Сложностей у хорошего инструктора хватает. Как организовать
тренировку? Как распределить нагрузку? Какие подготовительные упражнения дать к
конкретной технике? Как заново заинтересовать учеников уже знакомыми вещами?
Вплоть до того, как расставить народ в зале, чтобы они на пятки друг другу не
наступали, и когда форточку зимой открыть, чтобы не переохладились. Но все это,
если можно так выразиться, технические сложности организации тренировочного
процесса. Учить конкретных учеников необходимо, но не достаточно. Это программа
минимум, программа же максимум для инструктора - это создание коллектива на
основе отдельных учеников и бойцов, обучающая атмосфера которого принимала бы в
себя любого полезного человека и без вреда для себя выбрасывала бы того, кто
учиться и тренироваться не желает. Тем более что спортивный коллектив не армия и
не средневековый клан, раз войдя в который, выйти уже не представляется
возможным. Текучка в спортзалах нормальное явление. Кто-то приходит, кто-то
уходит. Лично по опыту автора, если в зале до 10% новичков, руководить ими можно
без особых проблем, а если до 40-50%? Тут иногда такое чувство, как будто по
скале лезешь или по лезвию бритвы идешь. Один неверный шаг и рабочая атмосфера
сосредоточенности развалится как карточный домик.
Как сплотить коллектив из отдельных личностей? Эта проблема
больше подходит для статьи по общественной психологии; автор не собирается
отбирать хлеб у дипломированных специалистов, написавших не одну внушительную
статью на данную тему, а тем более соревноваться с ними. Можно только затронуть
некоторые аспекты чисто спортивного характера, которые имеют значение в зале.
На физическом уровне этому могут помочь любые упражнения,
исполняемые всеми в одном ритме. Совместные молитвы в церкви, как и строевая
подготовка в армии одной из целей имеют именно со настройку людей. Впрочем,
автор советует изобрести что-нибудь подинамичнее молитвы и поинтереснее строевой
подготовки. Хорошо действуют общие для всех упражнения, как общефизические, так
и специальные. Общефизические не обязательно должны быть похожи на массовые
отжимания от пола, которые больше напоминают опять-таки строевую подготовку на
спортивный манер. Упражнение становится объединяющим тогда, когда люди, делая
его, увлекаются какой-то общей целью. Как это сделать конкретно, можно оставить
на фантазию и сообразительность инструктора. Специальные подразумевают задания
на тему непосредственно рукопашного боя, где задействовано более двух человек. К
сожалению, подавляющее большинство тренеров придерживаются мнения, что боевое
искусство и единоборство это одно и то же, что значительно снижает вариативность
и нестандартность свободной работы.
Кроме упражнений, в сплочении коллектива может оказать
существенную помощь истина, сформулированная еще римлянами: "Разделяй и
властвуй!". Не стоит упрекать автора статьи в макиавеллизме, не вникнув в суть
дела. Эта статья начиналась с того, что люди, занимающиеся боевым искусством,
делятся на 4 типа, из которых непосредственно на тренировках присутствуют 2:
ученики и бойцы. Тогда почему бы не использовать это разделение, помогая, в
самом простом варианте, бойцам осознать свою роль и ответственность в общем
процессе обучения. Дисциплина в зале, работа по подтягиванию новичков и еще
очень много других тренерских функций можно безо всякой опаски переложить на
старших учеников. Люди любят, когда им оказывают доверие, и из кожи вон лезут,
чтобы его оправдать. На общем же ходе работы это однозначно скажется
положительно, что пойдет всем на пользу и, в первую очередь, начинающим
ученикам, тем, которые действительно хотят заниматься, а не ваньку валять.
