Одна из тем, наиболее часто поднимающихся в дискуссиях
любителей боевых искусств - тема "современных" и "несовременных" боевых
искусств. Сторонники традиционных боевых искусств утверждают, что поскольку
анатомия и физиология человека не изменились за последние несколько тысяч лет,
постольку нет никакого смысла изобретать какие-то новые виды боевых искусств.
Поклонники современных боевых искусств, в свою очередь, указывают на то, что со
временем меняются повседневные одежда и обувь, окружающая обстановка, виды
оружия и т.п., поэтому традиционные боевые искусства, адепты которых по сей день
изучают, как использовать алебарду для защиты от всадника с мечом, безнадёжно
устарели и им на смену должны прийти современные боевые искусства. Кто же прав?
Правы и те, и другие. Несомненно, мир сильно изменился за
годы, прошедшие с тех пор, когда шаолиньские монахи сражались с японскими
пиратами: изменились одежда, обувь и оружие - но это не самое главное. Изменился
сам подход к боевым искусствам, отношение к ним, изменилось их место в жизни
общества. Когда-то в порядке вещей считалось, например, то, что ученик,
поступавший в школу пенчак-силат, приносил с собой кусок материи, чтобы, если
учитель убьёт его на тренировке, было во что завернуть труп - и это отнюдь не
было красивым символом. Ученики традиционных школ нередко гибли или становились
калеками на тренировках (не говоря уже о соревнованиях). Достаточно вспомнить
хотя бы то, что тренировочные бои в школах кендзюцу многие годы велись железными
мечами и без протекторов. Вряд ли сегодня многие захотят обучаться боевым
искусствам у мастера, который не считает чем-то неправильным сломать ногу одному
из учеников просто для того, чтобы показать другим правильное выполнение приёма
и его эффект - а в своё время во многих школах это было в порядке вещей. Мало
кто готов заниматься ушу по традиционной методике, когда первые несколько лет
ученик вообще не изучает технику ведения боя, а лишь готовит свои тело и разум к
её изучению, практикуя медитативную технику и цигун, выполняя упражнения на
развитие силы и гибкости и т.п., и лишь спустя много лет после начала занятий он
оказывается в состоянии эффективно вести бой.
Сегодня у обычного человека нет тех стимулов к изучению
боевых искусств, которые существовали несколько веков тому назад. Карьера
современного человека не зависит от успешной сдачи экзамена по боевому
искусству, как это было в Китае и во Вьетнаме. Мастер воинских искусств (а тем
более древних воинских искусств наподобие фехтования алебардой) в наши дни уже
не пользуется особым уважением в обществе. Владение приёмами рукопашного боя или
фехтования уже не является лучшим средством самообороны - гораздо проще купить
пистолет, нежели посвятить годы изучению того или иного боевого искусства. Более
того, многие боевые искусства, созданные сотни лет назад для боя не на жизнь, а
на смерть, сегодня могут сослужить дурную службу практикующему их человеку.
Например, если какое-то из традиционных боевых искусств учит выбивать противнику
глаза в качестве наилучшего ответа на захват двумя руками за ворот, то сегодня
человек, воспользовавшийся этим приёмом против пьяного задиры в ресторане, имеет
все шансы провести следующие пять-десять лет на лесоповале где-нибудь за Уралом.
Изменился мир - и вместе с ним изменились боевые искусства.
Изменилась их техника: ушли в прошлое болевые приёмы на пальцы ног и способы
защиты пешего от конного, мало кого сегодня привлекает закалка ударной
поверхности ступней и борьба в доспехах. Изменилось вооружение: мечи и алебарды
из грозного оружия превратились в музейные экспонаты, уступив своё место
автоматическим пистолетам и штурмовым винтовкам. Какие же виды боевых искусств
пользуются популярностью сегодня?
1) Спортивные единоборства. Речь идёт обо всех видах
спорта, где два спортсмена ведут соревновательный поединок по обусловленным
правилам. Спортивные единоборства весьма популярны в наши дни, так как они
одновременно предоставляют возможность поддерживать хорошую физическую форму и
получить некоторые (хоть и не Бог весть какие) навыки в области самообороны, а
также готовят людей к участию в соревнованиях, что потенциально может принести
славу и деньги, если спортсмену удастся выйти на соревнования достаточно
высокого уровня.
Разумеется, в абсолютном большинстве спортивных стилей
изучается только та техника, которая разрешена спортивными правилами и только та
тактика, которая помогает достичь победы в рамках этих правил. Кикбоксёра не
учат бороться или защищаться от ножа, борец вольного стиля не умеет наносить
удары и защищаться от них и т.п. Ни в одном направлении спортивных единоборств
не изучают наиболее эффективные способы выведения противника из строя (такие,
например, как удары в пах). Почти ни в одной спортивной школе не практикуют бои
одиночки с несколькими противниками или группы против группы. К категории
спортивных единоборств относятся спортивное фехтование, дзю-до, спортивное
самбо, бокс и кикбоксинг, вольная и классическая борьба, многие современные
школы каратэ и ушу, муай-тай, нунчаку-до и т.п. Туда же (правда, с некоторой
натяжкой) можно отнести и японское сумо.
2) "Показушные" школы. К этой категории относятся те виды
искусств (язык просто не поворачивается назвать их "боевыми"), которые созданы в
первую очередь для того, чтобы произвести впечатление на зрителей. Предками
такого рода школ являются, во-первых, воинские танцы, и, во-вторых, театр, где
издавна изучали сценическое фехтование и сценическую же борьбу. Эффективность
показушных "боевых" искусств в реальном бою, как правило, та же, что и у балета
или художественной гимнастики, но вот на спортивной арене или на киноэкране они
позволяют поразить воображение публики. Многие из этих школ вообще не имеют
таких разделов, как "самооборона", "вольный поединок" или "тактика боя", а в
некоторых даже напрочь отсутствует работа с партнёром - ученики отрабатывают
лишь сольные номера.
Наиболее яркий пример "показушного" стиля - так называемое
"Голливуд-до": некий усреднённый стиль, демонстрируемый в американских
художественных фильмах и изобилующий ударами ногами в голову, ударами в прыжке,
акробатическими номерами и другими зрелищными трюками; этот стиль выглядит
весьма впечатляюще, хотя применение подобных приёмов в реальном бою было бы
опасно в первую очередь для того, кто бы ими воспользовался. В качестве других
примеров "показушных" искусств можно упомянуть раздел "фри-стайл" из нунчаку-до,
американское темпорадо, ряд современных школ ушу, так называемое "карнавальное"
направление бразильской капоэйра и т.п.
http://www.nunchaku-do.com/artc05_r.htm