РУКОВОДСТВО УЧАЩИМИСЯ
Учащиеся с разными способностями
Практически в каждой группе неизбежно оказываются как
одаренные учащиеся, так и такие, способности которых ниже средних. Если вы
сосредоточите свое внимание только на тех или других, то на долгом пути обучения
наверняка потеряете многих своих воспитанников. Неопытные преподаватели час-то
склонны отдавать предпочтение талантливым ученикам и уделять им на занятиях
особое внимание. Поступив так, вы заденете самолюбие средних и слабых учащихся,
которые в конечном итоге уйдут из группы. С другой стороны, если вы будете
обращать повышенное внимание на слабых учащихся, остальным занятия покажутся
скучными и неинтересными.
Поэтому на тренировках целесообразно ориентироваться на
спортсменов среднего уровня. Чтобы интерес к занятиям сохранялся у всех
учащихся, включая наиболее способных и отстающих, старайтесь сделать тренировки
сбалансированными. состоящими как из простых, так и из сложных упражнений,
коллективных игр и предполагающих соперничество заданий.
Талантливые учащиеся
Талантливым учащимся необходимо дополнительное, особое
руководство, благодаря которому они смогут полностью раскрыть свой потенциал.
Для максимального развития наиболее сильных качеств способных учеников с ними
можно проводить индивидуальные тренировки до или после общих занятий. Во время
групповых тренировок как можно подробнее анализируйте и оценивайте их
самостоятельную работу. Ставьте перед ними высокие цели и помогайте таким
ученикам полностью раскрывать свои возможности для их достижения. Стремление к
достижению цели является формой самодисциплины, обладать которой крайне важно
для талантливых учащихся. Если они смогут вырасти до уровня, позволяющего
участвовать в соревнованиях, самодисциплина поможет им сделать над собой
последнее, необходимое для победы усилие.
На продвинутом уровне обучения предоставьте способным
ученикам всю необходимую им дополнительную информацию и используйте специальное
оборудование, чтобы они имели возможность прогрессировать независимо от группы.
В этом отношении очень полезными зарекомендовали себя аудио-визуальные средства
обучения. Записав выступление спортсмена на видеопленку и просмотрев его вместе
с учеником, вы тем самым поможете ему в совершенствовании всех нюансов
выполняемых движений. Всегда помните, что любой ваш ученик, обладающий
способностями выше средних, в будущем может вырасти в выдающегося бойца и внести
весомый вклад в развитие боевых искусств.
Однако будьте осторожны, раздавая талантливым ученикам
авансы. Многим одаренным от природы спортсменам часто не хватает терпения. Они
знают, что в мастерстве превосходят остальных и могут отлично выполнить любую
технику, затратив для этого незначительные усилия. Подобное мнение о себе может
превратиться в самонадеянность. И вы должны уметь отличать обоснованную гордость
своим мастерством от ложной самонадеянности. В первом случае человек уважает
себя и остальных, во втором - не уважает никого. Гордость - конструктивное
качество, тогда как самонадеянность - деструктивное. Поскольку одной из целей
занятий боевыми искусствами является развитие позитивных сторон личности, вы
должны убедительно объяснить своим ученикам разницу между гордостью и
самонадеянностью. Чтобы препятствовать формированию этого негативного качества,
помогите одаренным спортсменам сосредоточиться на развитии их сильных сторон.
http://tkd.kulichki.net/metod/m5_7.htm