Японский иероглиф «Нин» имеет несколько значений. Его можно
перевести, как терпение, выносливость, так же он может означать и незаметный,
скрытный. А иероглиф «Дзя» - означает личность. Таким образом, о Ниндзя можно
сказать, что он действует незаметно и терпеливо. А Ниндзюцу переведём как
Искусство тайных действий или Искусство терпеливых.
Однако если копнуть глубже, иероглиф «Нин» образован из
двух меньших иероглифов, из который верхний означает «клинок», нижний - «сердце»
или «дух». И 33-й патриарх школы ниндзюцу Тогакурэ-рю Тосицугу Такамацу,
прозванный Монгольским тигром, переводил ниндзюцу как «Искусство побеждать
врагов несмотря ни на что».
Представляя собой детально разработанную доктрину, ниндзюцу
делилось на три части - высшее, среднее и низшее, которые соответствовали
внутренней иерархии, существующей внутри кланов ниндзя.
Высшее, для патриархов клана «дзёнин» - наука о политике, о
механизмах государственных переворотов, крупных провокаций, мятежей и способов
предотвращения всего этого.
Среднее, для «офицеров» клана «тюнин» - техника агентурной
разведки, методы вербовки, конспирации, использовании вражеских агентов, сбор и
анализ информации...
Низшее, предназначенное для «солдат», «гэнин» - техника
разведки, диверсий и как сейчас говорят - террористических акций. Ну и, конечно
же, рукопашный бой (а надо сказать, что ниндзя не разделяли бой с оружием и бой
без оружия, так как их учили превращать в оружие всё, что только может попасться
под руку, не говоря уже о захваченном оружии противника).
Это как раз то, что в весьма урезанном и разбавленном
варианте преподают в современных школах ниндзюцу.
В отличие от подавляющего большинства известных японских
боевых искусств, ниндзюцу было в высшей степени функциональным. Во времена
постоянных войн, мастер, отдающий предпочтение в технике красоте в ущерб её
эффективности очень быстро погибал, но с наступлением более мирного времени (с
середины 17 века) боевые искусства всё дальше стали удаляться от главного своего
предназначения. Зато они стали более доступны (в том числе и для понимания)
широким слоям населения, что привело к тому, что процветали более эффектные, а
не эффективные (но не придающие значения эстетике движений) стили. Впрочем, это
случилось не только в Японии.
Один из главных (если не самый главный) принцип боевого
искусства ниндзя - «Ин-син тонкэй» - «Максимальный результат минимальными
усилиями». В рукопашной схватке это означало победить, во что бы то ни стало,
эффективно используя слабые места противника. Ну и конечно нападать лучше всего
внезапно, тогда, когда этого не ждут, со спины, или отвлечь внимание позволяющей
сэкономить время и силы хитростью...
Конечно, с точки зрения самураев это бесчестно. Но честью
для ниндзя было в первую очередь выживание своего клана, всё остальное, что
могло помешать этому, в том числе и проигрыш в бою был непозволительной
роскошью. Но вернёмся к искусству боя. Всё, что не могло быть использовано для
победы, всё лишнее (хоть и очень красивое) в ниндзюцу просто не использовалось.
И оно имеет очень мало общего с тем, что показывают в голливудских фильмах, где
после каждого удачного приёма ниндзя замирают в красивых позах.
Если взять требования к рукопашному бою американских
зелёных беретов (впрочем, они схожи для спецназа любой страны), то любой
поединок должен быть выигран менее чем за 30 секунд. В противном случае шансы
диверсанта на выживание стремительно приближаются к нулю. Ну а для средневековых
ниндзя, требования к схватке были ещё жёстче, ведь им приходилось иметь дело не
с современными, пусть и хорошо обученными за пару лет солдатами, а с
потомственными воинами.
С другой стороны такой реальный бой по зрелищности не идёт
ни в какое сравнение с постановочной боевой сценой в кино. Когда главный ниндзя,
забыв о сути своего искусства - быть незамеченным, то есть всегда, когда
возможно добиваться своей цели без открытого боя, рубится с полчищами врагов
половину экранного времени. А чего стоит их разрекламированный (по крайней мере,
в Америке) образ странных людей, кидающихся с мечами на вооружённых автоматами
солдат и с упорством маньяков отказывающихся пользоваться огнестрельным оружием.
Ведь настоящие ниндзя специально тренировались захватывать в бою оружие
противника и с большим мастерством применять его...
Удивительно, что консультантами этих фильмов как раз
выступали люди, хорошо разбирающиеся в боевых искусствах вообще и в ниндзюцу в
частности (например, знаменитый актёр Шо Косуги, которого в детстве, с 7 до 12
лет обучал настоящий ниндзя). Конечно, этому есть простое объяснение - ниндзя
пошутили. Что вполне сочетается с их доктриной представляться перед всем миром
кем угодно, только не самими собой.
Надо сказать, что такое поведение (на экране) вполне
окупается. Да и в коммерческом отношении современные школы ниндзя, где
доверчивых американцев и европейцев учат «настоящему» ниндзюцу, процветают. Чего
только стоит одна экипировка, заказываемая в Японии. Но даже на низшую часть
искусства ниндзя они не тянут. Ведь искусство рукопашного боя и обращения с
оружием - совсем не главное в ниндзюцу.
В десятитомном трактате датируемым 1676 годом «Бансэн
Сюкай» - «Десять тысяч рек впадают в море» «дзёнин» клана Ига-рю Фудзибаяси
Ясутакэ высказывает мнение, что на уровне приёмов любой человек может
действовать как ниндзя. Но для настоящего овладения сутью ниндзюцу, искусства
побеждать не только врагов, не только обстоятельства, но и себя, одних
тренировок мало...
Ни раем, ни адом
Меня не смутить,
В лунном сиянье стою -
Ни облачка на душе...
(Уэсуги Кэнсин, 16 век)
http://www.epochtimes.ru/content/view/13729/13/