ХАРАКТЕР БОЯ
Вся история древнего бокса может быть подразделена на 3
периода...
1-й период. - Употребление мягких ремней, которые
используются от времен Гомера до конца IV века до нашей эры. Эта форма
вооружения кулака состояла из длинных тонких ремней, обмотанных вокруг кулаков.
Ремни делались из мягкой сыромятной кожи. В действительности эти ремни были
далеко не мягкие и, хотя назначением их была, подобно современным бинтам, защита
от повреждений, они скорее применялись для усиления ударов, чем для смягчения
их.
2-й период. - Употребление кожаных ремней с выступающими
кольцами из грубой кожи вокруг пальцев. Эти своего рода перчатки назывались
"сфайрай". Они вытеснили мягкие ремни в начале IV века и применялись до поздних
времен римского владычества. "Сфайрай" закрывали кулаки и оставляли пальцы
свободными. Ремни охватывали все предплечье. Действие удара такого оружия, вряд
ли "нежнее" современного кастета.
3-й период. - Период тяжелых перчаток римского
происхождения, с свинцом и железом. Введение их пагубно отразилось на искусстве
бокса. На олимпийских играх их не применяли. Они фигурировали только на
гладиаторских играх, проводившихся в тех частях Греции, которые были под
владычеством Рима и не занимали никакого места в истории греческих атлетических
игр.
Как видно по сохранившимся изображениям, рука заключалась в
твердый шар или цилиндр, на тыльной стороне которого имелись выступы, похожие на
зубцы. От встречных ударов рука защищалась рукавом из овечьей шкуры, доходившим
до самого плеча. Римское влияние сказалось и на том, что бойцы не были обнажены:
они одевались в хитоны, приспущенные на правом плече.
БОЕВАЯ ПОЗИЦИЯ
Почти на всех древних рисунках боец изображен с
выпрямленным корпусом, голову держит прямо, ступни ног в меру расставлены, левая
нога выставлена вперед и слегка согнута - все это дает правильную удобную
стойку. Левая рука вытянута, правая отведена назад для удара.
Эта позиция с вытянутой рукой была надежной защитой головы,
но оставляла корпус открытым - ошибка, которая была бы гибельной в ограниченном
пространстве современного ринга.
Позиция с открытым корпусом характерна для всего греческого
боя, так как удары в нем наносились исключительно в голову, удары по корпусу
были, по-видимому, или неизвестны, или запрещены. Эта особенность резко отличает
греческий бой от современного.
СТИЛЬ БОЯ
Место боя не было ограничено. Не было и каких-либо делений
боя по времени вроде наших раундов - бойцы бились без ограничения времени. Эти
два условия говорят о том, что близкого боя не было и поощрялась оборонительная
тактика. Тактика нападения не имела решающего значения и быстрый темп выматывал
бы силы. Когда утомленные бойцы не могли продолжать бой, то по обоюдному
соглашению делался перерыв. Бой шел пока один из бойцов не сдавался. По Плутарху
известно, что захваты были запрещены.
В описаниях боев признается важность быстрой работы. В
работе Статуса (позднейший писатель античного мира) победитель Алкидемас
выигрывает бой у более тяжелого противника Капанеуса.
Из более поздней литературы известно, что греческие бойцы
были хорошими знатоками защиты, применяя ныряние (дукинг) и уклоны (слипинг).
Недостатком их стиля было вынужденное высокое держание
левой руки для защиты, а вытягивание ее вперед усложняло защиту и свободу
движений. Оно сковывало атаку противника и поощряло рубящие удары сверху вниз.
Возможно, что это и было причиной защиты предплечья ремнями" ("Заочная школа
бокса", Метод, руководитель А. Г. Харлампиев, преподаватель К. Градополов,
ассистенты Алпатов и Постнов, "Физкультура и спорт", 1934).
По сохранившимся до нашего времени рисункам и скульптурам,
а также письменным источникам можно предположить, что в Древней Греции
существовала практика отдельно борьбы и кулачного боя, которые затем
объединились в новый вид рукопашной схватки "панкратион". Практиковавшие его
бойцы отличались умением терпеть боль, не боялись вида крови, обладали хорошими
координационными способностями, чтобы быстро переключиться от безоружных
поединков к поединкам с оружием в случае проведения военных действий.
Касаясь эпохи средневековья, историки сообщают. Что самыми
старыми книгами по рукопашному боя, дошедшими до наших дней, являются труды
немецких авторов: Ганса Вурма ("Борьба", 1550 г.), Фабиана фон Ауэрсвальда
("Искусство борьбы", в которой описано 85 приемов борьбы, 1539 г.), голландца
Никлауса Петерса ("Искусный боец", 1674 г.), в котором автор излагал главным
образом приемы самозащиты и нападения во время боя невооруженных против
вооруженных противников.
Касаясь содержания книги Петерса, В.С. Ощепков пишет:
"Описанные им приемы были абсолютно схожи с теми приемами, которые
культивировались в Японии в эпоху феодалов периода Тотугава. Оставляя в стороне
вопрос о заимствовании, мы должны сказать, что европейским инструкторам военного
дела, снабжавшим и обучавшим самураев больших и малых феодалов владению
огнестрельным оружием в конце ХV-го века, если и не удавалось изучить японские
приемы рукопашного боя, то, во всяком случае, они имели возможность зарисовать и
описать их, что не делали японцы. Что же касается ХVIII-го и XIX вв. (особенно
после 1868 г.), то каждый проживавший в Японии европеец имел возможность
свободно изучать не только различные системы "Дзюу-Дзюцу", но и вообще все виды
древне-военного искусства".
Схожесть боевых и технических действия отмечал и японский
мастер джиу-джитсу Г. Кодзуми, после того, как он ознакомился с трудами
европейских авторов книг по рукопашному бою ХIV-ХVI вв., таких как Понс де
Перрельян (1474 г.), Виджини (1560г.),И. Меер(1570г.), Гейслер (1610), Суторс
(1612 г.). Только в отличие от Ощепкова, он удивленно воскликнул: "Как, в XVI
веке в Европе знали джиу-джитсу!?"
http://bsambo.newmail.ru/data/article/ktns3-04.html