Тип третий - инструктор.
"Ибо сказываю вам, что никто из тех
званных не вкусит моего ужина, ибо
много званных, но мало избранных".
Евангелие от Луки. Стих 14:24.
Не удивляйтесь, инструктор это тоже одна из стадий обучения
боевому искусству, наряду с учеником и бойцом, а не результат всего процесса
движения. Инструктора в любом зале видно сразу. Вот он в центре, на виду у всех
и у каждого. "Словно в степи сосна, словно в году весна". Важно прохаживается из
угла в угол, пока другие пашут в поте лица. Распоряжается, что кому делать, как
стоять, как дышать. То есть какие приемы и упражнения выполнять, в какой стойке,
с каким дыхательным ритмом. Руководитель одним словом, руками водит, как впрочем
и ногами, особенно во время демонстрации приемов. Хотя некоторые инструктора
прекрасно обходятся и без этого, ограничиваясь подаваемыми вовремя командами, на
манер строевых командиров. Естественно, знает все лучше всех, особенно в
масштабе собственного зала, и с неповторимым апломбом изрекает любую истину, как
бы тривиальна она не звучала. Некоторые увлекаются и начинают учить каждого
встречного поперечного и в остальной жизни, искренне считая, что если они могут
хорошо делать одно дело, то "поймали бога за бороду" и знают лучше всех и все
остальное.
Иногда, в особо тяжелых случаях, совершенно теряют
способность критически оценивать свои знания и способности и живут в угаре от
собственной исключительности, пока жизнь, патологически не терпящая
самовлюбленности, не расставит все на свои места. Если инструктор переживает
такой крах и после этого не опускает руки, у него есть шанс вырасти в мастера.
Число учеников в залах можно измерять сотнями, бойцов - десятками. Инструктора
это "штучный" или "эксклюзивный" товар, и измеряются они единицами. Если в школе
3-4 хороших инструктора, то... можно восхититься мастером, который их вырастил.
Ученик - это этап выставления формы движения, приема. Боец
- этап наполнения формы реальным содержанием. Инструктор - это осмысление формы,
понимание закономерностей, по которым она построена. В принципе, можно
ограничиться простым показом движений. Посмотрели внимательно, увидели? Эта нога
здесь, эта рука там. Запомнили? Теперь сделали точно также. Можно преподавать и
так, но объясните, чем тогда такой инструктор отличается от видеомагнитофона.
Поставил кассету, нажал на пуск и смотри, запоминай, понимай. С магнитофоном
даже удобнее как-то получается: устал, надоело - выключил. Можно и настоящего
"магнитофонного" инструктора "выключить" прямо на тренировке, когда надоест со
своими наставлениями, но вдруг потом не "включится". В статье об учениках уже
говорилось, что каждый человек индивидуален и неповторим, и любой прием нужно не
просто копировать, а пропускать через себя, свое тело, психику. Исходя из этого,
задача настоящего инструктора не просто показать, а направить ученика в процессе
познания. Не подменить его по принципу: "посмотри на меня, думай обо мне, делай
как я", а именно помочь, видоизменив форму, но оставив неприкосновенным смысл,
эффективность, боевое наполнение.
Многие люди допускают серьезную ошибку, считая что лучше
преподает тот, кто эффективнее дерется. Спору нет, если инструктор может только
языком молоть, то грош ему цена. Нельзя перескакивать через ступени обучения.
"Если мяса с ножа ты не ел ни куска, если руки сложа наблюдал свысока..." Не
познавший на собственной шкуре соленый привкус реальности будет всю оставшуюся
жизнь заниматься иллюзиями разной степени сложности, создавая свою собственную
реальность, наподобие королевства Кривых Зеркал. Но для формирования инструктора
синяков и шишек, даже полученных в большом количестве, мало. Бывает, приходишь в
школу, бойцы - любо дорого, гренадеры, один к одному, а инструктор среднего
роста, вроде и статью не вышел. Но обращаются к нему все подчеркнуто
уважительно, не смотря на то, что в бою явно превосходят. Эти незаурядные бойцы
прекрасно понимают, что для того, чтобы расти и развиваться дальше, им нужны
знания и интуиция этого человека. Инструктор - это уже не набитые кулаки, а
голова и все, что в ней находится.
Тренировки везде начинаются одинаково. Вот один инструктор
в центре зала с головой, так сказать, вот рядком бойцы с кулаками, которые
потихонечку почесываются, и ученики с любопытными физиономиями. Очень трудно не
поддаться соблазну и всегда помнить, что "рядок" этот состоит из отдельных
людей, каждый из которых, особенно для себя, представляет центр мироздания в
миниатюре, как бы плохо при этом у него ни получалась техника. Представляете!
Несколько десятков пупов вселенной в одной галактике зала, каждый из которых
заслуживает индивидуального подхода и терпеть не может обезлички и уравниловки.
Отношения с конкретным учеником представляют из себя оборотную сторону того, о
чем уже упоминалось в статье про учеников. Выставление правильной
психологической дистанции дело тонкое и деликатное. И причина этого не в
инструкторском апломбе и стремлении удовлетворить собственное самолюбие.
Подпустишь к себе слишком близко, запанибрата, и перестанут
учиться, прислушиваться, просто выполнять то, что необходимо. "Бардак" в зале и
превращение тренировки в тусовку один из результатов такого отношения. Автор был
свидетелем того, как однажды в зале строптивая особа улеглась посреди татами и
не пожелала вставать, а инструктор бегал вокруг нее, пытаясь наставить на "путь
истинный". Наверное этот инструктор был хорошим человеком, но, видимо, он немало
потрудился над тем, чтобы его в собственном зале ни в грош не ставили. Кстати,
потом эта мадам пришла и в мою группу, но только один раз...
С другой стороны, если переборщить, то можно превратить
себя для учеников в подобие идола, а тренировку в род религиозной практики с
массовым поклонением обожаемому, единственному и неповторимому учителю. Ученики
при этом как-то затушевываются, пропадают на фоне учителя, который все больше
смахивает то ли на икону, то ли на лубочную картинку. Театр одного актера с
инструктором в главной роли можно считать открытым. Самое комичное наступает
тогда, когда такие учителя пытаются перенести атмосферу зала за его пределы,
требуя от всех почтения и преклонения перед собственной исключительностью и в
обычной жизни. О стандартном результате таких попыток было сказано выше. (Вообще
претензия быть мастером говорит в первую очередь о том, что мастером данный
субъект ни в коей мере не является и скорее всего никогда не станет.) Так как
люди все разные, и для каждого ученика нужна своя, оптимальная для него
дистанция, становится понятным, что инструктора, который не является
одновременно психологом, не ждут на пути значительные успехи.
http://www.isrb.ru/articles/stages_3.html