ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МЕТОДИКИ
Соревнования
Участие в соревнованиях позволяет спортсменам реально
оценить свое мастерство в очном поединке с соперником подобного уровня
подготовки. Кроме того, турниры побуждают учащихся больше внимания уделять
тренировочному процессу, оттачивая и совершенствуя проведение технических
приемов. Знание, что они будут демонстрировать свои способности заполнившим зал
зрителям, уже само по себе является веской причиной стремления достичь пределов
собственного потенциала.
Впечатления об участии в соревнованиях незабываемы.
Несколько минут, проведенных на ринге, превращаются для участвующего в поединке
спортсмена в момент истины, к которому он месяцами и годами готовился на
тренировках. Если он побеждает, то испытывает заслуженную гордость и уверенность
в себе. Проигрывает - и начинает более критически оценивать себя и свое
отношение к занятиям. В любом случае, победы или поражения ничто по сравнению с
тем опытом, который выносит боец из участия в соревнованиях.
Заставьте своих учеников поверить в это, готовя их к
турнирам. До начала состязаний объясните, что итоги турнира не могут быть и не
будут критерием оценки способностей учащихся. Соревнования не в состоянии
принизить значение того, что учащиеся уже достигли; они могут только указать
направления, в которых необходимо продолжать работу.
Когда ваши воспитанники почувствуют, что хотят участвовать
в соревнованиях, начинайте обучать их тем приемам и техникам, которые
понадобятся им для успешного выступления. Расскажите о правилах, порядке и
процедуре проведения соревнований. Удостоверьтесь, что обладаете надежной
информацией о правилах, так как устроители соревнований часто меняют их в угоду
своим корыстным интересам. Если вы пошлете ученика на турнир, правила которого
четко не определены, он рискует вернуться с него травмированным или получить
заниженную оценку своего выступления. В любом случае это почти гарантированно
снизит его интерес к занятиям боевыми искусствами.
Постоянно напоминайте учащимся о необходимости заботиться о
собственной безопасности во время соревнований. Ни в коем случае не позволяйте
принимать участие в турнирах, если это может нанести вред их здоровью.
Соревнования продолжаются всего лишь один день, а серьезная травма, полученная
на них, может прервать весь тренировочный процесс на долгие месяцы.
Как только ваши ученики решат испытать свои силы в
соревнованиях, начинайте готовить их к этому ответственному мероприятию. На
крупных турнирах обычно проводятся состязания в двух дисциплинах - спаррингах и
индивидуальных выступлениях. Каждая из этих дисциплин требует от будущих
участников упорной подготовительной работы.
Спарринг
К соревнованиям по спаррингу участнику необходимо
готовиться от двух месяцев до года, в зависимости от уровня и требований
турнира. Среднему спортсмену для подготовки к участию в турнире районного
масштаба достаточно пары месяцев интенсивных тренировок. К областным
соревнованиям требуется готовиться от двух до шести месяцев. Подготовку к
национальным и международным турнирам необходимо проводить как минимум в течение
года. В тренировочный план перед участием в соревнованиях следует включить общую
физическую подготовку, специальную физическую подготовку и отработку техники.
Занятия общей физической подготовкой означают выполнение
упражнений, способных помочь спортсмену достичь максимально возможных для него
физических кондиций, и включают в себя силовые тренировки, бег, аэробику и т. д.
При планировании тренировочной программы около 70% времени занятия отведите
общеразвивающим упражнениям, а 30% - многократному повторению базовых техник. И
только после четырех-восьми недель занятий по подобной программе можно
приступать к следующей фазе тренировочного плана, а именно к специальной
физической подготовке.
В практике боевых искусств под специальной физической
подготовкой подразумевается развитие мышц, в первую очередь задействованных в
стиле, в котором выступает готовящийся к соревнованиям спортсмен. Типичная
программа специальной физической подготовки на занятиях боевыми искусствами
включает в себя прерывистую тренировку, растяжения, отработку перемещений и
силовую тренировку для мышц ног и живота. На этой стадии общеразвивающим
упражнениям и отработке техники отводится приблизительно равное количество
времени.
Через один-два месяца занятий специальной физической
подготовкой начинайте уделять повышенное внимание техническому мастерству
спортсмена, основываясь на том физическом уровне, который ему удалось достичь.
На этом этапе около 30% тренировочного времени должно отводиться для поддержания
оптимальной физической формы спортсмена, а оставшиеся 70% используйте для
совершенствования его техннческого мастерства- Важными составляющими элементами
технической практики в этом случае являются проведение свободных спаррингов,
выполнение упражнений для развития точности и реакции, а также отработка ударов
на тяжелой груше. На заключительной стадии подготовки к соревнованиям уделите
внимание формированию психической устойчивости спортсмена и разработке его
индивидуальной стратегии. Для развития психической выносливости помогите
спортсмену обрести искреннюю уверенность в собственных силах и научите его
предельной концентрации внимания. Это позволит ему без страха и колебаний
следовать выбранной стратегии. Что же касается самой индивидуальной стратегии,
то вам следует отобрать несколько атакующих и оборонительных техник, которые
наиболее удаются спортсмену, и уже вокруг них строить свой стратегический план.