Этика инструктора - это этика ученика, поставленная с ног
на голову и возведенная в n-ную степень. Не спешите хвататься за школьный
учебник по математике, судорожно пытаясь вспомнить, как переворачивать на
чертеже фигуры и возводить в степень числа. Все гораздо проще. Отношения ученика
это вертикаль: ученик - учитель. Для инструктора эти отношения смотрятся с
обратной стороны: учитель - ученик. Если учесть, что учеников много, то
необходимо возвести сложность отношений в определенную степень. Теперь можете
подставить свои исходные параметры в указанную формулу. Ничего не получилось? И
не надо, т.к. жизнь не формула и n-ная степень дает качественный скачок. Короче,
инструктор - это ответственность за людей, которые приходят к нему в спортзал.
Ответственность за все, что в нем происходит и может произойти. За любой
конфликт, травму, как физическую, так и психологическую. Можно, естественно,
обвинять во всем и учеников. Этот ленится, тот растяпа, этот чересчур усерден,
тот слишком много о себе думает и т.д. и т.п. Если у мужика одна жена стерва,
другая гадина, третья того же поля ягода, то может просто муж сволочь.
К примеру: тренер учит, учит, а ученики никак научиться не
могут. Тупые один к одному, хоть и стараются. Показывает инструктор движение, а
у них не получается. Первый раз не получается, второй, третий... Рон Хаббард,
разрабатывая проблему обучения, определил, что первой причиной, по которой
человек не может научиться, это непоследовательность обучения. Чем спихивать все
на учеников, более продуктивно для самого инструктора подумать, какое
подготовительное упражнение он выпустил из тренировочного процесса. Во всяком
случае при такой постановке вопроса инструктор будет расти сам как профессионал,
а не заниматься брюзжанием по поводу того, что ученики не соответствуют его
уровню.
Стругацкие в романе "Понедельник начинается к субботу"
упомянули, что в одной из лабораторий НИИЧАВО на примере 13 джинов определили,
сколько зла может причинить обществу злобный, невежественный дурак. А если его
еще и поставить тренировать людей, то, пожалуй, в НИИЧАВО джинов не хватило бы
для эксперимента. Это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. В
одном из залов автор был свидетелем того, как молодым пацанам без
предварительной разминки и разогрева давали упражнения на жесткое скручивание
позвоночника и сжимание его в прогибе назад. Не нужно иметь специальной
квалификации, чтобы понять, что для большинства ребят проблемы со спиной после
этого обеспечены, на что они, кстати, после тренировки и жаловались. Про такие
мелочи как вредные навыки движения, привитые на основе неестественных динамик,
говорить нет смысла. Хоть человек целым остался и то слава Богу или, там,
инструктору.
У нас до сих пор, кажется, не понимают, что человек,
который берется учить других людей, несет за это ответственность не только перед
учениками, но и перед самим собой. Ответственность не заканчивается только
моральным планом, а имеет и другие аспекты, в частности то, что в процессе
обучения происходит перераспределение энергии от учителя к ученику, то есть
потенциал одного постоянно понижается, а другого повышается. Нужно обладать
мощной структурой на психологическом уровне, чтобы иметь возможность учить
кого-то, не деградируя при этом самому. Чаще всего люди, искренне желающие
преподавать свое знание, прямым ходом двигаются к собственному банкротству, по
сравнению с которым потеря денег это полная ерунда. Прежде чем начинать учить,
подумайте хотя бы о себе, если не можете заранее подумать о том, что принесет
ваше знание другим.
Итак. Ученик учится контролировать свое собственное тело,
боец повседневную жизнь. Инструктор должен научиться контролю над другими
людьми. То же самое, что он проделал с самим собой, когда был учеником и бойцом,
он должен проделать в масштабе своего зала. Но люди не марионетки, из которых
можно лепить все, что душе угодно. Понять их желания и стремления, направить их
в нужное русло, при этом так незаметно, чтобы они не почувствовали, что их
как-то направляют и куда-то ведут, в этом вершина искусства контроля
инструктора. И снова вернемся на шаг назад. Если вы не владеете своим телом,
если в вашей жизни царит хаос, не оставляющий места для обычной, но регулярной
тренировки, еще раз подумайте о том, стоит ли выходить на середину зала перед
строем людей, которые доверяют вам самих себя.
http://www.isrb.ru/articles/stages_3.html