Тип первый - ученики.
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий
получает, и ищущий находит, и стучащему отворят."
Евангелие от Матфея. Стих 7:7-8
Их я еще во вьетнамском зале разглядел, когда они толпой по
стенам жались. Именно они составляют основное и, часто, подавляющее большинство
народа в школах боевого искусства. Потеют на тренировках, заполняя зал шумом от
ударов, бросков и криков по поводу и без повода, или не очень потеют, но шумят
при этом не меньше. Толпятся в раздевалках, разглагольствуя на любую
подвернувшуюся тему, зачастую пытаясь скрыть громким голосом неуверенность в
себе. Ходят из зала в зал, перебирая потом, как колоду карт, места, где они
бывали, и инструкторов, у которых они занимались. Надеются встретить своего,
единственного и неповторимого учителя, который, наконец, сделает из них что-то.
В зависимости от личных устремлений и запросов либо грозу подворотен, либо
великого дзенского мастера, да так и старятся, оставаясь в душе учениками до
преклонных лет, напоминая средневековых студентов.
Но все это так, к слову, общая характеристика. А основная
черта, по которой можно узнать ученика, не вдаваясь в дебри психологии, это то,
что хоть он и старается на всю катушку или не очень усердствует, но в какую бы
сторону он ногами и руками не махал, удары его опасны, в основном, для
окружающего воздуха, иногда для макивары или боксерского мешка в углу, в самом
крутом случае для собрата из собственного спортзала, так как он еще только
учится, только осваивает все хитросплетения приемов и связок. Не нужно требовать
с него большего. Одним словом - ученик. Правда другой таким учеником до
преклонных лет остается, но может быть у него цель такая. И вообще речь не о
нем, а о перспективном, который действительно от души старается, а не только
делает вид. Пытается понять, вникнуть в незнакомую форму движения, ведь этап
ученика это и есть выставление формы движения, удара, приема. На воздухе, на
макиваре или мешке, на партнере, то есть на всех стадиях отработки и
оттачивания, в которую входит и парная работа. Кстати, самые хорошие результаты
ждут тех учеников, которые первое, да и не только, время и в бою остаются
учениками, пытаясь следовать той или иной форме техники, а не просто дать
кому-нибудь по физиономии.
Самая ценная черта психологии ученика - старание и
прилежание, как ни тривиально это звучит. Таких ребят видно сразу по глазам. Они
у них внимательные. Пытаются понять, что это инструктор там такое делает, и как
бы это сделать самому. Каждый в свое время прошел этот этап. Я имею ввиду тех,
кто на этом не остановился и пошел дальше на новые рубежи, о которых речь пойдет
ниже. Неважно, где начинались занятия: в спортзале бокса, на борцовском ковре
или в подвале, где преподавали незаконное в то время каратэ, но каждый помнит
щемящее чувство от присутствия где-то совсем рядом нового знания, которым очень
хочется овладеть. Но получается это не у всех, так как уметь учиться - это, в
своем роде, талант, который можно и нужно развивать и взращивать.
Основная проблема, с которой адепты сталкиваются на стадии
ученика и без преодоления которой этот талант остается зарытым в землю,
формулируется следующим образом: с одной стороны человек, придя учиться, должен
сделать нечто совершенно новое, то что раньше он сделать был не в состоянии. А
для этого необходимо оставить в стороне все прошлые знания и наработки, которым
его обучили, и открыться новому. Как гласит восточная мудрость, "если стакан
полон, в него нельзя налить ни капли", пусть даже в стакане бормотуха, а налить
собираются отменный коньяк. С другой стороны, самый гениальный инструктор,
вооруженный самой новейшей методикой, не сможет проделать путь вместо ученика,
подменить его личные усилия своими. Каждый человек индивидуален и уникален как
физически, так и психически, и если он не будет пропускать все новые движения
через себя, вряд ли он обучится чему бы то ни было. То есть, в первом случае,
нужно оставить себя и сосредоточиться на инструкторе, во втором наоборот,
оставить в покое инструктора и сосредоточиться на себе.
Как и в любом парадоксе истина лежит где-то посередине, но
обычно люди скатываются в одну либо другую сторону. Много хороших ребят так
ничего и не достигли по той простой причине, что не смогли выбраться из
собственного угла, из своей "тарелки", из ставшего привычным ритма движения.
Особенно тяжело тем, кто уже что-то знает, занимался тем или иным стилем. Мы все
ценим то, что нам досталось с трудом и лишиться этого боимся до потери пульса.
"Лучше синица в руках, чем журавль в небе", так уютно в привычных рамках, со
знакомыми приемами и движениями. К новому стилю такие ученики относятся как к
курсам повышения квалификации: я уже кое-что знаю, прибавлю-ка к моему багажу и
этот "чемоданчик" с симпатичной наклейкой и все будет в наилучшем виде. К
сожалению техника не багаж, а прием не чемодан. На механической сборке приемов
из разных стилей далеко не уедешь. Шутки шутками, но для того, чтобы сказать
самому себе "я ничего не знаю и буду учиться заново", требуется определенное
мужество. Если человек действительно что-либо знает, то никуда это не денется и,
так или иначе, со временем найдет свое место в его новой системе движения. А
если нет, то стоит ли жалеть о том, что так легко теряется. Часто это бывают
даже не знания, проникшие в плоть и кровь, а род интеллектуальной информации,
которая также легко забывается, как в свое время и запоминалась. Момент перехода
от такого старого знания к чему-то новому часто связан с психологическим шоком,
моральной травмой, которую человек получает, когда убеждается в не
состоятельности и бесполезности своей техники, на которую, подчас, затрачены
годы тренировок.
Такие ситуации могут возникнуть при столкновении адептов
формальных школ у-шу и каратэ с боксерами и борцами или при "дружеском" контакте
спортсменов и бойцов неспортивных боевых школ. Возможны и другие ситуации, типа
попадания в нестандартные по сравнению с залом условия. Как, например, одному
тхеквондоисту пришлось защищать свою "жизнь и честь" на изрытом футбольном поле
после дождя, где не только ногу поднять, стоять было тяжело. В конце концов, как
бы много вы ни знали и какой бы разносторонней подготовкой ни обладали, рано или
поздно вы можете попасть в ситуацию, где все ваши навыки окажутся "не ко двору",
жизнь всегда будет шире любой подготовки. Не упускайте случая и не закрывайте
глаза на собственное незнание, так как этот момент может стать для вас
поворотной точкой, если вы его не упустите. Как говорится: "Если человек на
протяжении одного месяца хотя бы раз не говорил себе: какой же я дурак! - он
окончательно поглупел". Что скрывать, и у автора был момент, когда он сидел в
раздевалке и загибал пальцы на руке, считая все приемы, которыми его "сделали",
а точнее разделали под орех. Теперь, спустя годы, можно сказать, что без той
раздевалки не было бы всего дальнейшего пути, в том числе и этой статьи.
http://www.isrb.ru/articles/stages_1.html