Напомните спортсменам о необходимости раньше прибыть в
спортивный зал в день соревнований, чтобы они в спокойной обстановке успели
зарегистрироваться и пройти взвешивание. Для каждого участника назначьте личного
секунданта, который будет помогать спортсмену до окончания соревнований. Задача
секунданта заключается в том, чтобы помочь спортсмену тщательно разогреться
перед выступлением и напоминать ему о выбранной стратегии перед началом каждого
поединка. Если запланированная стратегия по каким-то причинам не оправдала себя,
секундант должен помочь участнику соревнований изменить ее таким образом, чтобы
тот мог перехватить инициативу.
Секундант, кроме того, помогает спортсмену проанализировать
стратегию соперника и дает указания по ведению боя в перерывах между раундами и
перед поединком. Если боец допускает постоянные ошибки при проведении какой-то
техники, секундант обязан при первой же возможности исправить их. Однако он
должен следить и за тем, чтобы не перегрузить спортсмена своими советами.
Основная его задача - помочь бойцу оставаться раскрепощенным и собранным на
протяжении всего соревнования.
После поединка от секунданта требуется помочь спортсмену
как можно быстрее восстановить силы и подготовиться к следующему бою. Если
участник соревнований слишком устал или получил травму, его секундант должен
проконсультироваться с распорядителем турнира, членами судейской коллегии или
медицинским персоналом о целесообразности дальнейшего участия спортсмена в
соревнованиях. Он также может и лично решить, разрешить ли бойцу продолжать
выступления или рекомендовать ему отказаться от них. Однако следует учитывать,
что это решение крайне ответственное, поскольку мнение секунданта способно в
значительной степени повлиять на эмоциональное и физическое состояние
спортсмена.
Индивидуальные выступления
Второй дисциплиной соревнований являются индивидуальные
выступления участников. Они включают в себя выполнение установочных упражнений
(без оружия и с оружием), демонстрацию приемов самообороны и разбивание
предметов. Критерии оценок каждого вида идентичны.
Основными моментами, на которые обращают внимание судьи,
являются следующие:
1. Правильное выполнение движений.
2. Правильное выполнение стоек и поз.
3. Уровень сложности выполняемых техник.
4. Плавный переход одного движения в другое.
5. Успешное выполнение всего упражнения.
6. Энергичное выполнение киай/кихап.
7. Направление и твердость взгляда.
8. Общее впечатление от выступления.
9. Уверенность и поведение спортсмена.
Судейские комиссии на различных соревнованиях могут
обращать больше внимания на тот или иной аспект выступления спортсменов, однако,
если вы тщательно изучите и отрепетируете все перечисленные выше требования,
ваши ученики будут иметь неплохие шансы на завоевание самых высоких мест.
Кроме технической стороны выступления спортсменов судьи
обычно проявляют значительный интерес к их манерам и поведению. Научите своих
воспитанников правилам этикета, которые необходимо соблюдать на соревнованиях. В
их число входят не только проявление уважения к судьям и обслуживающему
персоналу, но и порядочность и доброжелательность по отношению к соперникам,
которые выражаются в поздравлении победителя или благодарности побежденного за
участие в поединке и достойное выступление. Выиграет или проиграет ваш ученик,
он ни при каких обстоятельствах не должен терять уважения к себе и соперникам.
Внутришкольные соревнования
Для создания атмосферы здорового соперничества один или два
раза в год очень полезно устраивать турниры в рамках школы. Особенно
увлекательными они будут в том случае, если у вас несколько школ и вы сможете
определить победителей не только внутри каждой школы, но и среди всех ваших
учеников. В школьных соревнованиях охотно участвуют и недостаточно уверенные в
себе спортсмены, поскольку знают, что правила их проведения будут справедливыми
и хорошо им известными. Кроме того, они прекрасно представляют себе возможности
своих соперников, так как тренируются с ними в одной школе.
Внутришкольные соревнования дают возможность наиболее
талантливым вашим ученикам попробовать себя в роли судей и организаторов
турниров. Начинающие спортсмены могут на практике познакомиться с царящей на
соревнованиях атмосферой. Кроме того, у родителей и родственников спортсменов
появляется шанс увидеть, как соревнуются и побеждают члены их семей. Попробуйте
после соревнований организовать пикник для спортсменов и их родственников, и вы
поразитесь, до каких высот подскочит интерес к занятиям в вашей школе.
Какими бы захватывающими и полезными ни были соревнования
для заинтересованных в них учащихся, никогда не преувеличивайте их значения в
ходе обычной тренировочной практики. Ваши ученики обратили свое внимание на
занятия боевыми искусствами по самым различным причинам. И возможность
участвовать в соревнованиях должна быть для них лишь одним из способов
самосовершенствования. Именно в этом и состоит конечная цель турниров по боевым
искусствам.
http://tkd.kulichki.net/metod/m6_2.htm