РУКОВОДСТВО УЧАЩИМИСЯ
Группы по интересам
У спортсменов, заканчивающих начальный и средний курс
обучения, иногда могут появляться новые потребности или интересы, В этом случае,
если в вашей школе тренируется много учащихся, организуйте для них специальные
занятия или семинары. Цель работы таких групп по интересам заключается в
совершенствовании определенных навыков, к которым у учащихся проявляются особые
склонности и таланты. Наиболее часто встречающимися группами по интересам
являются такие, в которых более подробно изучаются ведение спаррингов,
выполнение установочных упражнений, приемы самообороны, а также история и
философия искусства. Кроме того, дополнительно можно изучать такие темы, как
разбивание предметов, оружие, нетрадиционные боевые искусства, судейство и
подготовка инструкторов.
При организации занятий в группах по интересам учитывайте,
что спортсмены ждут от них очень многого. Чтобы оправдать эти ожидания и не
разочаровать учащихся, вы должны сделать дополнительные занятия чрезвычайно
насыщенными и конкретными. При работе в группах по интересам следует
использовать тренировочные методики, отличные от тех, которыми вы пользуетесь
обычно. В центре вашего внимания должно находиться качество учебного процесса.
Для более глубокого развития необходимых навыков учащиеся
должны отрабатывать их максимально правильно и как можно более интенсивно. Чем
чаще они будут повторять одно и то же действие, тем быстрее смогут приблизиться
к его идеальному выполнению, что неизбежно повлечет за собой общий рост
технического мастерства. А это обычно и является главной целью учащегося,
определяющей его решение заниматься дополнительно. Если ваша педагогическая
деятельность будет полностью направлена на достижение этой цели, учащийся сам
заметит происходящие в нем качественные изменения, и его ожидания будут
оправданы.
Занятия в группах по интересам не должны быть долгосрочными
и тем более постоянными. Чтобы не стать причиной истощения физических и духовных
сил учащихся, интенсивные дополнительные тренировки должны продолжаться не более
шести-восьми недель. Под интенсивностью тренировочного процесса я не
подразумеваю непрерывное и безостановочное выполнение тех или иных упражнений.
Организуйте занятия так, чтобы на их протяжении учащиеся имели достаточно
времени для отдыха и восстановления сил. Тренировки в состоянии усталости не
только препятствуют росту мастерства спортсменов, но и значительно повышают
вероятность получения травм.
Прежде чем приступать к проведению дополнительных занятий,
тщательно проанализируйте характер и физические способности каждого ученика.
Внимательно наблюдайте за учащимися и своевременно помогайте им советом и
одобрением. Поскольку группы по интересам меньше обычных учебных групп, каждый
спортсмен вправе ожидать от вас повышенного внимания и индивидуального подхода в
решении всех возникающих вопросов. К моменту завершения курса обучения в группе
по интересам каждый ее член должен иметь значительно более глубокие, чем прежде,
знания по изученной теме. Кроме того, занимавшиеся дополнительно спортсмены
должны четко представлять себе свои дальнейшие цели. Всем учащимся,
тренировавшимся дополнительно, перед их возвращением к обычному учебному
расписанию дайте персональные задания для индивидуальной работы.
Составляя план проведения дополнительных занятий, начните
со списка главных целей. Некоторые из задач, определяющих содержание работы в
группах по интересам, могут быть следующими:
1. Развивать уверенность учащихся при выполнении требуемых
действий
2. Способствовать гармоничному физическому развитию
3. Развивать такие качества, как реакция, сила, скорость,
мощь и выносливость
4. Повышать психическую устойчивость
5. Готовить учащихся к соревнованиям
6. Помочь глубже разобраться в тонкостях искусства
7. Обеспечить приобретение практических знаний и опыта
8. Познакомить с новыми сторонами искусства
В качестве руководства для проведения дополнительных
занятий предлагаю вашему вниманию примерные образцы тренировочных планов для
групп, изучающих установочные упражнения, спарринги и самооборону. Основываясь
на них, вы сможете разработать собственные планы занятий в группах по интересам.
