3) Оздоровительные системы на базе боевых искусств.
Название говорит само за себя: эти системы представляют собой оздоровительную
гимнастику, помогающую развить гибкость и координацию, дать необходимую нагрузку
сердцу, улучшить кровообращение, работу лёгких и внутренних органов - однако их
эффективность в качестве боевых искусств либо весьма низкая, либо вообще
нулевая.
Условно все виды оздоровительных систем такого рода можно
разделить на "западные" и "восточные". "Западные" системы обычно представляют
собой ту или иную разновидность ритмической гимнастики, упражнения выполняются
под музыку в быстром темпе, работа в парах, как правило, вообще отсутствует, в
то время как в "восточных" используются главным образом статические упражнения
(сей-за, "столбовое стояние" и т.п.), дыхательные упражнения и медленное,
плавное движение, иногда используются парные упражнения наподобие "толкания
рук". В качестве примеров "западных" систем можно привести каратэбику (вид
аэробики, где в качестве упражнений используются движения каратэ) и
кардио-кикбоксинг (ритмическая гимнастика на базе движений из бокса и каратэ), в
качестве примера "восточных" систем - различные упрощённые версии тай-цзи и
цигун (чи конг).
4) Национальные системы. Довольно интересное явление,
получившее особенно широкое распространение во всём мире в последние годы -
увлечение национальными видами боевых искусств. Люди изучают то или иное боевое
искусство не потому, что оно наиболее эффективно в качестве средства самообороны
или же развивает тело и дух лучше, нежели другие системы, а лишь потому, что оно
является (или якобы является) той школой ведения боя, которую практиковали их
деды, прадеды или ещё более отдалённые предки. Интерес к таким стилям обычно
является частью принципа "Наше - самое лучшее, потому что оно наше" и, как
правило, вспыхивает на волне "национального самоосознания". Обычно национальные
боевые искусства особенно популярны в государствах, где приходит к власти
националистическое правительство либо среди представителей того или иного
националистического движения, декларирующих свою привязанность ко всему
отечественному. Обычным аргументом в пользу национальных боевых искусств
является фраза: "Мы, русские (украинцы, славяне, латиноамериканцы, скандинавы,
негры) - особая нация, у нас своё телосложение, своя ментальность, так что нам
все эти азиатские школы просто не подходят".
Хотя люди, практикующие те или иные национальные стили,
заявляют, что изучаемый ими стиль является именно тем боевым искусством, с
помощью которого побеждали своих врагов древние русичи (викинги, индейцы майя,
воины племени масаи, рыцари Круглого Стола), на самом деле, если не затрагивать
дальневосточные системы, чуть ли не единственным национальным боевым искусством,
подлинность которого не вызывает сомнений, является бразильская капоэйра -
уникальное, не имеющее аналогов боевое искусство, "фирменным знаком" которого
является нанесение ударов ногами, стоя на руках. Большинство национальных стилей
представляют собой либо какой-то новодел (реконструкцию, созданную в наши дни на
основе более или менее - чаще "менее" - достоверных источников), либо просто
"каратэ в сапогах" или коктейль из приёмов разных боевых искусств. Эффективность
различных национальных систем может лежать в промежутке от достаточно высокой до
никакой.
В качестве примеров национальных боевых искусств можно
привести русские славяно-горицкую борьбу и бузу, украинский спас, мексиканскую
йаомачтиа, ирландскую фианну, возрождаемые в скандинавских странах "боевые
искусства викингов" (большая часть которых подозрительно смахивает на каратэ,
дзю-до или кендо), разработанные американскими неграми на основе африканских
народных танцев "африканские боевые искусства" и т.п.
5) Школы самообороны. Подобные школы (как правило, они даже
не имеют собственных названий) весьма популярны в наши дни - особенно в странах
с высоким уровнем преступности. В школах самообороны обучают тому, как защитить
себя в случае нападения хулигана, грабителя или насильника. Обычно программа
школы рассчитана на изучение в срок от нескольких дней до нескольких недель и
включает в себя набор приёмов, предназначенных для защиты от наиболее типичных
на улице видов нападения: если тебя схватили за горло, делай так-то, если тебя
бьют ногой в пах, делай вот так, а если пытаются воткнуть нож в живот, защищайся
этак.
В некоторых школах помимо приёмов самообороны без оружия
обучают ещё и тому, как пользоваться электрошокером, газовым баллончиком и
другими распространёнными видами оружия самообороны, а также использовать
подручные предметы - ключи, расчёски, шариковые ручки, карманные фонарики и т.п.
- в качестве оружия. В основе техники таких школ обычно лежат приёмы одного-двух
видов боевых искусств, которые изучал создатель школы.
6) Комплексные системы самообороны и выживания на улице.
Более высокая ступень развития школ самообороны: если в обычных школах
самообороны учат тому, что делать, когда противник начинает бить Вас, в
комплексных системах учат ещё и тому, как себя вести, чтобы не пришлось пускать
кулаки в ход. Как говорит Ричард Димитри, создатель сеншидо: "Если кто-то
набрасывается на Вас с ножом - как правило, в первую очередь это означает, что
что-то не в порядке с Вашей бдительностью, способностью к убеждению и умением
разрешать конфликты". Обучают также и тому, что делать после боя (если всё-таки
пришлось пустить в ход кулаки), чтобы свести к минимуму последствия.
Неофициальным, а то и официальным девизом таких школ обычно служит фраза "Умный
выбирается из беды - мудрый в неё не попадает".
В такого рода системах изучаются уже не только приёмы
самообороны, но и правила поведения на улице, информация о том, какие ситуации
представляют собой наибольшую опасность и как их избежать, основы психологии,
способы разрешения конфликтов, тактика уличного боя, применение подручных
средств, навыки первой медицинской помощи и самопомощи и т.п. В программу
тренировок в комплексных школах самообороны обычно входят такие разделы, как
"психологическая подготовка к бою", "ролевые игры", "симуляция реального
нападения в условиях, максимально приближенных к боевым" и т.п. Техническая база
таких школ, как правило, представляет собой уже не набор разрозненных приёмов,
но именно систему, в которой все приёмы объединены общими принципами, что
позволяет эффективно действовать и в нестандартной ситуации.
Обучение в школах выживания занимает больше времени, нежели
в обычной школе самообороны, речь идёт о месяцах, а то и о годах занятий, но
такая подготовка в несколько раз (а порой и в несколько десятков раз) повышает
шансы уцелеть в случае возникновения каких-то проблем, нежели просто изучение
приёмов самообороны. Впрочем, в большинстве школ выживания с первого дня изучают
базовую технику самообороны, так что уровень человека, прошедшего двухнедельные
курсы самообороны и уровень человека, проучившегося первые две недели в
комплексной школе самообороны и выживания вполне сопоставимы. Порой школы
выживания на улице являются даже не самостоятельными школами, а лишь частью
значительно более обширной школы выживания "вообще". В качестве примеров
комплексных систем самообороны и выживания на улице можно привести канадские
сеншидо и чу фен до, белорусскую "Боевую машину", российскую школу выживания
"Vitalis" и т.п.
http://www.nunchaku-do.com/artc05_r.htm