с этим ничего
нельзя поделать. Единственное, что человек (народ) на войне может сделать, так
это решить, что уж если смерть неминуема, то она будет стильной и дорогой. Это
тоже часть кокоро.
Из книги "Секреты японской стратегии" - Фредрик Дж. Ловрет
"София" 2001
http://www.dao-ofeni.narod.ru/r.html