I. Группа по изучению установочных упражнений
1. Задачи:
а. Развивать координацию, равновесие, скорость и умение
контролировать мощь.
б. Определить идеальную стойку для каждого учащегося,
которая могла бы обеспечить ему как подвижность, так и устойчивость.
в. Научить спортсменов правильному выполнению движений и
объяснить цель и значение каждого упражнения.
г. Развить у учащихся способность видеть красоту в
движениях человека.
2. Количество учащихся:
а. 12-15 человек.
б. Уровень мастерства спортсменов должен быть не ниже
синего пояса.
3. Расписание занятий:
а. С 7 июля по 7 сентября.
б. По средам с 19:00 до 20:00.
4. Виды выполняемых заданий:
а. Работа всей группы над развитием чувства времени.
б. Отработка мелкими группами отдельных движений.
в. Индивидуальная работа над повышением точности движений
с пониманием их назначения.
г. Работа перед зеркалом для определения точных ударов и
направлений движений.
д. Наблюдение за выполнением упражнения другими
спортсменами для сравнения его с собственным выполнением и для более глубокого
понимания смысла упражнения.
е. Выполнение упражнения перед тренером или видео камерой
для последующего углубленного анализа.
5. Оборудование:
а. Зеркало.
б. Видеокамера и телевизор для проведения анализа (по
желанию).
II. Группа по изучению спаррингов
1. Задачи:
а. Развивать скорость, чувство времени, реакцию и ловкость,
необходимые для проведения спаррингов.
б. Оттачивать способности учащихся правильно оценивать
различные ситуации боя.
в. Повышать выносливость спортсменов.
г. Формировать образ мышления, необходимый для участия в
соревнованиях.
2. Количество учащихся:
а. 8-12 человек.
б. Спортсменам необходимо одобрение тренера.
3. Расписание занятий:
а. С 3 марта по 3 мая.
б. По четвергам с 19:00 до 21:00.
4. Виды выполняемых заданий:
а. Упражнения для растяжения - 25 видов.
б. Челночный бег - 5 забегов.
в. Прыжки с касанием груди коленями - 20 раз.
г. Отжимания и качание пресса - по 100 раз.
д. Прыжки со скакалкой - 3 подхода по 3 минуты каждый.
е. Отработка перемещений на месте - 10 минут.
ж. Удары ногой по мишени - 10 минут.
з. Упражнения с движущейся мишенью - 10 минут.
и. Отработка ударов по тяжелой груше - 10 минут.
к. Запланированный спарринг с партнером - 10 минут.
л. Свободные комбинации - 10 минут.
м. Свободный спарринг - 3 раунда.
5. Оборудование:
а. Мишени и перчатки.
б. Тяжелая груша.
в. Скакалки.
г. Защитное снаряжение.
д. Секундомер.
III. Группа по изучению самообороны
1. Задачи:
а. Дать учащимся полное представление о психологии
самообороны.
б. Развивать способность мобилизовать ресурсы организма в
опасных ситуациях.
в. Познакомить учащихся с особыми приемами, применимыми в
особых ситуациях.
г. Подготовить учащихся физически и психически к
условиям реального боя.
2. Количество учащихся:
а. 16-20 человек.
б. Уровень мастерства спортсменов должен быть не ниже
зеленого пояса.
3. Расписание занятий:
а. С 1 октября по 1 декабря.
б. По понедельникам с 19:00 до 20:30.
4. Виды выполняемых заданий:
а. Отработка блоков, ударов руками и ногами и техник
захватов.
б. Отработка способов самообороны в различных ситуациях.
в. Развитие реакции многократным повторением техник.
г. Развитие способности оценивать реальную опасность
ситуации.
5. Оборудование:
а. Защитное снаряжение (при необходимости).
б. Кукла для отработки ударов ногами или тяжелая груша.
http://tkd.kulichki.net/metod/m5_8.htm