Кроме формы, ритуалы и обряды на Востоке включали в себя и
определенные, также четко зафиксированные, переживания, которые обязан был
испытывать участник такой церемонии. Если присутствуешь на утреннем приеме у
императора или у влиятельного даймё, будь любезен испытывать непременно
благоговейный восторг, если вызывает начальник, проникнись почтением до глубины
души. Но мы люди русские, душу нам запрограммировать еще никому не удавалось, и
одна из основных черт непостижимой русской души в том, что "мы любого начальника
в душе матом посылаем" по выражению Мережковского. Поэтому почтения до глубины
души, плавно переходящего в благоговейный восторг, от наших учеников ждать не
приходится, да, на мой взгляд, и не требуется. Тем более, что это прямиком
приводит к одной из крайностей обучения, о которых было сказано выше. В мире
существует и другое, прямо противоположное, положение вещей, когда учителя
покупают за деньги на манер необходимой или желательной вещи. Но то, что все на
земле продается и покупается, может быть и верно за океаном, однако весьма
проблематично у нас, так как со стороны покупателя - народ мы бедный, хотя
несомненно уже есть тенденции к улучшению ситуации (я имею ввиду
замечательнейшую касту новых русских, которые уже сейчас купят что угодно и за
какую угодно сумму), а со стороны продавца - за деньги душу в дело вкладывать не
будешь. Максимум, на что можно рассчитывать, это добросовестное отношение, хотя
подчас и это является в наши дни бесценным кладом.
Однако, какое-то определенное отношение к учителю может
помочь процессу обучения наряду с положением тела. В русском языке существует
очень точное слово, которое может охарактеризовать оптимальное отношение к
человеку, который передает вам какое-то знание. Это уважение. Формы выражения
этого чувства должны быть индивидуальны и соответствовать мировоззрению
конкретного ученика. У нас все-таки не Восток, чтобы ритуалы для души
устанавливать. К примеру, автор в свое время называл людей, у которых он хотел
чему-нибудь научиться, по имени-отчеству вне зависимости от возраста инструктора
(это, конечно, относилось к нашим с вами соотечественникам. Уважение к
зарубежным учителям выражалось несколько по другому, ввиду отсутствия у
последних пресловутого имени-отчества). Но, повторяю, это был чисто его, личный,
прием установки необходимой для обучения дистанции, и чем более индивидуальным
будет ваше выражение, тем лучше. О действенности такой позиции говорит то, что
теперь у автора у самого немало учеников.
Зачем вообще люди приходят в спортзалы? Естественно
научиться защищать себя, проще говоря, драться. Но для данной цели совсем не
обязательно затрачивать столько времени и сил. Газовый баллончик в кармане или
кусок водопроводной трубы в некотором смысле гораздо надежнее любых мордобойных
ухищрений. Как говорил мне один знакомый, "с баллончиком спокойнее". Значит
помимо тривиального мордобоя существуют еще какие-то причины, привлекающие людей
на тренировки. Среди работ по спортивной психологии, затрагивающих вопросы
мотивировки занимающихся, я никогда не встречал один любопытный критерий,
который может быть охарактеризован как "контроль". Между тем именно этот
психологический параметр объясняет многие изменения, происходящие с людьми на
пути боевого искусства, если, конечно, рассматривать боевые искусства как
жизненный путь, а не как тривиальный мордобой. К чему вообще стремятся обыватели
по жизни, распихивая локтями себе подобных, решая те или иные проблемы, пытаясь
найти свое дело, своего спутника, свое место в жизни? Стремятся, естественно, к
разным целям, но общее, на что надеются, это то, что когда найдут, достигнут,
приобретут (от машины до доброты в характере), то после этого наконец-то
расслабятся и отдохнут. Правда, покой так и не желает их находить, дела и
проблемы появляются снова и снова, громоздясь друг на друга как волны в шторм,
пока в один прекрасный момент очередной девятый вал не накрывает их с головой,
после чего сердобольные родственники говорят на могиле: "Наконец-то он обрел
покой". Такой подход явно не соответствует тем, кто выбрал путь боевого
искусства как путь жизни. Существует ценное мнение, которое автор сам в свое
время принял за рабочую гипотезу, что "единственным способом обрести покой
по-прежнему остается достижение контроля над Волей - абсолютная в своей
отрешенности победа внутри самого себя… Так уж устроена жизнь на этой странной
планете". (А. Сидерский "Третье открытие силы"). Но решаются подобные глобальные
проблемы не сразу, одним махом, а долгим путем, ступенька за ступенькой, шаг за
шагом. Основой для этого может стать любая дорога, любое ремесло или занятие.
Поскольку мы с вами занимаемся боевым искусством, на его примере мы и
рассмотрим, как подняться к вершинам контроля.
Вспомните, что этап ученика - это выставление формы
движения. То есть ученик пытается заставить свое тело принимать те или иные
положения, двигаться по тем или иным траекториям. А тело не слушается, у него не
получается сделать то, что от него так настойчиво требуют. И даже не потому, что
лениво или инертно, а потому, что человек "присутствует" в своем теле далеко не
всегда и не везде или, в лучшем случае, не в полной мере. Наметанным
инструкторским глазом можно определить, где и какие части тела у конкретного
ученика не подчиняются контролю. Вот у того ноги плохо осознаны, тогда и
получается у него "танк" без ходовой части. А этот никак воедино тело
скомпоновать не может, поэтому и открыт у него "чайник", то есть без брони танк
в бой идет. Третий все делает точно, форму выдерживает, но пустить в нужный
момент мышечную волну в удар никак не получается. Так сказать, все на месте,
порядок в танковых частях, но то ли ствол орудия заклинило, то ли вообще снаряды
не подвезли и стрелять не может, а гусеницами давить… не танк все-таки, человек,
даже если на "шкафа" тянет.
Отсюда вывод, что цель этапа ученика, это достичь
определенной степени осознания и контроля за собственным телом. Тело - это
низший уровень разума, и как можно контролировать себя и свои эмоции в жизни,
если в тепличной атмосфере зала человек элементарное движение сделать не в
состоянии, в собственных руках-ногах путается на манер сороконожки, у которой
спросили, как она ходить умудряется.
Закончить можно с того же, с чего и начали: "Ищущий да
обрящет". Более точно сказать невозможно.
http://www.isrb.ru/articles/stages_1.html