Другая крайность, в которую может уклониться ученик, это
абсолютное неверие в свои силы, и, для равновесия и дополнения, абсолютная вера
во всемогущество инструктора, который и сделает из него что-нибудь этакое.
Главное найти такого мастера, и поиски, подчас, продолжаются до преклонных лет.
Преподавать таким людям, когда они на тебя "залипают", одно удовольствие.
Буквально в рот смотрят. Записывают любое слово, оброненное инструктором.
Приносят на каждую тренировку видеокамеру или аудио магнитофон, чтобы
запечатлеть уникальную, по их мнению, технику. Скажешь - сделают, причем что
угодно и сколько угодно раз. Автор знал одного уникума, который пристал к своему
учителю со следующей проблемой: сколько раз в день ему отрабатывать то или иное
движение. Тот отшутился, что не менее 108 раз (священное в буддизме число).
После этого прилежный ученик приходил в зал каждый день, исполнял свою
программу, и, если инструктора не было под рукой, просил передать ему, что
такой-то сделал сегодня столько-то. После чего с сознанием выполненного долга
уходил домой.
Доверие у таких учеников нужно завоевать один единственный
раз, дальше можно лапшу на уши вешать сколько душе угодно или сколько совесть
позволяет. Критическая оценка ситуации отсутствует как таковая. "Сам сказал" - и
все тут, истина в последней инстанции. Страстно желают стать такими же, как их
идол, и не понимают, что любой человек уникален и неповторим, тем более, если он
мастер. Чтобы сделать движение, прием, связку, нужно их приспособить под себя,
под свое тело, психику, изобрести для себя заново, в конце концов. Пропустить,
прожить, прочувствовать. Эту работу не может делать ни один инструктор, ни один
учитель. Слепым копированием не обойдешься и количество повторений и
изнурительные тренировки лишь косвенная помощь в личном творчестве на пути к
"своей собственной" системе боя.
Все ученики в большей или меньшей степени склоняются в одну
или другую сторону, но есть в нашей стране и общая тенденция, обусловленная,
скорее всего, общекультурной атмосферой отрицания всего и вся, неверия никому и
ничему. На Востоке, но не в XX веке, а где-то в XVIII-XIX веках, обстановка была
явно другого плана. "Учитель!" - данное слово со всеми смысловыми оттенками от
немого обожания до экзальтированного восхищения давно стало символом процесса
обучения в те времена. Простота, иногда, хуже воровства и, возможно, именно
китайское и японское отношение к учителю, не допускающее сомнений в его правоте,
и привело к ситуации, о которой Брюс Ли мог с полным основанием сказать: "90%
боевых систем на Востоке не более чем разукрашенный джаз". Впрочем, чем искать
соринку в чужом глазу, лучше подумать о бревне в своем. Еще совсем недавно мы
сами, всем народом, 70 лет верили неизвестно во что, да еще и треть мира
заставили поверить в тоже самое, и нам эта вера обошлась гораздо дороже, чем
восточное доверие к учителю.
Времена уходят в прошлое, и на отмашке психологического
маятника мы не верим ничему и никому, что тоже далеко не идеальная установка,
так как часто не позволяет заметить и нечто стоящее. Как будто, собираясь мыть
золото в реке, старатель сначала зачерпывал речной песок пригоршнями, думая что
все это золото, а потом, разуверившись, вообще забросил промывочный лоток в воду
вместе со всем этим неблагодарным занятием. До промывки, то есть до работы, он
так и не дошел, оставшись на всю остальную жизнь нищим, как, впрочем, остаются
нищими, но уже не в материальном плане, и подавляющее большинство людей. Исходя
из этого, есть некоторые технические и психологические моменты, которые могут
облегчить многим ученикам тернистый путь к вершинам нового знания, и убрать
некоторые ловушки или хотя бы ослабить их действие в наш век неверия и
недоверия. Правда, чужим умом жив не будешь, и большинство обучающихся
предпочитают собственным лбом стены прошибать, но вдруг кто-то все-таки заметит,
что рядом с его стеной, которую он безуспешно штурмует раз за разом, набивая
себе шишки, существует вполне приличная дверь, даже с дверной ручкой. Для
удобства пользования.
Про восточную любовь к этикету и церемониям, берущую свое
начало со времен Конфуция и пронизывающую насквозь всю культуру Китая, Японии и
Вьетнама, сказано много. Частично эти обычаи перекочевали и в наши спортзалы
наряду с кимоно и терминологией, так сказать, в нагрузку к технике. В
подавляющем большинстве случаев дело окончилось либо прямым игнорированием, либо
слепым копированием. "Каратэ начинается с поклонов". Раз поклонился - каратист,
два поклонился и стал сэмпаем, три поклонился и… радикулит заработал. "Заставь
дурака богу молиться, он себе и лоб расшибет" - перефразируя: "Заставь каратиста
кланяться, он себе и радикулит заработает". Что, впрочем, не означает, что автор
каратистов за дураков держит. Он их еще в зале Кекусин-кай научился уважать, от
греха подальше. Но среди общего количества надуманных и натасканных неизвестно
откуда обрывков чужой культуры иногда попадаются и вполне разумные и
обоснованные вещи.
К примеру, во многих восточных школах было не принято в
зале скрещивать руки на груди, упирать их в бедра, складывать тем или иным
образом, а также подпирать собой стенки. Блажь учителя? Давайте разберемся.
Начав заниматься, ученик пытается на тренировке снять, скопировать движение с
инструктора и переложить его на себя. Сложность "снятия формы" заключается в
том, что человек воспринимает окружающий мир на двух уровнях: сознательном и
подсознательном. Сознание это диалог, типа: "Что там еще такого любопытного нам
сейчас покажут. О, классно, мне бы так. Как? Нога сюда, рука туда, другая нога,
запутался… в инструкторских ногах". То есть, основной минус такого восприятия в
том, что оно не в состоянии схватить картину целостно, а выделяет ту или иную ее
часть или перескакивает с одной точки фиксации на другую. А в приеме важна не
только рука или нога, а каждая мелочь: дистанция, угол входа в атаку, положение
корпуса и ног, сброс силы и так далее. Хорошая техника напоминает сложную боевую
машину типа танка и эффективна только тогда, когда все в наличии. Представляете,
если на заводском конвейере "забудут" в процессе монтажа поставить одну
гусеницу. Хорошо, если только одну, а то в редакции многих учеников, прием
выглядит как танк, в башне которого забыли смонтировать зарядное устройство
(читай "сброс силы"), или ходовую часть и пушку поставили на место, а броню
забыли (читай "систему защиты"), либо гусеницы на колеса не надели (читай "ноги
и передвижения"). Интегрировать все эти мелочи воедино способно подсознание, но
оно зависит напрямую от тела, его положения, позы. Скрещенные на груди руки,
ладони, упертые в бедра, все это замки, тем или иным образом блокирующие
подсознание. Опора на стенку приводит точно к такому же результату, правда
механизм здесь несколько иной. Если замки блокируют подсознание, то опора на
что-либо усыпляет его. Общеизвестно, что мы спим тогда, когда ложимся. Степень
же глубины такого сна обратно пропорциональна вертикальности опоры, чем
горизонтальнее, тем глубже, или степени невыспанности данного конкретного
субъекта. Поэтому, дорогие ученики, если хотите эффективно учиться, не
усложняйте себе жизнь, тем более, что такие рецепты действуют в любом спортзале
и, даже больше, при любом процессе обучения.
http://www.isrb.ru/articles/stages_1.html