Сергей ИВАНОВ- КАТАНСКИЙ
Под термином "рукопашный бой", который пришел к нам из
глубины веков, нужно понимать боевое единоборство двух или нескольких
невооруженных противников, или единоборство безоружных противников против
вооруженных.
В Толковом словаре В. Даля написано: "рукопаш, рукопашка,
рукопашье, рукопашный бой -драка, схватка, ручной бой холодным оружием или
дубинками и кулаками".
В Толковом словаре С. Ожегова, изданного в 1955 году,
написано: "рукопашный бой - бой (схватка), производимый холодным оружием,
штыками и прикладами".
В схватках такого рода наступательные и оборонительные
функции, судя по названию, выполняют, в основном, верхние конечности тела.
Впоследствии к двум первым формам ведения боя добавились понятия единоборства
вооруженных бойцов против невооруженных.
Но если рассматривать этот раздел в чистом виде, когда бой
происходит с применением любого холодного оружия взятого в руки, то это
неправильно, нужно говорить: "штыковой бой", "бой на ножах", "бой на саблях" и
т. д.
Если же бойцы используют во время поединков не только
основные приемы холодным оружием, но и другие вспомогательные технические
действия: удары, броски, удушающие или болевые приемы, то тогда термин
"рукопашный бой" будет приобретать правильное понятие.
Условное разделение на основные и вспомогательные действия
объясняется очень легко. В боевых условиях, к примеру, в штыковой атаке, борьба
между противниками ведется не на жизнь, а на смерть, и бойцы должны стоять
твердо на ногах и не выпускать из рук оружие, которым осуществляется основные
действия.
Если же в сложившейся ситуации штык использовать неудобно,
а разумнее и быстрее применить бросок или удар любыми частями тела, то для
достижения победы нужно не задумываясь переключиться на эти технические
действия.
Современный рукопашный бой можно условно разделить на
армейский, в котором не существует правил и победа достигается любыми
средствами, и спортивный, на основе которого проводятся соревнования по
различным правилам.
К последнему можно отнести Федерацию рукопашного боя и
традиционного карате, возглавляемую Заслуженным тренером России Т. Касьяновым,
Федерации спортивного и боевого самбо, возглавляемые С. Елисеевым и В.
Волостных, Всемирную молодежную общественную организацию, созданную чемпионом
мира по боям без правил О. Тахтаровым и А. Шенгелия.
Умные наблюдательные люди давно заметили, что праздный
образ жизни (пьянство, разврат) были причиной гибели не только отдельных
личностей, но целых народов и государств. Поэтому многие прогрессивные деятели в
различных странах не только задумывались, но и пытались приобщить молодое
поколение своих сограждан к физическим и боевым упражнениям. Это было понятно,
так как только здоровые и крепкие и обученные приемам единоборств люди могли
защитить от порабощения свое государство и оставить после себя здоровое
потомство.
Первые попытки оставить назидание по рукопашному бою дошли
до нас из глубокой древности в форме наскальных рисунков, изображений на
предметах культа и быта.
Наиболее известным является изображение различных приемов
борьбы на стене гробницы Фиохоттека в Саккаре, которая была построена в Египте в
конце III тысячелетия до нашей эры.
В Древнем Риме (IV-V в.в. до нашей эры) историком Вегецием
был написан трактат "Краткое изложение военного дела", в котором приемы
рукопашного боя включены в содержание военно-прикладной физической подготовки.
Одной из форм рукопашного боя являются проведение кулачных
боев.
В "Заочной школе бокса", напечатанной в 1934 г. в журнале
"Физкультура и спорт", мы читаем: "Первые сведения дает нам история древней
Греции, где кулачный бой был одним из наиболее популярных видов спорта.
Характер кулачного боя в Греции освещается данными
археологических раскопок, изображениями античных художников и произведениями
поэтов тех времен. Точно восстановить всю сущность и характер боя по этим
источникам трудно.
В этом отношении много проливает света на античный бокс
работа Гардинера, отвечающая всем требованиям научной критики.
http://bsambo.newmail.ru/data/article/ktns3-04.html