РУКОВОДСТВО УЧАЩИМИСЯ
Обучение детей
Взросление является непрерывным процессом, и дети,
находящиеся на различных его стадиях, значительно отличаются друг от друга. По
этой причине ваша задача заключается в создании такой учебной программы, которая
отвечала бы потребностям детей любого возраста. Включите в нее как можно больше
разнообразных видов активной деятельности и упражнений, которые помогут заложить
прочный и надежный фундамент, чтобы затем вы могли строить на нем здание из
сложных практических умений и теоретических знаний Чем качественнее будет та
основа, которую создадите вы в детях в юном возрасте, тем легче и проще они
усвоят сложные техники высших уровней обучения.
Учебная программа, составленная для занятий с детьми,
должна быть последовательной и общеразвивающей. Именно эта ее характеристика
наиболее важна для родителей, отдающих детей в школу боевых искусств. Планируя
практические занятия, обязательно учитывайте особенности детей различных
возрастов и исходя из этого формируйте учебные группы.
Дети в возрасте от 3 до 6 лет.
Характеристики:
1. Чрезвычайно активны и любознательны; склонны к вспышкам
активности.
2. Очень гибки и способны быстро восстанавливаться как
физически, так и эмоционально.
3. Хорошо контролируют крупные мышечные группы.
4. Находятся в поиске поведенческих моделей.
5. С радостью реагируют на поддержку и похвалу.
Основные виды занятий:
1. Организовывать простые виды активной деятельности,
чередующиеся с периодами отдыха или спокойными физическими упражнениями.
2. Выполнять упражнения, развивающие такие основные
физические качества, как координация, равновесие, способность менять направление
движения и т. д.
3. Проводить упражнения, развивающие крупные мышечные
группы, например бег, прыжки, ударь; ногами, руками и т. д.
4. Поддерживать твердую дисциплину, постоянно подчеркивая
необходимость соблюдать простые и ясные правила (особенно правила
безопасности).
5. Поощрять за старательность и сотрудничество больше, чем
за достигнутые результаты.
Дети в возрасте от 6 до 9 лет.
Характеристики:
1. Очень активны, но вынуждены подчиняться требованиям
школы
2. Более заметны проявления агрессивности.
3. Интересуются правилами и организацией соревнований.
4. Завышенное мнение о собственных способностях, не
соответствующее реальным возможностям (подавляющее количество несчастных случаев
происходит с детьми в возрасте 9 лет).
5. Страстное стремление восхитить, порадовать учителя.
6. Чувствительны к критике, болезненно воспринимают
неудачи.
7. Сильное стремление к знаниям.
Основные виды занятий:
1. Вовлекать всех учащихся в активные виды деятельности,
чередующиеся с периодами отдыха.
2. Для выхода агрессивности проводить занятия по отработке
ударов на легкой боксерской груше и подобные им.
3. Устраивать игры с простыми правилами между небольшими
командами (сотрудничество).
4. Строго требовать соблюдения правил поведения и
безопасности, особенно во время самостоятельной работы.
5. Назначить помощников или лидеров в каждой группе для
развития у учащихся способности повести за собой остальных.
6. Избегать критики, стараться обеспечить каждому ученику
возможность проявить себя.
7. Ежедневно менять формы проведения занятий и способы
введения новых техник.
Дети в возрасте от 9 до 12 лет.
Характеристики:
1. Резкий скачок в физическом развитии у девочек и иногда у
мальчиков.
2. Развитие точной моторной координации.
3. В качестве образца для подражания место взрослых
занимают сверстники.
4. Развитие духа соперничества, яркое стремление
выделиться.
5. Формирование индивидуальных черт, не присущих родителям.
Основные виды занятий:
1. Организовать соревновательную деятельность, учитывая
различия учащихся по полу, массе и силе.
2. Более детально изучать выполнение сложных техник (с
применением чувства времени, реакции, координации и т. д.).
3. Проводить командные соревнования, требующие
сотрудничества в группах и соперничества между группами.
4. Проводить турниры и игры (бег, армрестлинг, удары ногой
по мишени на скорость), предполагающие несколько победителей. Варьировать
соревнования таким образом, чтобы каждый имел шанс выиграть. Поощрять проведение
стихийных соревновательных мероприятий, если учащиеся проявляют к ним интерес.
5. Способствовать развитию чувства ответственности и
целеустремленности. Обеспечивать возможности для целенаправленного развития
личности.
Дети в возрасте от 12 до 15 лет.
Характеристики:
1. Начинается ускоренное физическое развитие мальчиков;
резко повышается внимание к своему внешнему виду и физическим возможностям у
представителей обоих полов.
2. Девочки выделяются гибкостью и способностью сохранять
равновесие; мальчики отличаются силой, скоростью и выносливостью благодаря
особенностям строения тела и объему сердца и легких.
3. Первостепенное значение для каждого приобретает мнение
сверстников.
4. Формируется представление о самом себе.
5. Внимание сохраняется более длительное время.
6. Развивается способность выполнять продолжительную
аэробную деятельность.
Основные виды занятий:
1. Избегать критики, особенно при физических недостатках.
2. Поощрять развитие сильных качеств как компенсацию
слабых.
3. Поощрять деятельность, требующую сотрудничества и
творческого подхода для успешного решения общих проблем.
4. Обеспечить моральную поддержку и помочь учащимся в
развитии физических и духовных качеств.
5. Начинать преподавание сложных техник, требующих
длительной отработки.
6. Рекомендовать учащимся выступить в соревнованиях на
высшем уровне (национальных), если они заинтересованы в этом и обладают
соответствующими способностями.
В зависимости от количества детей, которых вы обучаете
боевым искусствам, вы можете сформировать группы по собственному усмотрению. При
наличии детей всех возрастов необходимо разделить их как минимум на две группы
(4-8 лет и 9-12 лет). Если обучающихся у вас детей много, при формировании групп
можно исходить и из уровня их мастерства. По мере взросления большинство детей
станут отдавать предпочтение совместным занятиям с взрослыми. Когда ваши
воспитанники смогут сохранять внимание на протяжении длительного времени и
достигнут физической зрелости, они с удовольствием приступят к изучению сложных
техник.
Виды деятельности, используемые на занятиях с детьми любых
возрастных групп, должны соответствовать их возрасту. Это повышает интерес
учащихся к тренировкам и сохраняет его достаточно длительное время. Кроме того,
при планировании занятий особое внимание уделяйте их безопасности. Дети очень
подвержены травматизму и потому нуждаются в пристальном и постоянном контроле.
Составьте для них строгие правила безопасности и объясните, почему их необходимо
выполнять.
Коротко говоря, планируя занятия с детьми, старайтесь
сделать их интересными, живыми, безопасными и познавательными.
http://tkd.kulichki.net/metod/m5_4.htm