7) Армейские стили рукопашного боя. К этой категории
относятся системы рукопашного боя, практикуемые в вооружённых силах разных
стран. Как правило, армейские боевые искусства рассчитаны на подготовку к
ведению боя на уничтожение. Армейские стили предназначены для обучения большого
количества неподготовленных людей в короткий срок, поэтому обычно их техническая
база состоит из десятка-другого простых в изучении приёмов, каждый из которых,
согласно принципу "семь бед - один ответ", можно использовать в различных
ситуациях как для защиты, так и для нападения.
Техника армейских систем рукопашного боя обычно включает в
себя базовые удары руками и ногами, способы противодействия ударам и захватам
(часто основанные на применении ударов), приёмы защиты от ударов ножом и палкой
(либо сапёрной лопаткой) и уколов штыком, а также от угрозы огнестрельным
оружием, способы снятия часового и т.п. Некоторые стили также включают в себя
приёмы взятия "языка", технику связывания и конвоирования, методы допроса
(включая пытки) и т.п. Для многих армейских стилей характерна такая любопытная
черта, как отсутствие ударов руками в корпус - слишком велик риск повредить себе
кисть руки, ударив кулаком в бронежилет, запасной магазин или пряжку ремня
противника. Помимо техники ведения боя без оружия, армейские стили обычно
включают в себя хотя бы базовую технику работы с ножом и сапёрной лопаткой и
приёмы штыкового боя.
Следует заметить, что эффективность большинства армейских
стилей удручающе низка по сравнению с традиционными боевыми искусствами, а порой
даже и по сравнению со спортивными единоборствами или комплексными школами
самообороны - низкая эффективность является оборотной стороной быстрого обучения
и скудной технической базы. В качестве примера армейских стилей можно привести
японское тосю-какуто, англо-китайское дефенду, китайское армейское саньшоу,
американские SAFTA, SCARS и "Американский рукопашный бой", советский АРБ и т.д.
8) Полицейские стили рукопашного боя. К этой категории
относятся всевозможные разновидности "искусства брать живым", практикуемые
полицией разных стран. В отличие от обычных боевых искусств, полицейские системы
уделяют довольно мало внимания самообороне (на крайний случай у полицейского
обычно есть пистолет). Практически не используются техники выведения противника
из строя с помощью травмирующих ударов в уязвимые части тела, зато присутствуют
такие разделы, как "арест", "надевание наручников", "конвоирование", "контроль
при обыске", "удержание на земле", "извлечение подозреваемого из автомобиля" и
т.п. Многие полицейские системы включают такой раздел, как "работа с дубинкой",
но и здесь акцент делается не на поражение противника, а на взятие его под
контроль: удары в голову, в пах и по суставам, как правило, запрещены.
Существуют и отдельные системы работы с полицейскими дубинками. Некоторые
полицейские боевые искусства также включают в себя использование более
современного оружия - электрошокера или газового баллончика.
Как и армейский рукопашный бой, полицейские боевые
искусства обычно рассчитаны на подготовку в достаточно короткий срок и включают
в себя небольшое количество достаточно простых приёмов, каждый из которых может
использоваться в различных ситуациях - абсолютным чемпионом здесь является
американская система CLAMP, созданная на основе одного-единственного приёма. В
качестве примера других полицейских систем можно привести японское тайхо-дзюцу,
американские Кога-дзюцу, PPCT и GRASP и т.д.
9) Комплексные системы. В последние годы появилась новая
тенденция - создаются комплексные боевые искусства, которые не ориентированы
изначально на какое-то конкретное применение, но позволяют достаточно легко
создавать учебные программы для нужд той или иной группы, будь то программа
курсов самообороны для пенсионеров или же программа подготовки элитных армейских
частей.
Как правило, такие боевые искусства имеют некое "ядро" или
"стержень", включающий в себя набор базовых технических элементов, объединённых
общими принципами движения, методику физической и психологической подготовки,
тактические принципы и т.п. На основе "ядра" строятся учебные курсы той или иной
категории сложности в соответствии с требованиями той или иной группы, и в эти
курсы включаются лишь те технические и тактические элементы, которые
соответствуют целям данной группы (например, в спортивном курсе совершенно
бесполезны приёмы наподобие "снятия часового", а в боевой раздел просто опасно
включать тактику, рассчитанную на спортивный поединок).
Наиболее известным примером комплексной системы может
служить советское самбо - на единой технической базе строились как спортивное
самбо, так и гражданская самооборона, а также "милицейское" и "армейское" боевое
самбо, причём в рамках последних двух направлений существовали учебные программы
разной степени сложности - от простейших, включающих в себя пять-шесть приёмов,
и до наиболее сложных, предназначенных для обучения элитных групп спецназа. В
качестве примера других комплексных систем можно привести израильский крав-мага,
российские УНИБОС, стиль Кадочникова и порождённый от него РОСС и т.п.
10) Упрощённые версии традиционных боевых искусств. Такими
стилями обычно занимаются люди, которым нравится думать, что они изучают
традиционные боевые искусства, но при этом они не готовы затратить на тренировки
больше нескольких часов в неделю и хотят видеть быстрый прогресс. Спрос, как
известно, рождает предложение, и для таких любителей были созданы упрощённые
(другими словами, примитивные и выхолощенные) программы обучения на основе
традиционных боевых искусств.
Все сложные или требующие длительных тренировок элементы
попросту выкинуты из программы занятий либо сокращены до минимума - ученик
тратит дни там, где в традиционных боевых искусствах было принято работать
месяцами, а то и годами. Например, в школах окинавского тотэ к изучению ката,
как правило, приступали после нескольких лет занятий и "шлифовали" одно ката
годами, прежде чем перейти к изучению следующего, из-за чего даже мастера обычно
владели в полной мере лишь 3-4 ката. В большинстве же современных школ каратэ
никого не удивляет фраза наподобие: "На двухнедельном семинаре мы выучили пять
новых ката", а на первый дан сдают порой несколько десятков формальных
упражнений. Энергетические упражнения, постановка правильного дыхания, развитие
"шестого чувства" и другие подобные вещи зачастую отсутствуют в программе
упрощённых систем, более того - даже растяжка в них нередко сводится лишь к
шпагатам.
Неудивительно, что эффективность такого рода неполноценных
боевых искусств в бою или оздоровительный эффект от занятий ими намного ниже,
нежели у их прототипов. В качестве примера упрощённых боевых искусств можно
привести каратэ Шотокан, представляющее собой пародию на традиционные окинавские
школы, многие современные стили ушу и т.д.
Таковы, в общих чертах, наиболее популярные в наши дни
категории современных боевых искусств. Практически каждый может найти среди них
то, что отвечает его потребностям - спорт, хобби, инструмент для развития
характера, средство самообороны и т.п. И лишь немногие люди, которые хотят
посвятить всю свою жизнь изучению боевого искусства, видя в нём даже не средство
сохранения жизни, а сам смысл жизни - такие люди продолжают практиковать
традиционные боевые искусства, являясь их последними хранителями в "эпоху
перемен".
http://www.nunchaku-do.com/artc05_r.htm